Свидетельство о публикации бесплатно

Конспект классного часа в 8 классе по теме: Шаляпин

Классный час в 8 классе по теме «Русский гений»

Сценарий классного часа, посвящённого творчеству Шаляпина

Классный час, посвященный Ф. Шаляпину.

Этот классный час автор относит к направлению «Истоки». Творчество Ф. Шаляпина - это действительно истоки русского оперного искусства. Структура мероприятия несложная: две беседы, которые ведет учитель, и информационный блок, подготовленный детьми. Биография Ф. Шаляпина может стать поводом для разговора на актуальные, близкие детям темы: настоящая и мнимая слава, творческий успех, особенности национального характера и т. п.

Цели: ознакомить детей с основными фактами жизни Ф. Шаляпина; способствовать формированию позитивного отношения к русскому музыкальному наследию; воспитывать эстетический вкус, побуждать к слушанию классической музыки.

Подготовительная работа с детьми: распределить материал среди членов творческой группы (9 учеников). Одной ксерокопии достаточно, чтобы обеспечить текстами всех участников.

Оформление: портреты Ф. Шаляпина, пластинки, афиши, картины русской природы.

Музыкальное оформление: желательно подобрать следующие произведения в исполнении Ф. Шаляпина (они должны быть в школьной фонотеке в кабинете музыки):

- М. Мусоргский. «Блоха»;

- Русские народные песни: «Эй, ухнем», «Дубинушка», «Из-за острова на стрежень»;

- Ш. Гуно. «Фауст». Куплеты Мефистофеля.

План классного часа

I. Мотивационная беседа.

II. Информационный блок «По страницам биографии».

III. Секрет Шаляпина.

IV. Заметки о Шаляпине:

1. «Пожиратель знаний».

2. Фанаты прошлого века.

3. Клакеры - «в пролете»!

4. Неслыханная популярность.

V. Музыкальная пауза.

VI. Интерактивная беседа.

VII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Мотивационная беседа

Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, кто любит слушать музыку? (Дети поднимают руки.)

А как вы узнаете, хороший исполнитель или плохой? По каким признакам?

Примерные ответы детей:

- Просто нравится, хочется его слушать еще и еще.

- Нравится всем в моей компании, все «балдеют».

- Постоянно побеждает в хит-парадах, на конкурсах.

- Получает много денег за концерты, ездит на дорогой машине.

- Его хвалят критики, слушатели.

- На концерт не попадешь, билеты не достанешь, билеты дорого стоят.

Классный руководитель. Ну а голос, певческое мастерство, талант певца имеют значение? Или только по марке машины можно судить о таланте? (Дети высказываются.)

Ребята, а кто хотел бы стать музыкальной звездой? (Дети поднимают руки, высказываются.)

Не так давно в одной из газет мне попалась статья о том, как делают звезд. Оказывается, даже очень большого таланта сейчас недостаточно, чтобы стать знаменитым. И в то же время звездой может стать самая серая посредственность. «Из любой бездарности можно сделать звезду!» - сказал один известный российский продюсер.

Так что большинство звезд в наше время делают деньги. И хорошие песни, и клипы, и места в хит-парадах, и восторженные крики фанатов, и статьи критиков - все это сегодня можно продать и купить.

Как вы думаете, долго ли будет сиять такая звезда на музыкальном небосклоне?

Примерные ответы детей:

- Пока спонсор будет давать деньги.

- Пока не надоест слушателям.

- Пока не появится новая звезда.

- Может быть, и долго, если есть талант.

- Некоторые звезды становятся очень богатыми и перестают нуждаться в поддержке спонсоров.

- Если у этих звезд есть талант и если они много работают, придумывают что-то новое, они могут долго не терять популярности.

Классный руководитель. Ну а специалисты говорят, что настоящая звезда - это не столько деньги, сколько - талант и труд. А еще и здоровье, и везение, и характер - вот сколько всего нужно, чтобы не потерять славу. Ребята, этот разговор о звездах я завела не случайно. Сегодняшний классный час тоже посвящен звездному певцу. Этого человека называли гением русской музыки, величайшим певцом, когда-либо выходившим на сцену. Его слава перешагнула границы России и границы своего века. Имя этого человека знают во всем мире. О его могучем голосе слагали легенды и мифы.

Рассказывают, например, что от этого баса трескались стекла в окнах, разлетались на куски стаканы и звенели хрустальные подвески на люстрах. Вы уже угадали, о ком идет речь?

(Дети высказывают предположения.)

Ну, конечно же, это Федор Иванович Шаляпин. К сожалению, многие знают о нашем великом соотечественнике только по этим историческим анекдотам. А есть и такие, которые думают, что речь идет о новом исполнителе «Фабрики звезд», который объявил себя правнуком великого Шаляпина. Может быть, это и поможет ему стать звездой, но только настоящему Федору Шаляпину не нужно было примазываться к чужой славе. Он шел на свою вершину сам: труд, фанатическая любовь к музыке и театру, любовь к своему народу - вот что двигало его вперед.

