Если ребёнок часто болеет. Как быть с обучением
Вопрос обучения дошколят и особенно учеников начальной школы, отличающихся слабым здоровьем, закономерно волнует их родителей. И, признаться, волноваться тут действительно есть все основания.
Современный интерес к раннему обучению и всевозможным дошкольным кружкам и детским студиям приводит к тому, что родители записывают в них собственное чадо буквально с годика. К трем-четырем годам многие малыши уже осваивают буквы и даже справляются с чтением, счетом и радуют окружающих первыми иностранными словечками. И, конечно, если ребенок подвержен частым заболеваниям, ему бывает очень сложно следовать общей программе занятий в кружке, а там и отказ от занятий не за горами: то есть происходит то, чего меньше всего хотели бы родители юного дарования.
Есть проблема куда более серьезная: речь идет о невозможности традиционного школьного обучения в оптимальных для этого условиях. И причина, как вы понимаете, все те же постоянные простуды, ангины, риниты и прочие хронические обострения. Ребенок из-за болезни вынужден пропускать занятия и потом наверстывать пропущенную программу, что, соответственно, происходит менее качественно и эффективно.
Решать проблему обучения часто болеющих деток лучше всего в союзе с врачами и психологами. Впрочем, решать медицинские вопросы предоставим медикам, а сами познакомимся со способами психологического сопровождения часто болеющего ребенка. И давайте договоримся сразу — никогда не мешает показать ненаглядное чадо детскому психологу. Я считаю нужным остановиться на этой мысли по причине излишней тревоги, которую родители испытывают при самой мысли о психологе. На самом деле подобные страхи — глубочайшее заблуждение. Современные психологи работают по самым разным направлениям, помогая детям решать массу проблем: от неумения заводить беседу до выбора профессии.
Будете ли вы консультироваться со специалистом или нет — покажет время, но в ваших силах помочь ребенку учиться и узнавать много нового и интересного, несмотря на болезни.
Итак, повысить эффективность обучения вашего малыша вы можете путем создания наиболее комфортного режима. Как мы уже говорили выше, в структуре личности и в психике ребенка со статусом ЧБД преобладает тревожность, неуверенность в себе, неумение знакомиться и общаться с людьми, вялость, утомляемость и низкая выносливость. Стало быть, заниматься профилактическими мерами имеет смысл именно в этих направлениях.
Если ребенку крайне трудно дается школа с ее обычной шестидневкой, настало самое время подумать о составлении индивидуальной педагогической программы. Это может быть сокращенная учебная неделя, когда несколько дней ребенок учится дома, или сокращенный учебный день, дающий право посещать не более трех-четырех уроков в день. Такие планы устанавливаются при взаимодействии руководства школы, врачей и психологов и оказываются достаточно эффективными.
Если вам предлагают подумать про домашнее обучение — в этом тоже нет ничего предосудительного. Порой полугода достаточно, чтобы ребенок смог влиться в школьную среду и продолжить эффективное обучение со своими сверстниками.
Домашнее обучение подстраивается под режим и психологические особенности конкретного ребенка, потому по праву считается наиболее щадящим.
И независимо от формы получения знаний вы можете помогать ребенку. Прежде всего, строго контролировать нагрузки. Лишнее утомление пока ребенку ни к чему, поэтому любые уроки должны проходить в облегченной форме и исключительно в доброжелательной атмосфере. Не заставляйте малыша зубрить, когда он рассеян и измотан. Лучше дождаться подходящего настроения и выучить уроки, нежели добиваться результатов скандалами.
Не забывайте устраивать переменки во время выполнения домашней работы. Для часто болеющего ребенка оптимальное время для выполнения задания (по какому-то одному предмету) составляет 20 минут. Это максимально эффективное время, по истечении которого можно попить чай, послушать приятную музыку или даже прогуляться. Частая смена деятельности мобилизует внимание и память, не перетруждая их.
Кстати, форма коллективной интеллектуальной игры прекрасно развивает умственные и психологические качества. И потому она может стать ярким и, безусловно, интересным дополнением традиционному способу получения знаний. Время от времени вы можете устраивать дома «интеллектуальные вечера», на которых, кроме вас, будут присутствовать, к примеру, друзья ребенка или ваши знакомые. Как правило, такие встречи проходят в теплой, непринужденной обстановке. Люди беседуют на равных, обсуждают волнующие их вопросы, делятся знаниями и опытом. Для ребенка, вынужденного часто сидеть дома, подобные мероприятия могут стать своеобразным окном в мир. Кроме того, устраивая тематические беседы, вы можете ликвидировать любые пробелы в знаниях у ненаглядного чада.
Все, что надо сделать, это определиться с темой беседы и собрать к назначенному времени гостей. А дальше уже не учебники, телевизор или Интернет, а беседа или даже спор помогут школьнику узнать новое.
Очень полезно выбрать ребенку хобби. Не обязательно оно должно быть «спокойным», к примеру, как вышивание. Поверьте, даже привычные простуды отступят перед тем, кто искренне захочет заниматься лыжами. Главное, чтобы хобби по-настоящему радовало и увлекало ребенка.
Сильное увлечение чем-либо дарит невероятное количество позитивных эмоций, дает энергию, необходимую для выздоровления, и учит, так или иначе, общаться с другими людьми.
Создайте для ребенка возможность видеться и дружить со сверстниками. Речь идет не только об одноклассниках, это могут быть изначально незнакомые люди, объединенные той или иной позитивной деятельностью. Специалисты советуют обратить внимание на так называемое экспрессивное искусство — театр, хоровое пение, рисование. Как правило, в театральных или хоровых студиях, изостудиях собираются ребята более открытые, увлеченные и, возможно, более близкие по духу. Словом, то, что нужно ребенку, испытывающему трудности в общении или ограниченному в дружеских контактах.
Также не будем забывать, что, кроме дружбы, которая возникает в подобных творческих студиях, сам процесс созидания дает некий выход угнетенным или негативным эмоциям ребенка. Психологам и медикам известно немало случаев полного выздоровления в подобных позитивных условиях. Одним словом, стоит попробовать!
Возможно, прочитав статью, родители решат, что если претворять подобные рекомендации в жизнь, то ребенок на голову сядет. Действительно, родителям не стоит пренебрегать дисциплиной. На практике она выражается в четком следовании своим обещаниям и мудром распределении времени.
Заранее договаривайтесь с ребенком о том, что он должен сегодня выучить или сделать. Пусть это будет небольшой объем работы, но он должен быть выполнен. Контролируйте процесс, устраивайте «проверку» знаний, объективно относитесь к жалобам ребенка («устал», «трудно» и т. п.), используйте гибкую систему поощрений.
Похвала, улыбка и слова искренней поддержки нужны всем детям и особенно — малышам с ослабленным здоровьем. Ведь они чаще испытывают неуверенность в себе и быстрее замыкаются на неудачах. Не стоит захваливать напрасно, но хвалить «по делу» — просто необходимо!
Только соблюдая все изложенные выше рекомендации, вы можете добиться хорошего результата в обучении и развитии вашего ребенка, а также поддержать его здоровье.
Берегите здоровье своих деток — будьте по-родительски мудры, внимательны и честны со своими ребятами! И никакие болезни не будут вам страшны!
Будьте здоровы!
Нет комментариев. Ваш будет первым!