Неуверенность в себе очень похожа на выражение ребенком страха. В ее основе и лежит страх. Страх сделать что-то не так. Страх не понравиться окружающим. Страх-недоверие, страх-озабоченность, страх-подавление. И страх, и неуверенность связаны в основе своей, с озабоченностью ребенка о результатах каких- либо своих действий.
На практике неуверенность в себе проявляется у ребенка полярно. Либо он идет напролом в выполнении действий, либо становится абсолютно безвольным в достижении даже желанной для него цели. Неуверенность в действиях характеризуется целой гаммой чувств, которые проявляет ребенок.
Он страдает от своей несостоятельности, он может беспричинно ссориться с окружающими его людьми, у него появляется неспособность жить в мире с родными. У ребенка даже на этой почве могут возникать невротические реакции.
Откуда берется такой букет чувств?
Это объясняется тем, что с рождения у ребенка формируется устойчивое понимание своего места в мире. Он беззащитен от нападок мира и беспомощен. Полностью зависим от родителей. Как лилипут в стране Гулливеров. Рождаясь с чувством толерантности к миру, ребенок открыт всем его влияниям. Любовь мамы, родных дает ему уверенность в его нужности и значимости для них.
Но с возрастом у ребенка начинают появляться сомнения в чувствах окружающих. Это связано с кризисными моментами, которые присущи каждому возрастному периоду. И тогда родителям необходимо постоянно подтверждать свои чувства к ребенку.
Необходимо ежедневно давать понять ребенку, как его любят, ценят, уважают. А для этого родителям нужно научиться видеть в ребенке полноправного человека и давать ему свободы действий ровно столько, сколько необходимо для его развития. Выйдете за рамки, получите капризулю. Сожмете рамки свободы, получите неуверенного в себе и невротического ребенка. Безграничное терпение — вот условие выполнения этой педагогической задачи.
Что же можно предпринять?
Прежде всего, никогда не подчеркивать неуверенность ребенка и не обсуждать это качество в его присутствии. Создавать ситуации успеха. Вы наверняка знаете, что у вашего ребенка получается. Надо организовать условия, способствующие его победе, но так, чтобы ребенок не догадался, что взрослые все подстроили. Если, к примеру, ребенок любит делать поделки, но не любит вырезать части из целого, то «найдите» вдруг комплект, состоящий из уже готовых разрезанных частей самолета, парохода и пр. и предложите ребенку смоделировать. Похвалите его за успех. Скажите, что вы не видели такой хорошей работы. Что пароход, самолет, машина как настоящие. Найдите слова, которые ценны именно вашему ребенку.