Какова причина задержки умственного развития ребенка?

Причин может быть много. В числе первых — это недоразвитие каких-либо органов чувств или анализаторов. Например, двигательного или слухового анализатора. Речь ребенка определяет развитие всей его познавательной деятельности, поэтому плохое развитие речи затрудняет освоение знаниями на всех уроках. Далее, ребенок мог болеть и долгое время с ним никто не занимался. Или вообще, в семье не уделялось внимание ребенку (пьющая семья или наркоманы). А вполне возможно в основе задержки лежит минимальная мозговая дисфункция — ММД (Э. Деннофор). Она включает:

1. Задержку развития познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, память, воображение).

2. Трудности при обучении (дизлексия, дисграфия, дискалькулия).

3. Слабый контроль за своей деятельностью.

Попробуем выяснить, какие именно трудности в развитии познавательных процессов испытывает ребенок и с чем они связаны.

У школьников с задержкой психики нарушено абстрактно-логическое мышление. Переход от конкретно­го к абстрактному мышлению у них может совершаться позже и с большим трудом. Ребенок не может прогнозировать результат своей деятельности. Неспособность представить себе, осознать целостную картину како-го-то явления, неправильное прогнозирование ситуации. Ребенок не сразу понимает то, что ему объясняют, переспрашивает. Его часто стыдят за непонятливость, поэтому он редко переспрашивает. Соответственно недостаточно развитые познавательные потребности влияют на овладение учебным материалом младшими школьниками, имеющими задержку психического развития. Совершенно не обязательно соотносить все трудности, воз­никающие при обучении у младших школьников с тем, что у них слабо развиты познавательные процессы, но у детей с минимально-мозговой дисфункцией гораздо чаще происходит напряжение в обучении. Они чаще ошибаются, пишут не всегда чисто и красиво. Таким детям сложнее выучить стихи и отвечать на вопросы по содержанию текста.

Ребенок с задержкой развития не умеет, не может правильно понять и использовать ту информацию, которую получает от взрослых в школе и дом. Нарушения происходят в области как зрительного, так и слухового анализатора, т. е. ребенку непонятны ни рисунки, ни слова, ни тексты. Это нарушено восприятие. Он часто не в состоянии сравнить два рисунка, отметить их сходство и различие. Ребенок плохо различает углы и формы, особенно если между ними имеется какое-либо сходство. Он не очень понимает, чем геометрические фигуры по­хожи на предметы реального мира, не в состоянии оценить свои ошибки в восприятии. Слуховые нарушения касаются различения чувств и соотношения звука с его письменным изображением. Различение звуков — гораздо более сложный процесс, чем различение образов в пространстве. Этот процесс зависит от умения ребенка накапливать и использовать опыт предыдущих ошибок. В основе этих нарушений лежит неспособность ребенка к достаточной концентрации внимания.

Из-за ошибок в восприятии ребенок часто не может правильно различать существенные детали рисунка или текста, не способен главное отделить от второстепенного. С трудом оценивает предметы «на глаз». Позже эта неса­мостоятельность переносится на оценку своего положения в обществе. Ребенок не всегда понимает, за что его наказывают, считает наказание несправедливым.

Рассматриваемой группе детей свойственна отвлекаемость, неспособность к длительному сосредоточению. Они часто неспособны к концентрации внимания. Посто­янно переходят от одного дела к другому, не заканчивая начатого. Не могут организовать свою деятельность, завершить последовательность действий, ведущих к цели.

Они делают только часть домашнего задания, никогда не проверяют сделанного. Задание выполняют на «одном дыхании», наскоком. Они настолько невнимательны, что даже после многократного повторения не могут вос­произвести того, что сказано.

У детей с минимальной мозговой дисфункцией происходит нарушение памяти. Неспособность к длитель­ному сосредоточению приводит к слабой памяти. Такие дети не запоминают сложные конструкции, состоящие из нескольких шагов. На уроке ребенок с ММД не спосо­бен запомнить последовательность действий. К примеру, детям задано домашнее задание, которое ребенок не запомнил. По возвращении домой на вопрос: «Что задано?», он отвечает «ничего», предпочитая получить «2», чем признаться перед родителями или сверстниками, что он забыл домашнее задание. Многие учителя считают такого ребенка ленивым и упрямым, не интересующимся уроками.

Нарушения памяти у детей непостоянны. Иногда ребенок с легкостью запоминает все, что ему говорят в шко­ле, а на другой день все забывает.

У младшего школьника, познавательные процессы которого находятся в менее развитом состоянии, вооб­ражение как способность создавать новые образы, опираясь на имеющиеся у него в опыте, выражена недостаточно. Это заключается, прежде всего, в том, что ребенку для создания образов необходим позитивный жизненный опыт, что у школьника с задержкой развития, как правило, отсутствует или выражен явно недостаточно. Так как новые образы возникают под воздействием потребностей, то сами потребности, их, так сказать, качество играют большую роль в развитии воображения. Так вот с потребностями у такого ребенка большие проблемы. Их потребности находятся на низком уровне.

В ходе правильно организованной учебной деятельно­сти младший школьник учится управлять своей умственной деятельностью, а значит, он научится «управлять» и воображением.

