Свидетельство о публикации бесплатно

Классный час в начальной школе. Пушкин

Прогулка по лицею (викторина для младших школьников, посвященная А. С. Пушкину)

Оборудование:

1. Стенд со следующими материалами:

- портрет А. С. Пушкина;

- план-схема Екатерининского дворца;

- фотографии Екатерининского дворца, Лицея, комнаты Александра Пушкина;

- плакаты «Распорядок дня лицеистов» и «Перечень основных предметов, изучаемых в Лицее»;

- фотография памятника «Пушкин-лицеист».

2. Репродукция картины Рафаэля «Афинская школа».

3. Иллюстрации из книги «Летопись возрождения» (Л., 1971).

4. Аудиозаписи:

- романс А. Алябьева на слова А. Дельвига «Соловей»;

- песня М. Яковлева на слова А. Пушкина «Зимний вечер»;

- отрывок из стихотворения А. Пушкина «19 октября», 1825 г.

Ход занятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Вступительное слово ведущего.

Ведущий. В последнее время наблюдается повышенный интерес к понятию «лицей». В стране открываются лицеи. На радио России действует совершенно удивительная передача для старшеклассников «Лицей». Интерес к понятию «лицей» не случаен. Дело в том, что в Лицее учился Пушкин. Педагоги всего мира, наконец, признали, что Царскосельский лицей - одно из самых совершенных из всех когда-либо существовавших учебных заведений.

Хотели бы вы учиться в такой школе? Наверное, захотите, если поближе познакомитесь с Лицеем и его обитателями.

Итак, мы предлагаем вам «Прогулку по Лицею» и викторину «Магия чисел в истории Лицея».

II. От афинской школы до Царскосельского лицея.

Ведущий. Слово «лицей» очень древнее. Так две тысячи лет назад называлась афинская академия, основанная великим Аристотелем, которая одновременно была и школой тела (греки придавали большое значение красоте тела и поэтому обучали юношей борьбе, гимнастике, верховой езде) и школой мысли. Обучение различным наукам было большей частью устным: в лицее учились, прогуливаясь по прекрасному зданию и не менее прекрасной роще и беседуя, этот момент запечатлен на картине Рафаэля «Афинская школа».

(Демонстрируется картина Рафаэля «Афинская школа».)

В начале девятнадцатого века, как думалось, создавалась новая Россия, в которой будет ограничена монархия и отменено позорное крепостное право.

Преобразования были задуманы видным государственным деятелем Михаилом Сперанским. Он же стал автором проекта Лицея - необычного для России учебного заведения, которое готовило бы образованных чиновников, способных провести эти преобразования.

Создатели российского Лицея надеялись, что он будет чем- то похож на знаменитую греческую школу. И он был похож на своего древнего тезку обстановкой удивительной красоты, которая приближалась к античной и которая окружала Пушкина и других лицеистов.

А дело тут вот в чем.

Лет триста назад стояла на горе средь лесов и пустошей одинокая финская усадьба под названием «Саари-Мойс», что по-русски значило «возвышенная местность». После того как в устье реки Невы был заложен морской город Петербург, Саарской мызе, которая находилась в 25 верстах от новой столицы, была уготована новая роль.

В результате столетнего труда многих тысяч людей Саарская мыза превратилась в городок Царское Село - летнюю царскую резиденцию сначала Петра I, потом Елизаветы и, наконец, Екатерины II - с дворцом, изумляющим своей красотой и богатством, и несколькими огромными парками, украшенными фигурными водоемами, беседками, павильонами, скульптурами в стиле работ мастеров Древней Греции и Рима. За парками располагались оранжереи и теплицы, где в любое время года выращивались виноград, ананасы, персики, абрикосы, сливы, гранаты, грецкие орехи для царского стола. А для украшения пейзажа и для забавы посетителей у озера жили в птичнике утки, гуси, белые и черные лебеди. В лес вокруг Царского Села, отгородив изрядный участок, загоняли лосей, зайцев, кабанов, оленей для царской охоты.

