Ваша дочь – школьника. Адаптация к школе

Ваша дочь – школьника. Адаптация к школе

Что можно посоветовать родителям будущей первокласс­ницы? Заранее, до того, как ваша девочка пойдет в школу, познакомьтесь с родителями тех ребят, кто уже начал учиться. Расспросите их, с какими трудностями им пришлось столкнуться, как они решали возникающие проблемы. Подойдите к учителям начальной школы, пообщайтесь с ними, узнайте, что, на их взгляд, легче, а что труднее дается девочкам первого года обучения. Я уж не говорю о том, что вы должны заранее побеспокоиться о том, чтобы разузнать, какая школа вам годится. Сегодня очень часто бывает, что школу, которая расположена в двух шагах от дома, родители «игнорируют» из-за низкой квалификации учителей, специфического контингента учащихся и возят малыша в другой микрорайон. Поэтому собирайте информацию за год до того, как станете «первоклассниками».

Когда ваш ребенок начнет учиться, почаще беседуйте с его учительницей, интересуйтесь планами обучения, внеклассных мероприятий. Возможно, вы узнаете от учителя что-то новое о своей девочке — ведь она уже «в обществе», значит, осваивает новую для себя роль — это позволит вам стать еще ближе, больше понимать своего ребенка.

✏ Если у нее что- то не получается, не впадайте в панику: поговорите с малышкой, побеседуйте с учителем, проанализируйте полученную информацию — выход обязательно найдется.

Появление младенца в семье заставляет молодых родителей и их окружение менять свой образ жизни, пересматривать свои взгляды, нравственные ценности, заново расставлять приоритеты. То же самое происходит и в год поступления вашего ребенка в школу. И не только потому, что нужно решать, кто отводит, а кто забирает дочку из школы, кто и когда занимается с ней уроками. Это само собой разумеется, и родители в общем-то к этому готовятся. Но многие не знают другого: дети своим поведением, своими высказываниями, реакциями на какие-то внутри- классные или внутришкольные события выдают вас с головой. Как? Я вам опишу несколько сценок, и вы все поймете. Мальчик ударил девочку. «Зачем же ты так поступил? Разве твой папа так делает?» — спрашивает его учительница. И мальчик, не задумываясь, отвечает: «Да, папа часто бьет маму». К окончанию первого учебного года учительница ваших детей знает про вас все: какие отношения между мужем и женой, как мама относится к бабушке, что мама говорит про подругу, когда ее нет, и что говорит, когда та приходит в гости...

Ваша дочь в возрасте 7—12 лет растет, подражая действиям и поступкам, которые видит, она учится оказывать влияние на окружающих ее людей. Она начинает понимать и чувствовать, что владеет собой и способна поступать так, как ей нравится, и с ее мнением считаются и родители, и сверстники. Десятилетняя девочка уже не верит в непогрешимость родителей и начинает подвергать сомнению их идеалы и ценность их мнения. Она уже не подражает им слепо, как это было в 4 года, а понимает скрытые мотивы во всем, что мы говорим и делаем, и замечает противоречия в наших словах и поступках.

Учителя начальной школы говорят о том, что первоклассники верят в то, что им рассказывает учитель на уроке. Третьеклассники становятся скептиками, готовы критиковать все подряд и уже ставят под сомнение ответ учителя.

Ваша дочь уже не верит безоговорочно в родительское всеведение и знание того, как устроен мир. Она требует от вас доказательств.

Будьте готовы ответить на такие вопросы дочери: зачем был создан мир? зачем мы здесь? откуда взялся Бог? Если у вас не хватит терпения ответить на эти и подобные им вопросы, если у вас не будет времени выслушать дочь и отнестись к ее размышлениям с тем уважением, которого они заслуживают, в ее душу закрадется цинизм.

Девочка будет спрашивать вас о том, откуда берется зло и почему оно такое живучее. Эти размышления и переживания — неизбежная составляющая нравственного развития девочки, которое обязательно включает в себя элемент заботы. Ее всегда волнует не только то, что справедливо и честно, а что — нет, но и то, какое влияние оказывают ее собственные слова и действия на окружающих людей.

В возрасте 7-12 лет девочки способны понять последовательность причины и следствия и свою роль в конкретных событиях. Они могут представить, как их действия отразятся на ситуации и чувствах других людей. А вот до 7 лет им эту сложную цепочку удержать в сознании сложно.