К трудностям при обучении школьников с отстава­нием в развитии, мы можем отнести: дислексию, дисграфию, дискалькулию.

Дислексия. Это трудности, возникающие у ребенка при чтении. При чтении ребенок некоторые слова произносит наоборот (чаще не с целыми словами, а со сло­гами: неврый-нервный). Некоторые слова пропускает или заменяет, пытаясь понять общий смысл. Длинные многосложные слова часто прочитываются лучше, чем короткие.

Можно выделить основные показатели дизлексии: аномия (трудности в точном наименовании предмета), замена слов, зеркальные перестановки, затруднения в передаче смысла прочитанного. Так как чтение — это самый эффективный способ получения знаний, его нарушение влечет за собой отставание по другим предметам. Ребенок пытается бороться, механически заучивая. Если он не может компенсировать недостатки с помощью уловок, он может другим способом завоевать внимание сверстников (классный шум). Если ребенку трудно понимать печатный текст, если он не может самостоятельно добыть информацию, он обречен на отставание от сверстников не только в школе, но и в жизни. Его самооценка постоянно снижается.

Дисграфия. Трудности, которые ребенок испытывает при обучении письму. Здесь можно увидеть сходные нарушения: «зеркальное письмо», неряшливое письмо, «гуляющие строчки». Но ребенок обычно может связно изложить то, что хотел написать. Это несоответствие между действительными знаниями и невозможностью записать их на бумаге является наиболее удивительным. Большинство детей-дисграфов безграмотно говорят. Они произносят слова так, как их слышат.

Дискалькулия. Этим страдают относительно немного детей. Им легче сложить два плюс два и т. д., чем решить задачу. В тетради наших детей обычно цифры «налезают» одна на другую. В строчки «ползут» или цифры пишутся зеркально.

Говоря о слабом контроле за своей деятельностьюл мы выделяем гиперактивность, гипоактивность, нарушение сна, моторную неловкость (апраксию), зрительно-моторную дискоординацию, нарушение материализации у детей с ММД.

Гиперактивность. Избыточная активность, подвижность. Абсолютно не могут сидеть на месте, вскакива­ют, хватают, портят. С детства стараются ускользнуть от внимания родителей. В классе он шаркает ногами, барабанит пальцами по парте, что-то напевает, встает, уходит, толкает, задевает. К концу 2, 3 класса такие нарушения проходят, но на смену им приходят трудности в учебе. Гиперактивный ребенок испытывает желания потрогать все, что привлекает его внимание. Обычно у него нарушены чувства дистанции по отношению к взрослому. Другой характерной чертой является непрерывная болтовня.

Гипоактивность. Эти дети тихо сидят на задней парте, стараются быть незаметными. Они редко участвуют в общем разговоре, стараются вести себя тихо и незаметно, чтобы их не вызвали к доске, никто не увидел их несостоятельность.

Нарушения сна. Уже с самого раннего детства таких детей трудно уложить спать. Многие дети бредят во сне. Во время сна они часто оказываются на полу. Во сне они кричат, скрипят зубами. Проснувшись ночью, они лежат и долго не могут вновь уснуть. Другие дети, наоборот, как только доберутся до постели, сразу засыпают и их невозможно разбудить. Такие дети часто страдают энурезом, что снижает их самооценку и является источником тревоги и стыда.

Неуклюжесть, неловкость, плохая «тонкая» моторика. Это еще одна характерная черта у детей с ММД. Своеобразная задумка развития мышечной координации приводит к тому, что ребенок проигрывает в любом соревновании со своими сверстниками. Он с трудом овла­девает умением ездить на велосипеде, плохо одевается, ему трудно завязывать шнурки. Плохо развитая тонкая моторика руки и пальцев (апраксия) становится причи­ной неспособности ребенка пользоваться карандашом и ручкой. Ему трудно раскрашивать картинки, копировать геометрические фигуры.

Также у детей с ММД нарушается зрительно-моторная координация. Ему трудно управлять движением глаз. Если его попросить следить за движением предмета, то можно заметить легкое подергивание (нистагм). Это приводит к частым запинкам при чтении, когда ребенку приходится плавно переводить взгляд от буквы к букве в строке. У ребенка можно наблюдать тремор в вытянутых руках. Часто он с трудом сохраняет равновесие, стоя на одной ноге. У него не формируется устойчивое предпочтение какой-либо руки: при метании использует правую, при письме — левую. Однако не все дети с ММД моторно неловки. Некоторые компенсируют свои неудачи в учебе достижениями в спорте.

Эта дезорганизация видна во всем (не умеет правильно распределять время). И если учитель не осознает, что это симптом болезни, он будет ругать ребенка, предполагая, что если ребенок «постарается» он может достичь желаемого. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что вышеназванные факторы, влияющие на развитие ребенка, могут отмечаться не только у детей с ММД. Младший школьник имеет схожие характеристики поведения. Он непоседа, неустойчив, невнимателен. Если у ребенка проявляется какой-то один или два фактора, характеризующих проявления минимальной мозговой дисфункции, это не значит, что у этого ребенка задержка психического развития. О задержке психического развития может идти речь только тогда, когда учитель фиксирует систему факторов, определяющих поведение младшего школьника в учебном и внеучебном процессе.

Нет комментариев. Ваш будет первым!