Развивающие и обучающие игры для детей от 5 до 10 лет

Развивающие и обучающие игры для детей от 5 до 10 лет

Возраст от 5 до 10 лет психологи называют сензитивным для развития воображения. Это значит, что свойство воображения развивается в этот период наиболее интенсивно. Вместе с тем воображение лежит в психологической основе любого научного открытия. А что как не бесконечную череду «научных открытий», совершают наши маленькие «ученые» в школе. Следовательно, учеба, опирающаяся на воображение, пойдет эффективнее и легче для самого ребенка. Многие учебные игры строятся именно на активизации воображения. Познакомимся с некоторыми из них.

☺ Игра «Изобретатель»

В ходе этой игры дети могут проявить способности изобретателя. Для этого используется прием «запрещений». Перед ребенком ставится задача, требующая решения, но запрещается использовать типичные способы и средства. Например: необходимо начертить круг, но нельзя пользоваться циркулем, нужно набрать в определенную емкость песок, но нельзя пользоваться лопатой или совком. Задача ребенка — предложить как можно больше вариантов решения при заданных условиях.

Возможные решения задачи с кругом:

1. Обвести карандашом стакан, блюдце, любой круглый предмет.

2. Привязать к карандашу нитку, закрепить один конец нитки на бумаге и карандашом начертить при натянутой нитке окружность (сделать примитивный циркуль).

3. Перевести круг с помощью прозрачной бумаги или оконного стекла.

4. Начертить круг на компьютере, а затем распечатать на принтере.

Возможно, ваш «изобретатель» предложит еще много вариантов решения задачи, совершив неожиданные и для вас открытия.

Задания

Разделить листок бумаги на четыре равные части, не пользуясь карандашом.

Раскрасить красками нарисованный цветок, не пользуясь кисточкой.

Сделать в листе бумаги круглое отверстие, не пользуясь ножницами.

Соединить два листа бумаги, чтобы они не распадались, не пользуясь клеем.

Выкопать ямку под посадку цветка, не пользуясь лопаткой.

☺ Игра «Космический полет»

Из детей формируется «команда космического корабля». Они должны распределить роли в команде: выбрать капитана корабля, штурманов, пилотов, исследователей по различным отраслям знаний, корабельного врача, корабельного повара с помощниками и любых других специалистов, которых предложат сами, посчитав их нужными в полете. Перед началом игры каждый участник получает по десять баллов.

После формирования команды каждый определяет свои задачи и функции в полете — что он собирается делать во время путешествия — и начинает «подготовку» к полету.

Капитан должен написать основные правила поведения на корабле и приказ о начале полета; штурманы — проложить маршрут по карте звездного неба; пилоты — с помощью штурманов — посчитать, сколько времени продлится путешествие (на своем суперскоростном корабле один сантиметр расстояния они будут пролетать за десять дней); исследователи пишут список необходимых для их исследований вещей, которые они возьмут с собой; врач готовит список необходимых медикаментов и количество баночек с витаминами для всей команды (сколько же надо витаминов, если пить по одной витаминке каждый день на протяжении путешествия каждому члену команды! Время путешествия врач узнает у пилотов); повар должны сосчитать, сколько нужно с помощниками взять в путешествие котлет, килограммов картошки (из расчета 0,5 кг в день на члена команды) и сколько каждому достанется конфет, если их взять 100 кг, а в килограмме пятьдесят штук конфет.

Затем все подготовленные материалы обсуждаются и проверяются всеми участниками игры. За каждую ошибку в своей деятельности (грамматическую или математическую) участник игры штрафуется на один балл. При обсуждении качественного содержания деятельности другие «члены команды» могут дополнить списки необходимых предметов или выполняемых функций. Если дополнение принято остальными членами команды, участник получает пять баллов.

Когда подводятся итоги игры, считают, сколько баллов у каждого игрока, и определяют победителя.

☺ Игра «Двенадцать месяцев»

Это сложная коллективная игра, направленная на общее развитие и освоение знаний по природоведению, истории на уровне начальной школы. В игре принимают участие не менее 12 детей. Игра проводится в два этапа. На первом этапе осуществляется подготовка к празднику. Она занимает несколько дней. На втором этапе в назначенный день проводится праздник «Карнавал года».

Первый этап. Все дети получают роль одного из месяцев года. Если детей больше двенадцати, то оставшихся можно выбрать в жюри. Очень важно, чтобы свою роль Дети выбирали по желанию. Можно также разделить участников на 12 команд, в состав которых входят: костюмированный герой, член будущего жюри, «оформите­ли» и «сценаристы». Даже если у детей разные роли, им всем можно предложить одеться в карнавальные костюмы, соответствующие месяцу, выбранному командой.

