Ожидание и рождение малыша не только чудо, ожидаемое родителями, их близкими и родными. Это длительная и довольно напряженная работа, связанная, прежде всего с подготовкой пространства для вхождения нового человека в уже устоявшуюся жизнь семьи.
Современные ученые, занимающиеся перинатальной психологией (психологией, изучающей проблемы беременности, родов и послеродового периода женщины) утверждают, что воспитание происходит уже в утробе матери. Мы, принимая подобную точку зрения, будем рассуждать с учетом данной позиции.
Беременность матери является не только физиологической подготовкой к родам. Прежде всего, это изменение психологии женщины. Во время беременности, особенно во второй ее половине у многих женщин возникает эмоциональный контакт с ребенком. Будущие мамы разговаривают со своими малышами, рассказывают им о своем состоянии. Многие замечают, что ребенок реагирует на внешние раздражители: звуки, свет, эмоциональное состояние матери. В американской психологии есть специальный раздел эмоциональной, психологической подготовки к родам. Когда для пары, ожидающей ребенка составляют целые программы, предписывающие им, какую именно музыку слушать, какие книги читать, какие цветовые гаммы предпочтительнее в детской комнате.
Безусловно, это делается на основе диагностики эмоционального и физического состояния будущих родителей. Но в любом случае, это очень полезно для будущих контактов с ребенком. Эмоциональная связь матери и ребенка зарождается еще во время внутриутробного развития.
Подготовка к появлению малыша может состоять из системы действий, на правленых на заботу о физическом здоровье будущего ребенка, о развитии органов чувств и положительных эмоциях плода. Давайте посмотрим, как это осуществлять.
1. Забота о физическом здоровье ребенка. Плод получает от матери все вещества, которые обеспечивают его жизнедеятельность. К ним относятся белки, жиры, углеводы, ферменты, углекислота и продукты распада. Но кроме этих необходимых для жизни ребенка веществ, он получает гормоны, которые и обеспечивают его эмоциональную связь с матерью. Женщина, заботящаяся о здоровье ребенка должна уделять внимание своему физическому состоянию. Это обязательные гимнастические упражнения, посещение оздоровительных занятий, обучение основам регулирования функционального состояния собственного организма. И, безусловно, не курить и не употреблять алкоголь и наркотики. Очень важно для здоровья матери и ребенка полноценно питаться. Дефицит питания может стать причиной развития пороков у плода. В период беременности женщина должна более чутко относиться к своему организму, понимая, что ее проблемы со здоровьем становятся моментально проблемами ребенка. Но, конечно, это не говорит о том, что она должна отказаться от своего, привычного для нее ритма жизни и ее радостей. Просто необходимо помнить об осторожности.
2. Забота о развитии органов чувств плода. С третьего месяца развития у ребенка начинают работать анализаторы — слух, зрение, вкусовые ощущения, обоняние и тактильная чувствительность. Рождается он уже с полноценно развитыми анализаторами. Это обстоятельство позволяет матери правильно, гармонично выстроить свои взаимоотношения с ребенком. В вашу заботу войдет работа со всеми развивающимися анализаторами плода, кроме тактильных. Так как на них мы можем воздействовать в воспитательном смысле менее всего.
Начнем со слуха. Литература по подготовке к родам нас убеждает, что ребенок, находясь в утробе матери, уже различает ее голос. То есть у плода функционирует слуховая память. Следовательно, голос матери должен быть всегда эмоционально окрашен, мягок и добр. Полезно петь и беседовать с ребенком о различных вещах. И обязательно слушать музыку. Для плода важно, какую именно музыку он «слушает». Это должна быть не тяжелая, красивая, светлая и добрая музыка. Не обязательно классическая, можно и «легкую» или джазовую. Главное, чтобы слушание этой музыки вызывала у матери эстетическое наслаждение, которое и передастся ребенку. Хотя справедливости ради, надо отметить, что исследования на эту тему нас убеждают в том, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена, Брамса, Шопена больше нравится плоду. Он реагирует на понравившуюся музыку своим активным движением.
