Диагностика готовности ребенка к школе. Социальная готовность ребенка к обучению в школе
Социальная готовность к школе тесно связана с эмоциональной. Школьная жизнь включает в себя участие ребенка в различных сообществах, вступление и поддержание многообразных контактов, связей и отношений.
Прежде всего это сообщество класса. Ребенок должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам независимо от того, мешает ли он своим поведением другим детям или учителю. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколько ваш ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.
Представим себе это более конкретно. Если каждый, кто хочет что-то сказать или задать вопрос, будет тотчас говорить или спрашивать, то возникнет хаос и никто никого не сможет слушать. Для нормальной продуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы другому договорить до конца. Поэтому способность воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других — это важный компонент социальной компетентности.
Важно, чтобы ребенок мог чувствовать себя членом группы, группового сообщества, в данном случае класса. Учитель не может обращаться к каждому ребенку в отдельности, но обращается ко всему классу. В этом случае важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему. Поэтому чувствовать себя членом группы — это еще одно важное свойство социальной компетентности.
Дети все разные, с разными интересами, импульсами, желаниями и т.д. Эти интересы, импульсы и желания должны реализовываться сообразно ситуации и не в ущерб другим. Для того чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, служат различные правила общей жизни.
Поэтому к социальной готовности к школе относится способность ребенка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам.
К жизни любой социальной группы относятся конфликты. Жизнь класса не представляет здесь исключения. Дело не в том, появляются ли конфликты или нет, но в том, как они решаются. Особенно в последнее время участились сообщения о жестоком обращении детей друг с другом, о случаях физического и психологического насилия. Дети таскают друг друга за волосы, бьют, кусаются, царапаются, швыряют друг в друга камнями, дразнят и обижают друг друга и т.д. Важно научить их другим, конструктивным моделям решения конфликтных ситуаций: говорить друг с другом, вместе искать решения конфликтов, привлекать третьих лиц и т.д. Способность конструктивно решать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребенка к школе.
Социальная готовность к школе включает в себя:
• умение слушать;
• чувствовать себя членом группы;
• понимать значение правил и умение соблюдать их;
• конструктивно решать конфликтные ситуации.
Похожие статьи:
Диагностика готовности ребенка к школе. Исследуем моторную готовность ребенка к обучению в школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!