Именно потому, что они разные. Каждому присущ особый, только ему принадлежащий, набор качеств. И еще потому, что воображение как познавательный феномен очень сложен и его необходимо постоянно развивать. Еще в раннем возрасте у ребенка появляются зачатки воображения, которые с возрастом развиваются. В определенный период он начинает узнавать разнообразные изображения, с которыми знакомили его родители. Но рисунки не могут совершенно точно отразить действительность, и малыш «достраивает» ее и воспринимает благодаря целостности восприятия. В основе воображения лежит механизм представления и воссоздания образов. Вот поэтому так важно постоянно содействовать созданию все новых и новых образов у ребенка. Ведь от этого во многом завит, как у него будут развиваться такие познавательные особенности, как память, мышление.
С помощью каких педагогических действий можно развивать воображение ребенка? Для примера мы выбрали самые простые, не требующие от родителей ни педагогического образования, ни особого опыта:
• Детям зачитывается рассказ, где описывается внешность героя. Можно использовать не полное описание, а частичное. Предложить детям дополнить описание героя и нарисовать его.
• Очень полезно для развития воображения собирать «паззлы». Их можно купить в магазине, а можно и сделать самим. Для этого берется целостная картинка и разрезается на кусочки. Детям предлагается собрать картинку.
• Можно предложить упражнение на завершение рисунка. На листке бумаги могут быть представлены различные фигуры, которые не завершены. Детям предлагается дорисовать недостающие элементы. Можно предложить упражнение на завершение рисунка. На листке бумаги могут быть представлены различные фигуры, которые не завершены. Детям предлагается дорисовать недостающие элементы.
• Детям предлагается набор геометрических фигур. С их помощью они могут составить различные картинки или отдельные элементы. Можно использовать только набор фигур, предложенный взрослыми, а можно предложить детям добавить свои.
• Очень хорошим упражнением является чтение детям текста незавершенного типа. Взрослый читает рассказ, останавливаясь на самом интересном месте, и предлагает детям додумать окончание.