Зрение. К пяти месяца у плода уже сформированы глаза. Но в нашем, привычном понимании он еще не видит, поскольку, находясь в матке, в околоплодных водах он ничего не видит, кроме световых пятен. Считается, что плод может воспринимать и запоминать зрительные образы, которые ему транслирует мать. Если женщина переживает сильные эмоциональные потрясения, то ребенок как будто «видит» их. В народе существует крепкое поверье, что если беременная женщина будет смотреть на красивые лица, красивые вещи, красивую природу, то она родит красивого ребенка.
Вкус и обоняние. Уже с седьмого месяца внутриутробного развития ребенок различает вкусы и некоторые запахи. Так как плод постоянно сглатывает околоплодную жидкость, а в ее состав входит некоторым образом и рацион матери, то ребенок еще в утробе знакомится с ее вкусовыми предпочтениями. Поэтому думайте о том, что вы едите. Если вы любитель гамбургеров и жареной картошки, то плод может «пристраститься» к подобной еде.
А так ли это хорошо? Думается, что нет. Лучше, если еда разнообразна, полезна и хорошо приготовлена. У нас есть возможность в этом случае уже во внутриутробной положении воспитывать выкус у своего ребенка.
3. Забота о положительных эмоциях. Душевный покой и положительные эмоции мамы — залог успешных родов и развития ребенка. Формирование духовной связи с еще не родившимся ребенком важно как для будущей мамы, так и для будущего папы. Он такой же участник перинатального воспитания. Полезно на занятия для беременных ходить вдвоем. Во-первых, муж будет знать, что необходимо делать будущей маме, а во-вторых, ребенок будет чувствовать, что им интересуется не только мама. Положительные эмоции членов семьи влияют на формирование его положительного опыта в дальнейшем.
Самым губительный для плода является стресс, который переживает его мать. Гормоны, вырабатывающиеся во время стресса у женщины, проникают через плаценту к плоду. Воздействие на плод более губительное, поскольку у него еще не сформирована адаптация к меняющимся условиям. Так как стресс воздействует на развитие нервной системы, то результатом могут быть нарушение интеллекта ребенка и трудности в его будущей социальной адаптации. Поэтому, чем положительнее отношение в семье, в обществе к будущей маме, тем положительнее становится развитие плода и готовность его к жизни вне плаценты и утробы. Не все феномены развития плода зависят от матери или отца. Но его психика во многом определяется именно внешними воздействиями.
Подведем итоги
Перинатальное воспитание помогает женщине, младенцу и всем окружающим беременную близким и не очень близким людям подготовиться к самому ответственному, удивительному и счастливому акту в истории их семьи — рождению здорового ребенка!
Выполнение несложных заданий поможет матери и младенцу «расстаться», когда придет момент выхода из утробы матери на волю, сохраняя эмоциональную связку «Мать-дитя».
Использование предложенных упражнений (слушание музыки, рассматривание красивых картин и пр.) воздействует на формирование у ребенка качеств, необходимых для адаптации в социуме. Знание особенностей внутриутробного развития плода помогает матери регулировать свое эмоциональное состояние и передавать его своему малышу.
Безусловно, нужно учитывать, что есть женщины, которые не готовы к материнству, сознательно его отвергая. Это может быть связано с карьерой, с социальным паразитизмом, с какими-то затруднениями в жизни. Этих женщин объединяет одно — их отношение к будущему ребенку. Они его не хотят!!! У таких матерей рождаться страшно. Конечно, бывают ситуации, когда под влиянием беременности, и главное, с появлением ребенка, женщина меняет свои личностные установки во благо родившегося малыша.
Но наши рассуждения предназначены для тех, будущих мам, которые стремятся к материнству. Именно им и будут посвящены ответы на вопросы и полезные советы, в которых мы попытались обобщить наши рекомендации.