Например, для января подходит костюм, связанный с Рождеством.

Февраль предстанет в костюме Ветра, Вьюги.

Март может отразить в своем костюме символику праздника Восьмое марта.

Апрель связывает свой костюм с Днем космонавтики.

Май — это месяц распускающейся яблони, первых цветов.

Июнь — начало летних каникул.

Июль — сенокос, созревание хлеба.

Август — месяц плодородия, сбора урожая.

Сентябрь — начало учебного года.

Октябрь — классическая картина осени.

Ноябрь может содержать в костюме элементы темной звездной ночи.

Декабрь, как символ Нового года, может украсить себя новогодними игрушками.

В костюмах зимних месяцев должен преобладать белый цвет; весенних — голубой, синий, светло-зеленый; летних — яркие цвета радуги; осенних — желто-коричневая гамма.

Дети должны подготовить небольшую сценку, иллюстрирующую «свой» месяц. Она включает стихотворение, описывающее природные особенности этого месяца, пантомиму, рассказывающую об основном занятии земледельцев в это время в России, и загадку о своем месяце.

Кроме того, все дети готовят по 3 вопроса, которые они смогут задать другим участникам карнавала, чтобы проверить знания особенностей своего месяца.

К проведению игры необходимо на подготовительном этапе оформить помещение: на стенах и окнах изобразить пейзажи разных времен года, подобрать соответствующую музыку, подготовить стенды с фотографиями участников карнавала, где дети сфотографированы на природе в разные времена года. Можно про­вести дополнительный конкурс на лучшую стенгазету, посвященную какому-либо времени года.

Второй этап. В назначенный день и время устраивается «Карнавал года».

Вначале проводится парад костюмированных участников карнавала. Если есть жюри, то его члены оценивают костюмы. Для этого у каждого члена жюри приготовлен набор планшеток с оценками от «4» до «9». На одной планшетке с двух разных сторон изображено по одной оценке.

После прохождения по сцене каждого костюмированного участника все члены жюри показывают свои оценки. В личном протоколе каждого участника суммируется его общая оценка. Если все дети в костюмах и участвуют в параде, то жюри может состоять из представителей всех других команд, кроме той, которая в данный момент «выступает», или из взрослых, помогающих проводить игру.

Затем проводится демонстрация сценок или «живых картинок», иллюстрирующих месяц года. Жюри оценивает каждую сценку.

Следующие конкурсы идут по типу КВН. Члены команды каждого месяца выходят на сцену и задают свою загадку всем остальным участникам карнавала. Кто первый отгадал загадку, тот получает 5 баллов. В ответ участникам команды задают из зала вопросы об их ме­сяце. Каждый ответ оценивается жюри от 4 до 9 баллов. По окончании конкурсов все полученные баллы суммируются и выявляется победитель, который получает титул Короля карнавала, ему на голову водружают коро­ну. Следующий по набранным баллам участник получает титул Главного советника. Король и Главный советник объявляют танцы, игры, раздают призы участникам.

Призы получают за:

— «Лучший карнавальный костюм»;

— «Лучшую сценку»;

— «Лучшую загадку»;

— «Лучший вопрос»;

— «Лучший ответ»;

— «Лучшую стенгазету»

и т.д.

Распределение мест и призов идет по общей сумме оценок участников или по решению жюри. Можно по каждой категории выделить несколько призов (первое, второе, третье места).

Важно, чтобы по возможности все дети были как-то отмечены и поощрены.

Для проведения конкурсов по типу КВН из участников можно сформировать команды не по месяцам, а по временам года. Тогда будут соревноваться четыре команды.

В целом игра «Карнавал года» интересна и познавательна. Дети испытывают большое удовольствие как от процесса подготовки игры, так и от проведения самого карнавала. Но игра требует достаточно большой подготовки и активной помощи со стороны взрослых.

Основной принцип любой учебной игры в том, чтобы она при сохранении игровой модели поведения включала в себя учебный материал. Ниже мы предлагаем ряд игр, которые направлены на усвоение конкретного знания в форме активной игры.

☺ Игра «Интеллектуал»

Детям предлагается выяснить, кто из них самый большой интеллектуал: им необходимо решить задачи в течение 30 минут. Кто решит больше всех задач, тот и лучший интеллектуал группы.

Это могут быть следующие задачи:

1. Разделите пять яблок между пятью людьми так, чтобы все получили по яблоку и одно осталось в корзинке.

2. Запишите «2» тремя пятерками.

