Консультация для родителей детского сада. Обучение детей рисованию
Как обучать дошкольников рисованию
С чего начать? Нужно ли учить малыша рисовать? Конечно, нужно. С одной стороны, малыша нужно учить рисовать, лепить, создавать аппликации. С другой стороны, малышу нужно рассматривать работы настоящих художников, это поможет ему в развитии творческих способностей.
Для практического рисования малышу нужны краски, для самых маленьких лучше всего подойдет гуашь. Гуашь хорошо смывается, быстро сохнет, поверх нее можно делать рисунки другими красками, она нетоксична, не вызывает аллергии и неприятна на вкус (значит, малыш, раз попробовав, не будет тянуть ее в рот). Единственный недостаток у гуаши — упаковка, слишком тугие крышечки на банках. Значит, без помощи взрослого ребенок не сможет откупорить баночки. К тому же цветов у гуаши намного меньше, чем у акварели.
Однако этот недостаток можно исправить, научив ребенка смешивать цвета. Гуаши, как правило, хватает ненадолго, дети любят густые цвета, придется запастись несколькими комплектами. Акварель тоже подходит для творчества, с ее помощью можно добиться легкости, прозрачности рисунка, она нетоксична (есть специальные марки для детей), краски могут легко открываться и закрываться (малыш без помощи взрослого может приступить к работе), экономична в работе. Минусы акварели в том, что она растекается по листу, долго не высыхает, поверх нее нельзя класть другой слой краски (слои краски просто смешиваются, создавая грязь). Работать с акварелью сложнее, чем с гуашью, но качество рисунка гораздо выше. Начинайте обучение рисованию с гуаши и затем переходите на акварель. Для рисования можно воспользоваться пастельными мелками: ими можно хорошо штриховать и закрашивать поверхности, мелки хорошо смешиваются на листе бумаги, они хорошо отмываются с любой поверхности. Правда, рисунки пастельными мелками требуют закрепления специальным лаком-аэрозолем. Мелки крошатся, оставляя мелкую крошку на полу и мебели, малыши тянут их в рот. Так что работа с мелками требует внимания родителей, впрочем, как и рисование красками.
Самый первый материал для рисования — цветные карандаши. Они доступны, почти безвредны, хорошо развивают мелкую моторику рук, не пачкаются. Недостаток карандашей в том, что они ломаются, не могут создать богатую палитру красок. Остаются еще фломастеры, но специалисты не рекомендуют приучать малыша к фломастерам. Во-первых, они не развивают моторики рук; во-вторых, у них слишком неестественные оттенки, они не смешиваются; в-третьих, плохо смываются; в-четвертых, быстро выходят из строя. Если все же решили покупать фломастеры, нужно отдать предпочтение фломастерам на водной основе, толстым.
Для рисования малышу нужны кисточки, начинающему художнику достаточно тонкой, средней и толстой (№№ 2 — 3 и 5 — 6, 9 — 10). Тонкая и средняя могут быть беличьими, а вот толстая кисточка должна быть пони или собачья (они меньше сыпятся). Кисточкой нужно уметь пользоваться, малыш не должен держать ее в кулаке. Покажите, как это делать правильно: раскройте правую ручку малыша ладошкой вниз, вставьте кисточку и нижней частью между большим и указательным пальцами. Несколько раз зафиксируйте это положение и малыш научится держать кисточку правильно. Объясните ему, что кисточкой не нужно давить на лист бумаги, движения должны быть мягкими и нежными, скользящими. Чем рисовать, определили, теперь нужно выбрать, на чем рисовать. Альбом, тетрадь, бумага для черчения или акварели, рулоны обоев, картон, ткань. Для начинающего художника подойдет любой материал, главное, чтобы его было много. Если боитесь за стены в детской, развесьте по стенам старые обои или плакаты обратной стороной, на дверь повесьте листы ватмана, старые карты, расставьте фанерные щиты — на них можно рисовать мелками. При желании можно приобрести для маленького художника мольберт, нужно ограничиться простым деревянным, подходящим по размеру малышу. Одна трудность при рисовании — краска быстро стекает вниз, поэтому пусть первое время малыш рисует красками без воды. Для смешивания красок можно купить палитру, лучше выбрать ту, в которой есть широкие отделение для каждой краски. При смешивании в таких ячейках краски не будут сливаться.
С чего начинать обучение рисованию? Сразу усаживать за стол с кисточкой в руках или придумать что-то другое? Для совсем маленьких, которые еще не могут долго сидеть на месте, можно предложить следующий вариант — «Рисуем ручками». Для такого творчества понадобится рулон обоев, прикрепленный на стену, длинный фартук, чтобы малыш не испачкал одежду и краски. Малыш обмакивает ладошки в краску и оставляет след на обоях в виде цветочка, солнышка, птички. Используя такие отпечатки, можно составить целую картину: озеро, лебедь, солнце, облачка, деревья. Вначале потребуется помощь взрослого, нужно показать, какое положение ладошки может создать нужное изображение, а дальше маленький художник повторит сам. Неважно, что пальчики еще слабые и неразвитые, в них трудно удержать кисточку, все равно получится настоящая картина. Если взрослые категорически настроены против раскрашенных ладошек, можно использовать обыкновенные губки для мытья посуды или маленькие квадратные мочалки (можно кусочки поролона). Технология очень проста: губка обильно смачивается гуашью, и малыш оставляет отпечаток на бумаге. С помощью таких разноцветных кирпичиков можно нарисовать домик, замок, паровозик, лес, собачку, все, что угодно. Из кусочков поролона можно сделать треугольники, круги разных размеров. Собачку можно «нарисовать» из прямоугольного оттиска (туловище), маленького квадрата (мордочка) и треугольника (ухо) — все зависит от фантазии. Используя целый набор таких штампиков, можно создать настоящую картину. Очень интересные результаты дает рисование по мокрой бумаге. Это не требует особых навыков рисования, высокого мастерства, но способствует развитию фантазии. Лист бумаги (его лучше прикрепить на стену) смачивают водой с помощью губки, кисточку обмакивают в краску, разведенную водой (лучше выбрать акварель), и малыш проводит по листу полоску, вниз побегут цветные капли, образуя узоры. Предложите малышу разглядеть в этих причудливых переплетениях какой-нибудь образ, дайте название получившейся картины. Используя влажный лист бумаги можно рисовать с помощью пипеток. Для этого нужно две обыкновенные пипетки и одноразовый шприц без иголки. Необходимо развести гуашь или акварель и набрать получившийся раствор в пипетку и шприц. Малыш разбрызгивает краску по листу бумаги пипеткой и шприцом, создавая картину по своему усмотрению.
Потихоньку приучайте малыша работать кисточкой. Ведь у рисования пальцами есть свои недостатки: толстые линии, грязноватые краски (кисточку легче сполоснуть в стакане воды, чем палец). Для начала картина должна быть не очень сложной, чтобы малышу не надоело. Можно просто предложить нарисовать ночное небо. Малыш закрашивает альбомный лист черным или фиолетовым или темно-синим цветом с помощью большой кисточки, а тонкой кисточкой рисует звезды, месяц или луну. От простых рисунков малыш легко перейдет к серьезным художественным произведениям. Даже если ваш малыш не станет выдающимся художником, в жизни ему это обязательно пригодиться.
Похожие статьи:
Когда лучше отправляться на отдых с детьми
Чем занять ребенка, чтобы не мешал
Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей
Нет комментариев. Ваш будет первым!