(Учащимся следует показать Екатерининский дворец и скульптуру «Девушка с кувшином».)

Екатерина II терпеть не могла своего курносого бешеного сына Павла. Втайне мечтала она, обойдя его, посадить на престол старшего внука - Александра. И его, и младших детей Павла держала при себе, для них и возвела флигель, соединенный крытой галереей с ее собственным дворцом.

(Показать на плане-схеме Екатерининский дворец.)

Этот флигель и был отдан царем Александром I под Лицей.

(Показать фотографию Лицея.)

III. Заочная прогулка по Лицею.

В огромном, но узком, скупо украшенном здании, конечно, нашлось место для гардеробной, столовой и больницы (1-й этаж), классов, актового и физического залов (2-й этаж), газетной комнаты и библиотеки (3-й этаж), комнат-спален воспитанников (4-й этаж).

19 октября 1811 года Лицей был открыт, и в нем начали заниматься 30 «отличившихся воспитанников дворянского происхождения» в возрасте от 10 до 12 лет.

Лицей относился к учебным заведениям закрытого типа: до окончания учебы ни один из воспитанников не имел права выезжать из Лицея даже на время каникул. Изредка лицеистов могли посещать родные. В Лицее были запрещены физические наказания - черта замечательная, и не было казарм: каждому воспитаннику полагалась отдельная комната.

(Показать комнату № 14 А. Пушкина.)

Лицеистам был предложен заранее выработанный режим.

(Показать плакат «Распорядок дня лицеистов» и сделать комментарии.)

Предложенный далее материал может быть представлен как рассказ экскурсоводов, в роли которых выступают подготовленные учащиеся. Их рассказ желательно сопровождать иллюстрациями, фотографиями. Использование мультимедийной презентации позволит сделать рассказ зрелищным и запоминающимся.

Расписание в году почти не менялось. Учились в Лицее 6 лет: сначала - начальный курс, затем - окончательный. Лицей являлся школой высшего образования, дававшей своим питомцам энциклопедические знания. Им преподавались не учебные предметы - науки, не учителями - русскими профессорами. Программа Лицея включала множество предметов.

(Показать на плакате «Перечень основных предметов, изучаемых в Лицее».)

Все в Лицее преподавали превосходно, глубоко, всерьез.

Изучение языков - учили говорить, писать и правильно мыслить на чужом языке. Александр Пушкин за особые успехи во французском получил среди лицеистов прозвище Француз.

Занятия спортом - все лицеисты находились в прекрасной спортивной форме. Они отлично плавали, скакали на лошади, стреляли и фехтовали, катались на коньках. Александр Пушкин за особую ловкость и сноровку получил от товарищей еще одно прозвище - Егоза.

Занятия музыкой - почти профессиональные. Лицеисты прекрасно пели и играли на гитаре, Миша Яковлев перекладывал для рояля стихи Антона Дельвига и Александра Пушкина, они сразу запоминались всеми - впоследствии их назовут классическими русскими романсами. Как этот...

(Звучит романс А. Алябьева на слова А. Дельвига «Соловей».)

Уроки рисования - тоже почти профессиональный уровень, сохранилось 30 рисунков лицеистов, в том числе два - Александра Пушкина. Ими восхищаются даже нынешние студенты Академии художеств.

Самым любимым занятием лицеистов было литературное творчество. Они с увлечением, и не только на уроках, занимались переводами, писали пьесы, стихи, издавали рукописные журналы.

Вспоминает Иван Пущин, лицейский друг Александра Пушкина:

«Окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор словесности Николай Кошанский сказал:

- Теперь, господа, будем пробовать перья, опишите мне, пожалуйста, розу стихами.

И пока все остальные пыхтели над своими строками, у Пушкина за 15 минут было готово стихотворение:

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

Не говори:

- Так вянет младость.

Не говори:

- Вот жизни радость.

Цветку скажи:

- Прости, жалею.

