Консультация для родителей. Как научить ребенка читать
Как помочь ребёнку научиться читать?. Подготовка к школе
На что обращать внимание в первую очередь при чтении художественных произведений? Как лучше и эффективнее построить занятия?
Прежде чем ответить на эти и другие вопросы, попробуйте определить для себя главную цель обращения человека к литературе, искусству. Её понимание позволит выстроить вашу образовательную стратегию. Тактические же приёмы и средства могут быть самыми разными.
Прежде всего необходимо понять, что художественные тексты не должны использоваться только для отработки навыка чтения. Для решения этой задачи лучше использовать «Азбуку» и «Букварь» — книги, специально предназначенные для этих целей. Там вы найдёте тексты по большей части нехудожественные, соответствующие этапу обучения грамоте. Их можно читать и перечитывать по нескольку раз, преследуя главным образом цели «технологические» — автоматизацию процесса чтения.
Поэтому при чтении художественных произведений поставьте перед собой самую главную цель: научить ребёнка любить книгу, читать её не потому, что это «надо», а потому, что это «интересно». В этом процессе важны самые первые шаги. И выстраиваться они должны, исходя из важнейшего принципа, который во врачебной практике формулируется так: «не навреди!» Не навредить хрупкой читательской душе ребёнка, не сломать её нашими порой авторитарными требованиями — научить читать как можно быстрее, — когда в ход идут любые средства, вплоть до принудительного чтения. Да, научить читать мы, конечно, сможем. Но научим ли ЛЮБИТЬ ЧИТАТЬ?
Так как же это сделать?
• Если ребёнок уже научился читать целыми словами, но сам процесс чтения ещё труден для него, то вы можете предложить ему прочитать под вашим руководством небольшие по объёму стихотворение или рассказ, содержание которых, возможно, ему уже знакомо, но он не знает их наизусть.
• При чтении более объёмных произведений используйте волшебный приём, известный со времён сказочной Шахерезады: в самом интересном месте рассказа или сказки попросите вашего ребёнка прочитать небольшой отрывок. Более трудные эпизоды читайте сами!
• Не страшно, если некоторые произведения вы прочитаете от начала до конца. Главное, чтобы ваше выразительное и вдумчивое чтение оставило след в душе ребёнка, помогло заработать его фантазии, воображению, побудило его к сопереживанию и последующим раздумьям над художественным текстом.
• После чтения вы можете побеседовать с ребёнком о прочитанном: какие герои понравились ему и почему; какой эпизод запомнился больше всего; какие события заставили больше всего сопереживать героям и волноваться за их судьбу; к каким эпизодам относятся книжные иллюстрации; что бы нарисовал он сам. Обратите внимание на вопросы в конце каждого раздела, они помогут вам и вашим детям лучше постичь тайны художественного слова и авторские загадки.
• Хотелось бы напомнить вам о том, чтобы вы не переусердствовали в этом процессе; пусть ребёнок читает и отвечает на ваши вопросы только тогда, когда у него есть желание и силы. При первых же признаках усталости или рассеянного внимания переключайте его на другой вид деятельности. Если интерес к чтению на данный момент пропал, не пытайтесь восстановить его «насильственными» методами. Это не приведёт ни к чему хорошему: любить «из-под палки» ещё никто не научился. А вот отвращение или скуку сформировать очень легко. Как только потом от этого избавиться?..
Похожие статьи:
Чем занять ребенка, чтобы не мешал
Мудрые мысли о воспитании детей
Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей
Нет комментариев. Ваш будет первым!