3. В комнате четыре угла. В каждом углу сидит по кошке. Напротив каждой кошки по три кошки. Сколько всего кошек в комнате?

4. Запишите «4» тремя пятерками.

5. Портной имеет кусок ткани в 16 метров, от которого он ежедневно отрезает по два метра. По истечении скольких дней портной отрежет последний кусок ткани?

6. Запишите «5» тремя пятерками.

7. Увеличьте число 666 в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий.

Ответы

1. Один человек берет одно яблоко вместе с корзинкой.

2. Решение: 2 =(5+5)/5.

3. В комнате четыре кошки.

4. Решение: 4 = 5 — 5:5

5. Последний кусок портной отрежет на седьмой день.

6. Решение: 5 = 5 + 5 — 5.

7. Написать число 666, а затем повернуть бумагу с написанным числом «вверх ногами» (на 180 градусов). Получится число 999.

В игре «Интеллектуал» не обязательно использовать приведенные задачи, хотя они хороши тем, что проверяют смекалку. Можно взять любые задачи и примеры из учебника и предложить их выполнить на «скорость».

Эту игру, в которой имеется элемент группового соревнования, можно проводить на обычном уроке. Для ее проведения готовятся эстафетные карточки, на которых предлагается цепочка заданий. Задания, как правило, нетрудные, не требуют длительного размышления.

Вся группа делится на команды, в каждой из которых находится количество детей, равное количеству заданий эстафеты. Команды могут представлять собой ряды по партам в классе. По команде ведущего с последнего человека в ряду запускается эстафетная карточка. Он быстро решает первое задание и передает карточку сидящему перед ним. Тот решает второе задание и передает карточку следующему игроку. Работа ведется до тех пор, пока не будут выполнены все задания. Справившись с заданием, команда фиксирует время выполнения и передает карточку на проверку, например, учителю-ведущему. За каждую ошибку команда получает штрафное время — 2 минуты. Подводится общий итог времени каждой команды. Побеждает команда, у которой наименьшее время.

☺ Игра «Интеллектуальная эстафета»

Образец эстафетной карточки.

1. Впишите пропущенные буквы алфавита:

А, Б,... Д, Е,... Ж,.......... К, Л.

2. Поставьте правильно ударение в словах:

ВОДА, УЧЕНИК, ЗВОНИТ, ЗВОНОК, МАГАЗИН.

3. Поставьте правильную букву в словах:

М... ЛОКО, ЛОШ... ДЬ, М... ШИНА.

4. Разделите по слогам слова:

КУКЛА, УЧЕБНИК, ЗАЙЧИК, ВЕСЕЛЫЙ.

5. Напишите любое имя собственное.

6. На какой вопрос отвечает слово:

КНИГА — ...? КОШКА - ...?

7. Закончите предложение:

МАША УЧИЛА....

Можно приготовить несколько различных «эстафетных карточек», для каждой команды свою. Количество заданий в карточке определите сами. Можно сделать карточки по математике или чтению, карточки, включающие материал из разных предметов.

☺ Игра «Я знаю это животное»

С помощью этой игры дети смогут продемонстрировать свои знания живой природы.

Все участники разбиваются на две команды. Выбираются 3 человека в жюри. Каждая команда загадывает

животное, записывает на листочке, заклеивает листочек в конверт и сдает конверт жюри.

Начинается игра. Участники команды по очереди дают какую-то описательную характеристику загаданному животному, не называя его. Это может быть его внешний признак, особенность жизни или среды обитания. Тот, кто не смог сказать о животном, может его показать, но так, чтобы другая команда не сразу догадалась. После того как все высказались, другой команде дается одна минута, чтобы обсудить все услышанное и увиденное и решить, что это за животное. Затем представитель команды объявляет ее решение. Если угадано правильно, то команда получает 10 очков. Если неверно, то команде дают право задать противникам 3 вопроса и еще полминуты на обсуждение. Если ответ во втором случае правилен, то команда получает 5 очков. Чтобы проверить ответ, жюри надо открыть конверт с загаданным животным. Затем описывает свое животное вторая команда.

За одну игру каждая команда может описать (и угадать) несколько животных. Затем считают общую сумму очков у каждой команды и определяют победившую команду.

В команде семь человек. Загадано слово «тигр».

Первый участник. Это очень красивое животное.

Второй участник. В его окраске есть черный и желтый цвета.

Третий участник. У него острые зубы.

Четвертый участник. Рычит и оскаливается.

Пятый участник. Это животное живет в жарких странах.

Шестой участник. Это животное живет в тайге.

Седьмой участник. Это животное ест мясо.