И на лилею

Нам укажи!»

Поразительно не только стихотворение юного Пушкина - поразительно само задание: весь класс пишет стихи! Никому и в голову не пришло отказаться, это было нормой.

Конечно, далеко не все лицеисты и далеко не по всем предметам учились одинаково хорошо, на уроках случались и настоящие курьезы.

Как-то раз профессор Кошанский предложил описать в стихах восход солнца. Заскрипели перья. Затем читали написанное, дошла очередь до Павла Мясоедова. Он встал и прочитал: Блеснул на западе румяный царь природы...

Это было все, что он написал...

Раздался громовой хохот.

- И это все? - удивился Кошанский.

- Нет, не все, - подхватил Алексей Илличевский и, давясь от смеха, выпалил:

И изумленные народы

Не знают, что начать:

Ложиться спать или вставать!

Не все получалось, но получилось главное: лицеистов научили думать - самостоятельно, независимо и свободно. Их научали уважать и беречь друг друга - их научили ценить лицейскую дружбу, которая много выше карьеры, удачи и даже любви...

Лицейское братство...

Иван Пущин выйдет на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Его ждет арест, тюрьма, тридцать лет сибирской каторжной ссылки, но в день восстания, вечером, Александр Горчаков придет к Пущину и предложит ему заграничный паспорт:

- Беги! В Кронштадте тебя посадят на корабль.

Пущин улыбнется и ответит:

- Я должен разделить участь моих товарищей.

... Лицейское братство.

Пушкинский лицейский выпуск был блистательным: несколько поэтов - Илличевский, Дельвиг, Кюхельбекер, Пушкин, боевой генерал Вольховский, мореплаватель адмирал Матюшкин, дипломаты Горчаков и Ломоносов, директор публичной библиотеки Корф, музыкант Яковлев.

(Звучит песня М. Яковлева «Зимний вечер» на слова А. Пушкина.)

Выдающихся людей во все сферы русской жизни Лицей поставит и позднее (можно назвать хотя бы имя М. Салтыкова- Щедрина), но уже никогда не создастся той дружбы, что существовала в первом выпуске, потому что все будет другим: и общество, и цели, и учителя...

В 1843 году Лицей переведут в Петербург, а здание его будет перепланировано и в течение долгих лет использоваться как жилое помещение. При Советской власти город Царское Село переименуют в город Пушкин.

А теперь о самых печальных и трагических годах в истории города Санкт-Петербурга и Лицея..

Во время Великой Отечественной войны город будет в течение 28 месяцев оккупирован немцами. Фашисты нанесли огромный ущерб Царскому Селу: они разрушили павильоны, мосты, плотины, вырубили и уничтожили множество вековых деревьев. В огне пожара погибла значительная часть Екатерининского дворца, похищена знаменитая Янтарная комната.

(Показать фотографии из книги «Летопись возрождения».)

Сразу после освобождения города 24 января 1944 года начались работы по возрождению дворцов и парков. Работа эта продолжается до сих пор, но потребуется еще много лет для того, чтобы полностью загладить следы разрушений.

(Показать фотографии восстановленного Екатерининского дворца.)

На основе длительных архивных, мемуарных и графических изысканий велись и ведутся работы по восстановлению Лицея. Теперь в городе Пушкине открыт Мемориальный музей «Лицей».

(Показать памятник Пушкину в лицейском саду Р. Р. Баха.)

Посетителей в саду возле Лицея встречает юный Пушкин, сидящий на скамье. Распахнут лицейский сюртук, небрежно брошена на скамью фуражка, поэт размышляет...

(Звучит отрывок из стихотворения «19 октября», 1825.)

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

IV. Викторина «Магия чисел в истории Лицея».

Лицейская отметка, обозначающая отсутствие всякого знания. (0.)

Лицейская отметка за отличные успехи. (1.)

Сколько самых близких друзей было у Александра Пушкина в Лицее? (3.)

Лицейская отметка за посредственные знания. (4.)