В 8 лет девочка уже меньше хочет подражать, фантазировать. Она жаждет познавать реальный мир, который ее окружает. И когда она делает первые шаги в этом мире, он ее оше­ломляет, поэтому наша дочь удивляет нас резкими перепадами от только что проявленной взрослости к детской беспомощности. Поэтому, если ваша дочь просит оказать ей помощь в чем-то, что, на ваш родительский взгляд, кажется совершенно для нее легким, на самом деле это просьба любить ее, прояв­лять нашу веру в появившуюся у нее способность поступать самостоятельно. Поскольку она еще только привыкает к новому для нее чувству независимости, ей свойственна неуравно­вешенность. Если вы найдете время обстоятельно говорить с ней обо всех проблемах, которые ее волнуют, вы компенсируете этот недостаток.

Ее система отношений в школьном возрасте становится сложнее и глубже. Она может дружить, например, со старшей девочкой и покровительствовать младшей. Она может восхищаться какой-то старшеклассницей и даже попытаться подружиться с ней. Но это вряд ли получится из-за настроя старшей. Очень часто в этот период наступает момент «парности» дружбы, ко­гда третья девочка изгоняется «двумя лучшими подругами», и это приносит столько слез... до следующего дня.

Психотерапевты часто в работе с маленькими пациентами используют рисование. Если ребенок чего-то боится, ему предлагают нарисовать свой страх. «Оставив» его на бумаге, он таким образом избавляется от него реально. В 7—12 лет наших дочерей «захлестывает» такое море чувств и ощущений, что они с удовольствием выражают их в рисовании — красками, цветными карандашами. Такая форма художественного самовыражения очень полезна в любом возрасте, а в этом — особенно. Еще раз подчеркну: речь не идет об обучении живописи, а о ее терапевтических возможностях. Поэтому, если даже ваша дочь будет смешивать акварель на ватмане в ей только ведомых узорах — уже хорошо. Ведь главное — ощущение и чувство цвета.

В возрасте 10—12 лет девочки уже умеют не проявлять эмоции сразу (как это делают малыши), а отложить на какой-то срок, особенно если нужно приспособиться к трудной ситуации. Они могут хорошо себя вести и говорить, что все прекрасно, когда не в состоянии сказать, что у них на душе. В таких случаях мы должны быть особенно внимательны и вовремя обеспечить им возможность выразить отложенные эмоции и чувства. Большинство родителей достаточно правильно видят и чувствуют, когда дочь чем-то расстроена, но ее реакции ме­няются по мере того, как она растет.

Очень важно в этом возрасте научить девочку правильно справляться с чувством гнева. Во-первых, родителям необходимо понять, что она имеет право на его выражение. Поэтому, наказав ее за гнев, мы ничего не добьемся, кроме унижения. Если же она имеет возможность видеть, как родители сердятся, а потом выясняют причину гнева, то это послужит ей примером. Особенно важно, если она увидит это на примере матери: как та владеет собой и способна заявить о своем гневе честно и решительно. Психологи советуют использовать такой способ: если наступает «точка кипения», то нужно объявить перерыв в общении, или выйти на улицу, или заняться какой-то физической работой. Когда чрезмерные эмоции выплеснутся, можно возобновить общение. Тогда дочь увидит, что гнев — такое же чувство, как и все остальные, оно приходит и уходит, но, проявляя его, можно «оставаться людьми». Если впоследствии ей придется столкнуться с такой ситуацией, она сумеет постоять за себя. Иными словами, гнев — нормальное чувство, его не надо стыдиться и подавлять, наоборот, оно должно быть выражено, но в корректной и приемлемой форме — этому родители должны научить ребенка на собственном примере.

Из-за высокого накала внутренней жизни девочки этого возраста подвержены ночным кошмарам и нарушениям сна. Эмоции и душевные травмы, которые остались без внимания днем, ночью заявляют о себе зрительными образами.

Похожие статьи:

Особенности обучения в школе ребят с разными типами темперамента

Будущее для девочек

Сансевиерия поможет вашим детям хорошо учиться и очистит дом от злых мыслей

Как правильно общаться с родителями. Советы для подростков

Рекомендации родителям по воспитанию мальчиков

Нет комментариев. Ваш будет первым!