Обучение ребенка навыкам самообслуживания

Обучение ребенка навыкам самообслуживания

Как познакомить маленького ребенка с правилами безопасной жизнедеятельности.

С основами безопасной жизнедеятельности необходимо познакомить ребенка задолго до поступления в детское дошкольное учреждение. Что такое основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖ)? Попытаемся дать приемлемое в данном контексте определение.

Безопасная жизнедеятельность ребенка — это тот способ его взаимодействия с окружающим миром, который препятствует возникновению вредного воздействия определенных факторов на физическое и психическое здоровье и благополучие ребенка. Соответственно, правила соблюдения ОБЖ в детском саду включают в себя:

■ правила личной гигиены;

■ правила работы с хрупкими, мелкими, острыми и другими опасными предметами (даже если вы их в руки ребенку никогда не давали, малыш должен иметь о них представление; кто-то из детей тайком принес из дома, нашли на прогулке — ситуаций великое множество, никто не застрахован от них, к сожалению);

■ навыки самостоятельного питания;

■ навыки самообслуживания.

Основные проблемы

Как только малыш начинает ходить, вы уже не можете поспевать за ним повсюду. И дело вовсе не в том, что вы плохо следите за ребенком, а в том, что он становится практически вездесущ, и вам просто невозможно уследить за каждым его шагом.

Как гласит известная русская пословица, у семи нянек дитя без глазу. А что уже говорить о ситуации, когда у одной нянечки в группе детского сада двадцать воспитанников! Поэтому в идеале к моменту поступления в детский сад ваш малыш должен полностью овладеть элементарными навыками самообслуживания, знать общие правила гигиены и другие правила безопасной жизнедеятельности.

Основными проблемами при поступлении в детский сад становятся:

■ Невозможность полноценно самостоятельно питаться (полноценно — в данном конкретном случае значит аккуратно и достаточно быстро, поскольку часто дети обливаются супом, а воспитатели забывают их переодеть, в итоге малыши ходят по группе или гуляют на улице в сырых вещах; быстрота самостоятельной еды важна потому, что смена блюд происходит достаточно динамично, и если ребенок привык подолгу ковыряться в тарелке, вряд ли он успеет наесться за отведенное на питание время — докармливать его будут лишь первую неделю, если удастся договориться с няней. Хочется добавить, что вилок и ножей воспитанникам не дают, поэтому если вы приучили ребенка питаться, используя все многообразие приборов, это, конечно, очень хорошо для самого малыша, но перед поступлением в детский сад убедитесь, что так же успешно малыш справится с едой, орудуя одной ложкой).

■ Невозможность самостоятельно и вовремя одеться, обуться (вовремя — это значит надеть обувь до того, как, например, проследовать после сна к санузлу, или застегнуть куртку до выхода на улицу; самостоятельное умение обслуживать себя важно еще и потому, что воспитатели часто не могут уследить, все ли замотали горло шарфом перед прогулкой, застегнули сапоги, завязали шапки — в итоге частота простудных заболеваний в стенах детских дошкольных заведений стабильно высокая).

■ Незнание и оттого частичное соблюдение правил гигиены (дети плохо моют руки, облизывают их, не умеют пользоваться платком, чтобы высморкаться, меряют чужие шапки, допивают друг за другом компот, чихая и кашляя, не прикрывают платком рот, что приводит к распространению бактериальных инфекций, глистных инвазий).

■ Незнание элементарных правил безопасной работы с предметами, правил дорожного движения (дети берут предметы в рот, экспериментируют с различными частями тела, опасными (стеклянными, мелкими, острыми) предметами, выбегают на проезжую часть).

■ Неумение пользоваться санузлом (привыкнув к горшку, дети плохо удерживают равновесие на новом при­способлении, с трудом одеваются, раздеваются перед посадкой на сиденье унитаза либо, стесняясь обратиться к воспитателю, пачкают штаны).

Как научить ребенка навыкам самообслуживания

Все мы понимаем, что одно дело знать, а другое дело выполнять. Поэтому даже если накануне похода в садик вы прочитаете крохе лекцию об ОБЖ, вряд ли эта мера окажется эффективной. Если у малыша нет привычки мыть руки с мылом или самостоятельно завязывать шарф, вряд ли он это будет делать без напоминания, даже если умеет. Ответственность за совершаемые поступки формируется у ребенка долгое время. Вы не сможете контролировать своего ребенка вечно, не будут его караулить и воспитатели в детском саду. Да это и не требуется. Никто не может позаботиться о себе лучше самого себя. Именно это правило должен усвоить ваш ребенок за три года, проведенные дома.

Потому дома — никакой гиперопеки. Контрольно-просветительской функции родителей вполне достаточно, чтобы добиться замечательных результатов.

Обязательно знакомьте малыша с последствиями его неразумных действий, учите заранее обдумывать и — что важно — при отсутствии информации спрашивать о последствиях действий, вызывающих сомнения, взрослого перед их совершением. Если грамотно проинформировать ребенка, контрольная функция от вас может и не потребоваться.

Воспитательная политика родителей должна быть направлена на то, чтобы в процессе взаимодействия с окружающим миром ребенок, заручаясь поддержкой взрослого, нарабатывал определенный опыт: не всегда непосредственный (зачем нам синяки и ссадины?), вполне возможно, это будет игровой эксперимент.

Будьте всегда открыты к диалогу, спокойному конструктивному обсуждению возможных (даже неправильных и небезопасных) моделей поведения своего ребенка. Когда на какую-то тему в общении налагается табу, сам по себе запрет вызывает интерес.

Похожие статьи:

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Ранее обучение ребенка. Задачи раннего обучения

Игры для развития речи ребенка. Как научить ребенка навыкам общения через игру

Как научить ребенка правилам общения

Знакомство ребенка с правилами поведения. Как воспитать ответственного и послушного ребенка

Нет комментариев. Ваш будет первым!