Па каком этаже лицея располагались комнаты лицеистов? (4.)

Сколько языков изучали лицеисты? (4.)

Сколько лет учились в Лицее? (6.)

Во сколько часов вставали лицеисты? (6.)

Во сколько часов ложились спать лицеисты? (10.)

Сколько лет было А. Пушкину при поступлении в Лицей? (12.)

Номер комнаты А. Пушкина в Лицее. (14.)

Во сколько лет А. Пушкин закончил свое образование? (18.)

День открытия Лицея. (19.)

В скольких верстах от Петербурга находится Лицей? (25.)

Сколько месяцев город Пушкин был занят фашистами? (28.)

Сколько воспитанников поступило в Лицей? (30.)

Приложение

Распорядок дня лицеистов

(с комментариями)

Время

Действие

Комментарий

 

1

2

3

 

6 часов

Подъем

В течение часа нужно было одеться, умыться, помолиться и повторить уроки

 

О г 7 до 9

Класс

То есть учебные занятия

 

В 9 часов

Чай с белой булкой

Никаких завтраков!

 

1

2

3

С 9 до 10 часов

Первая прогулка

 

От 10 до 12 ча

Класс

 

сов

 

 

С 12 до I часа

Вторая прогулка

 

В I час

Обед из трех

Сначала давали каждому

 

блюд

по полстакана портера (темное крепкое пиво), потом нашли, что это баловство - запивали квасом и водою

От 2 до 3 часов

Чистописанье или рисованье

 

От 3 до 5 часов

Класс

 

С 5 до 6 часов

Чай и третья про

Гуляли обязательно в лю

 

гулка

бую погоду

С 6 до 8.30

Повторение уроков и дополнительные занятия для отставших

 

С 8.30 до 10

Ужин и отдых,

 

часов

развлечения

 

В 10 часов

Вечерняя молитва, сон

 

           

По средам и субботам - вечернее танцеванье или фехтованье. Каждую субботу - баня, где хохотали и плескались вволю.

Перечень основных предметов, изучаемых в Лицее

Предмет

Что включал

1

2

Языки

Русский, латинский, французский, немецкий

Словесность(литература)

 

1

2

Риторика (теория красноречия)

Логика, психология, нравственность, право, финансы

Нравственные науки

 

Русская и мировая история

 

География

 

Статистика и математика

 

Физика

 

Изящные искусства и гимнастические упражнения

Чистописание, рисование, пение, танцевание, фехтование, верховая езда и плавание

ЛИТЕРАТУРА

1. Басина, М. Я. В садах Лицея [Текст] / М. Я. Васина. - Л. : Детская литература, 1988.

2. Галушко, Т. К. Пушкинский календарь [Текст] / Т. К. Галушко. - Л. : Детская литература, 1991.

3. Летопись возрождения [Текст]. - Л., 1971.

4. Павлова, С. В садах Лицея [Текст] / С. Павлова // Юный художник. - 1988. -№ 6.

5. Пушкинские места России [Текст] : путеводитель. - М. : Профиздат, 1984.

6. Пущин, И. И. Записки о Пушкине [Текст] / И. И. Пущин. - М. : Детская литература, 1969.

7. Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград [Текст] : энциклопедический справочник. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 1992.

8. Семеникова, Н. В. Пушкин: Дворцы и парки [Текст] / Н. В. Семеникова. - Л. : Искусство, 1985.

9. Скатов, Н. Н. Пушкин [Текст] / Н. Н. Скатов // Роман- газета. - 1994. -№ 8.

10. Эйдельман, Н. Я. Твой 18-й век. Прекрасен наш союз [Текст] / Н. Я. Эйдельман. - М. : Мысль, 1991. - С. 221-395.

Похожие статьи:

Интеллектуально познавательная викторина для младших школьников с ответами

Интеллектуальная викторина в начальной школе с ответами

Внеклассное занятие по литературе, 3-4 класс. Астрид Линдгрен

Нет комментариев. Ваш будет первым!