Свидетельство о публикации бесплатно

Конспект НОД в подготовительной группе по ФГОС на тему «Одежда русских людей»

Занятие в ДОУ. Подготовительная группа

Цель: формирование уважительного отношения к русской традиционной одежде как элементу русской традиционной культуры.

Задачи:

— конкретизировать первоначальные представления о специфике русского традиционного костюма;

— способствовать установлению зависимости отличительных особенностей одежды русских людей от места их проживания (город, деревня), рода деятельности, материального достатка, эпохи, в которую они жили;

— формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, трудовой деятельности.

Оборудование: проектор, слайды с изображением одежды русского человека; на 1-м и 2-м слайдах — по четыре картинки, на трех из которых изображена русская традиционная одежда, а на четвертом — башкирская (татарская) народная одежда, на 3-м — одежда русских людей, которые жили в городе и деревне, на 4-м — одежда русских людей, которые работали в городе (мастеровые и служащие), на 5-м и 6-м слайдах — одежда богатых и бедных русских людей, живших в городе (в деревне); иллюстрации с изображением одежды русских людей во времена царствования Петра I; аудиозапись русской народной песни «Со вьюном я хожу», аудиопроигрыватель, диктофон.

Ход НОД 

Воспитатель. Ребята, к вам за помощью вновь обратился молодой татарский художник. В прошлый раз, когда ему нужно было нарисовать иллюстрации к русской народной сказке, вы ему очень помогли своими рассказами, рисунками о русском народном костюме.

Сейчас ему нужно нарисовать иллюстрации к книге, в которой рассказывается о жизни русских людей. В Республике Татарстан, где живет художник, очень много книг о том, как одевались татары раньше, о татарском народном костюме, и мало книг, в которых описывается одежда русских людей. И еще он очень просил вас рассказать, как изменилась одежда дворян во времена царствования Петра I, потому что он нигде не может об этом прочитать. Молодой художник не случайно обратился к вам за помощью: он слышал, что вы много знаете о том, какой раньше была одежда у русских людей, и думает, что вы ему обязательно поможете. Ребята, вы готовы помочь молодому татарскому художнику?

Дети. Да.

Воспитатель. Молодцы, ребята, я очень рада, что вы готовы ему помочь. Если художник не будет знать, какой раньше была одежда у наших предков, он не сможет нарисовать ее так, чтобы, глядя на них, все сразу поняли, что это русские люди. Ребята, как можно помочь художнику?

Дети. Можно подобрать картинки, книги, где нарисованы русские люди, можно записать наши рассказы о том, как они одевались раньше, на магнитофон, подобрать наши работы по рисованию и отправить их ему по почте.

Воспитатель. Ребята, чтобы в своих рассказах, которые мы запишем на диктофон и отправим художнику, вы дали правильное описание одежды русских людей, я предлагаю сегодня на занятии поиграть в игры, они помогут вспомнить о том, как одевались наши предки.

Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель показывает через проектор 2 слайда, на каждом из которых нарисованы четыре картинки. На трех из них изображена русская традиционная одежда, а на четвертой — башкирская (на 2-м слайде — татарская) народная одежда. Предлагает детям найти тот вид одежды, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний.

Воспитатель. Со временем одежда менялась. А вот от чего это зависело, вы вспомните, если поиграете в следующую игру.

Игра «Найди лишнее»

На экран медиапроектора проецируются 4 слайда с изображением одежды: на 1-м слайде — одежда русских людей, которые жили в городе и деревне; на 2-м — одежда русских людей, которые работали в городе (мастеровые и служащие); на 3-м и 4-м слайдах — одежда богатых и бедных русских людей, живших в городе (деревне). Воспитатель предлагает детям на каждом слайде найти тот вид одежды, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний.

Воспитатель. Да, ребята, то, что одежда со временем менялась, зависело от того, где жили русские люди (в городе или селе), кем работали (мастеровой, ремесленник, служащий), был ли он богат или беден. Одежда городских жителей, особенно дворян, очень изменилась со времен царствования Петра I. Он долго жил за границей, в других странах. Когда Петр возвратился в Россию, то приказал всем мужчинам брить бороды, дворянам носить парики, женщинам ходить в пышных платьях.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением одежды русских людей во времена царствования Петра I. Ребята, как вы думаете, удобно ли было женщинам ходить в таких пышных платьях, всем носить парики?

Дети. В длинных платьях неудобно ходить и танцевать, в париках — жарко.

Воспитатель. Правильно, ребята, высокие прически, парики, тугие корсеты, платья, сшитые из тяжелых тканей, украшенные множеством драгоценных камней, были неудобны. Почему же царь Петр приказал всем дворянам носить такую одежду?

Дети. Потому что такую одежду носили люди, жившие за границей. Да, ребята, чтобы успешно торговать с людьми из других стран, надо уметь с ними договариваться, а чтобы договариваться, надо освоить общий язык, общие правила. Одежда — то, по чему встречают. Для торговых сделок, дипломатических встреч, туристских поездок выбирается костюм, который сигнализирует: «Мы с тобой во многом похожи. Мы понимаем друг друга. Мы сможем договориться».

Воспитатель. Сегодня никто из современных людей не ходит по улицам больших городов в народных костюмах. Наша сегодняшняя одежда, которую можно встретить и в Вашингтоне, и в Лондоне, и в Токио, и в Мадриде, — это знак нашей причастности к общечеловеческой культуре. Ребята, а сейчас в каких случаях русские люди надевают традиционный костюм?

Дети. В праздники, при встрече гостей из других стран.

Воспитатель. Все верно, сейчас в России традиционную одежду надевают в дни особых торжеств, праздников, при встрече гостей из других стран, чтобы показать красоту и необычность русского костюма. Традиционный наряд используется при исполнении народных песен, танцев, хороводов.

По приглашению воспитателя входят дети старшей группы, одетые в русские традиционные костюмы.

Я пригласила на занятие детей старшей группы. Посмотрите, какие на них красивые костюмы! Сейчас они будут водить хоровод.

Дети водят хоровод «Со вьюном я хожу». Воспитатель и дети благодарят детей старшей группы.

А какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на русский народный костюм?

Дети. Радость, веселье, удивление, восхищение.

Воспитатель. А почему?

Дети. Потому что он красивый, необычный.

Воспитатель. Русские люди всегда бережно и с любовью относились к своей одежде. Много песен придумали о ней. Послушайте одну из таких песен.

Звучит аудиозапись песни «Шиты золотом сапожки русские...».

Ребята, готовые рисунки, запись ваших рассказов о том, как одевались русские люди раньше, работы по рисованию и аппликации, наши игры мы отправим по почте молодому татарскому художнику. Как вы думаете, поможет ли это ему правильно нарисовать картинки к рассказам о жизни русских людей.

Дети. Да.

Воспитатель. Я тоже думаю, что поможет, потому что вы в своих рассказах очень подробно описали одежду русских людей.

Похожие статьи:

Конспект занятия в подготовительной группе. Жители России

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Близкие люди»

Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ по социально-коммуникативному развитию

Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС. Роль человека в развитии технического прогресса

Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС. Культура других народов

Нет комментариев. Ваш будет первым!