Как сформировать у ребенка навыки самообслуживания? Как развивать в ребенке самостоятельность?
Наш сын скоро пойдет в школу. Как его приучить к самообслуживанию, если бабушка все время пытается ему помогать, а то и делать за него?
Это самое разрушительное воспитательное действие взрослых. Только единые требования приводят к воспитательному результату. Ребенок очень быстро приучается лавировать между членами семьи, в которой нет единства. Необходимо обсудить действия бабушки на семейном совете и приложить все усилия, чтобы бабушка приняла общую позицию. Ребенку необходимо объяснять, что бабушка его жалеет, думает, что он слабый, а он сильный и пусть его трудовые действия покажут бабушке какой он самостоятельный и умелый. Главное понять самой бабушке, что она ему своими действиями наносит непоправимый вред. Ребенок-первоклассник попадает в новую для него социальную ситуацию, где большое значение имеет уровень его самостоятельности.
Главное в формировании самостоятельности — это создать у ребенка определенный образ мышления. Понятно, что ваш ребенок не самостоятельный, поскольку все его заботы на себя брала бабушка. Но сейчас, когда впереди у него школа, пора озаботиться формированием этого необходимого для жизни качества. Главным стимулом выступает ожидание обучения в школе. Ненавязчиво, без грубости и прямолинейности поговорите о школе, о тех правилах, которые поджидают вашего малыша в школе. Можно почитать книги о самостоятельных детях, об их поступках. Обязательно после прочтения обсудить действия героев, сделать выводы. Полезно так же использовать незаконченные рассказы, где ребенку предлагается закончить рассказ. Или тексты незавершенного типа. В основе таких текстов лежит нравственная коллизия. В нашем случае она связана с самостоятельностью. Ребенку предлагается вопрос «Как бы ты поступил на месте героя и почему». Подобными действиями происходит формирование у вашего сына мотивации к самостоятельной деятельности. Он должен сам захотеть себя обслужить. Затем можно переходить к созданию условий для выполнения ребенком самостоятельных действий. Вместе, желательно с использованием игровых действий начинаете приучать ребенка обслуживать себя. Заправить постель, вымыть после себя посуду, одеться. Для начала таких действий, направленных исключительно на самообслуживание, будет достаточно. В дальнейшем в развитии качества «самостоятельность» вы будете расширять границы выполнения домашних поручений вашим сыном.
Главное в любом воспитательном действии — это последовательность, системность и взаимодействие всех членов семьи в решении поставленных задач.