Давайте и мы познакомимся с жизнью великого певца. Узнаем, что такое настоящая звездная слава, настоящий талант и настоящая народная любовь. Информационный блок о Ф. Шаляпине подготовили {имена, фамилии). Я передаю им слово.

II. Информационный блок «По страницам биографии»

Ученик 1. Федор Иванович Шаляпин родился в 1873 г. в Казани. Его предки были крестьянами, и ему самому приходилось с ранних лет зарабатывать себе на жизнь. Был он учеником сапожника, токаря, переписчиком, певцом в церковном хоре, потом попал в оперную труппу и стал ездить с ней по всей России. Шаляпин был самородком, над его голосом никто не работал, а на учебу у него не было денег. Так, со своей труппой Шаляпин оказался в Тифлисе (сейчас это город Тбилиси, Грузия). И тут судьба неожиданно послала ему «спонсора», профессора пения Дмитрия Усатова. Он разгадал в молодом Шаляпине будущего гения. Видя бедность Шаляпина, Усатов занимался с ним бесплатно и даже помогал ему деньгами, хотя сам не был богат. О том, что для него сделал Усатов, Шаляпин скажет: «Я рожден дважды: для жизни - в Казани, для музыки - в Тифлисе». Пройдя такую школу, Шаляпин уже поет в Мариинском театре, а потом его приглашают в Большой театр в Москве.

Ученик 2. Тут ему опять повезло. Раньше на русской сцене господствовала итальянская опера, но с приходом Шаляпина на первый план вышли русские оперы: «Русалка» А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Жизнь за царя» М. Глинки, «Князь Игорь» А. Бородина и др. Это стало еще одним подарком судьбы для певца. Голос Шаляпина с его силой, широтой и раздольем очень хорошо передавал характер русской музыки. Да и внешность певца очень подходила для сцены: огромного роста, белокурый, широкоплечий - настоящий богатырь! Очень быстро имя Шаляпина стало греметь по всей России. Чтобы услышать его могучий голос, люди неделями выстаивали в очередях, ночевали возле касс в зимнюю стужу, платили баснословные деньги за билеты, цена которых иногда равнялась месячному заработку. Такой славы в России не имел никто. Шаляпина осыпали подарками, наградами, деньгами. Скоро ему аплодировала и Европа. Но революционные события в России, приход к власти большевиков испугали певца, и он, забрав семью, бежит за границу.

Ученик 3. 16 лет прожил Шаляпин вдали от Родины. Он выступал по всему миру и имел огромный успех. Русский артист стал академиком Французской Королевский академии музыки. Шаляпин вел яркую, интересную, по-настоящему звездную жизнь. И вращался он среди звезд: Рахманинов, Равель, Репин, Горький, Куприн, Бунин, Станиславский, Чарли Чаплин, Герберт Уэллс, Морис Равель, Анна Павлова и многие др. Короли и премьер-министры, самые знатные люди мира считали для себя за честь пообщаться с великим русским басом. Но сам артист очень тосковал по России. До конца своей жизни Шаляпин оставался российским гражданином, он не принял иностранного подданства и мечтал, чтобы его хотя бы похоронили на Родине. Умер Шаляпин во Франции, похоронен в Париже, и только относительно недавно, в 1984 г., его перезахоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище.

III. Секрет Шаляпина

Ученик 4. Секрет популярности Федора Шаляпина в том, что в нем сочетались два выдающихся таланта: певца и драматического актера. Большинство оперных актеров во времена Шаляпина считали, что для них главное - это спеть свою партию. А перевоплощаться, играть роль на сцене они не должны - достаточно загримироваться и надеть костюм. А Шаляпин не только пел, но и гениально играл на сцене. Величайшим своим достижением певец считал образы Бориса Годунова и Мефистофеля. Всем известны, например, куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» («Люди гибнут за металл»). Эти куплеты, благодаря Шаляпину в России были хитом и без всяких хит-парадов. Шаляпин спел главные партии во всех русских операх. Он также прославился своим исполнением русских народных песен: «Эй, ухнем!», «Дубинушка», «Ночка». Всем известен и романс Мусоргского «Блоха» в исполнении Шаляпина. Великий певец оставил большую фонотеку своих записей. И сейчас, спустя 70 лет после его смерти, эти записи продаются не хуже современных популярных песен.

IV. Заметки о Шаляпине

«Пожиратель знаний»

Ученик 5. В воспоминаниях о Шаляпине есть много интересных историй о том, каким удивительным и необыкновенным человеком был этот артист. Из некоторых историй мы сделали короткие заметки. Заметка первая «Пожиратель знаний».