Команда не угадала животное, задала следующие вопросы и получила ответы.

«Это животное большое?» — «Достаточно большое».

«У этого животного есть когти?» — «Да».

«У этого животного длинный хвост?» — «Да».

Затем команда вновь обсуждает услышанное и выносит свое решение.

☺ Игра «Создание мультфильма»

Предложите ребятам попробовать себя в роли сценаристов мультфильма. В основу сюжета можно положить какую-либо известную детям басню или стихотво­рение. Для игры все участники должны предварительно выучить выбранное произведение наизусть. Затем можно приступать к игре — составлению «сценария мультфильма».

Два участника игры садятся за стол друг против друга, первый называет одного из героев «сценария», противник называет другого героя. Затем первый участник — следующего, и так по очереди, пока не будут названы все будущие герои. Продолжая в порядке очереди, игрок описывает первый кадр сюжета и произносит первую стихотворную строчку. Противник описывает второй сюжетный кадр и произносит вторую строчку, и так далее, пока они не прочитают все произведение. Сценарий мультфильма готов. Зрители оценивают, насколько он хорош. Особенно ценятся юмористические характеристики кадров и детальность описания. Сценаристов с каждой стороны может быть по два человека. Тогда они будут помогать друг другу при работе. Можно за одну игру создать несколько сценариев и выбрать лучший. Это придаст игре дух соревновательности и большую динамичность.

Детям предлагается выучить к игре басню И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

Первый участник. Герой Лебедь.

Второй участник. Рак.

Первый. Щука.

Второй. Автор.

Первый. В кадре несколько ребят ссорятся. За кадром голос автора: «Когда в товарищах согласья нет...»

Второй. В кадре два мальчика дерутся, а два показывают друг другу языки. Голос автора: «На лад их дело не пойдет...»

Первый. Все дети отдельно друг от друга плачут. Голос автора: «И выйдет из него не дело — только мука...»

Второй. В кадре появляются лебедь, рак и щука. Голос автора: «Однажды Лебедь, Рак и Щука...»

Первый. В кадре большой воз с поклажей. Голос автора: «Везти с поклажей воз взялись...»

Второй. В кадре впрягаются в телегу Лебедь, Рак и Щука. Голос автора: «И вместе трое все в него впряглись...»

Первый. В кадре Лебедь теряет все перья и стоит ощипанный. Рак вылез из панциря и трясется от холода. Со Щуки сыплется чешуя. Голос автора: «Из кожи лезут вон...»

Второй. Воз стоит на месте, как стоял. Голос автора: «А возу все нет ходу...»

Первый. В кадре воз, над которым на крылышках порхает поклажа. Голос автора: «Поклажа бы для них казалась и легка...»

Второй. Лебедь, привязанный к возу, пытается улететь в небо. Голос автора: «Да Лебедь рвется в облака...»

Первый. В кадре привязанный к возу Рак тащит его задом наперед. Голос автора: «Рак пятится назад...»

Второй. В кадре Щука прыгает в воду с откоса, на котором стоит воз, сама привязана к возу. Голос автора: «А Щука тянет в воду...»

Первый. В кадре воз, который тянут Лебедь, Рак и Щука в разные стороны, рассыпается на части. Голос автора: «Кто виноват из них, кто прав...»

Второй. В кадре судья, он читает приговор. Голос автора за кадром: «Судить не нам...»

Первый. В кадре остатки воза и улетевшая в небо поклажа. Голос автора: «Да только воз и ныне там»

Второй. Конец.

Эта игра достаточно сложная. Она требует абсолютного знания текста. Но воспринимается детьми с инте­ресом.

☺ Игра «Экзамен»

Эта игра требует серьезной подготовки. Детям заранее предлагается составить по одному вопросу и одному заданию по теме. Затем они готовят билеты: на одинаковых листочках красиво пишут задания.

По составленному вопроснику дети готовятся к экзамену. В день экзамена вся группа делится на «студентов» и «экзаменаторов». «Экзаменаторы» садятся за стол, выкладывают билеты. «Студенты» по очереди берут со стола билет, готовятся к ответу, а затем отвечают «экзаменаторам». Те выслушивают ответ и ставят оценку. Когда все «студенты» ответили, дети меняются ролями: «экзаменаторы» становятся «студентами» и наоборот. Игра повторяется с новым распределением ролей.

Похожие статьи:

Развивающие игры для младших дошкольников 3-4 лет в детском саду

Игры на развитие творческого мышления детей 5, 6, 7 лет

Что такое игра для ребенка?

Развивающие, подвижные игры для ребенка

Развивающие игры для детей от 6 до 11 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!