Ученик 6. Однажды режиссеру К. Станиславскому довелось увидеть Шаляпина в кругу известных художников, среди которых были И. Репин и В. Серов. Станиславский был поражен тем, с какой жадностью молодой артист слушал разговор великих художников. «Смотри, как он жрет знания», - сказал Станиславскому знакомый. Позже Станиславский говорил своим актерам, что и они должны так же «жрать» знания, как и Шаляпин.

Фанаты прошлого века

Ученик 5. Шаляпину не нужны были клубы фанатов - все, кто его хоть один раз услышал, становились его поклонниками. «Фанаты прошлого века» - так мы назвали следующую заметку.

Ученик 7. Была премьера оперы «Псковитянка». Шаляпин играл Ивана Грозного. В зале творилось нечто неслыханное и невиданное. Зал сходил с ума - 30 раз вызывал Шаляпина на бис.

...На галерке студенты и курсистки так теснили друг друга, что обломали перила и часть гипсовой лепки, которая украшала стены, даже свалилась вниз, прямо на головы публики, но никто ничего не заметил - люди как завороженные слушали Шаляпина. А после спектакля толпа подхватила Шаляпина и понесла на руках до экипажа. Но этим все не закончилось. Восторженные поклонники выпрягли лошадей из экипажа и повезли артиста на себе. А некоторые поклонницы, не помня себя от счастья, оторвали на память кусочки его шубы.

Клакеры - «в пролете»!

Ученик 5.В каждом театре есть клакеры - люди, которые после спектакля громко кричат «браво» и «бис». За это они получают вознаграждение от артистов. О том, как Шаляпин относился к клакерам, мы расскажем в третьей истории «Клакеры - "в пролете"».

Ученик 8. В итальянском городе Милане уже несколько дней бушевали страсти: к ним едет русский бас Шаляпин; две недели назад он получил приглашение от дирекции Ла Скала спеть Мефистофеля в «Фаусте». Артисты возмущались. «Тут полно своих Мефистофелей, и вдруг выписывать откуда-то из Москвы. Позор для всей Италии!» - гремел чей-то бас. Перед выступлением Шаляпин очень волновался: итальянские певцы действительно считались лучшими в мире. Чем поразить избалованную публику? Накануне спектакля к Шаляпину явился некий господин, который руководил местными клакерами. Он пообещал, что его группа будет громко кричать «браво» и «бис». За это господин потребовал процент от сбора. В противном случае клакеры обещали провалить и освистать русского артиста. Шаляпин выставил негодяя за дверь.

- Я никогда аплодисментов не покупал и никогда покупать не буду! - сказал он.

И вот начался спектакль... С первой же ноты взыскательная итальянская публика поняла, с кем имеет дело. Она с изумлением слушала русского певца, зачарованная его мастерством. Шаляпин буквально царствовал на сцене. Такого Мефистофеля Италия не видела. А клакеры даже и не пытались зашикать или освистать гастролера, они сами попали под гипноз его таланта. «Голосом итальянцев не удивишь, голоса они слыхали, а вот игрой-то я их, значит, и ужёг!» - так объяснял Шаляпин свой успех у итальянской публики.

Неслыханная популярность

Ученик 5. Шаляпин буквально купался в лучах славы. Он был невероятно, сказочно популярен. А популярность всегда и везде проявляется одинаково. Четвертая наша заметка так и называется - «Неслыханная популярность».

Ученик 9. Слава Шаляпина была огромной, неслыханной! В витринах магазинов красовались портреты Шаляпина, в кондитерских продавались шоколадные конфеты в обертках с его изображением, а в галантерейных лавках - гребенки с именем певца. Пользовался спросом и одеколон «Шаляпин».

Певца повсюду преследовали поклонницы. Обожатели буквально не давали проходу. И, конечно, было очень много сплетен: о его бурной жизни, о сказочном богатстве, о том, что он бьет слуг самоваром. Но все это были слухи, которые всегда сопровождают известных людей.

Ученик 5. Все эти истории говорят об одном. В старые времена тоже были фанаты и поклонники, но они поклонялись настоящим талантам, а не тем, которые сделаны с помощью телевизионных технологий и рекламы.

V. Музыкальная пауза

Если удастся достать записи Ф. Шаляпина, можно дать детям прослушать отдельные фрагменты.

VI. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Вы познакомились с некоторыми фактами жизни великого русского артиста. Можно ли его сравнить с современными звездами? Легче ему было завоевать славу или труднее?

Примерные ответы детей:

- Конечно, труднее, тогда не было компьютеров, микрофонов, которые исправляют недостатки голоса.

- У него не было фонограмм, он везде пел вживую.

- Его слава была настоящей, а не дутой.

- Он не платил фанатам и клакерам за поддержку.

Классный руководитель. Сейчас в России тоже есть знаменитые оперные артисты. Можете ли вы назвать их имена? (Галина Вишневская, Ирина Архипова, Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский и др.)

Федор Иванович Шаляпин имел все, о чем только может мечтать человек. Здоровье, деньги, славу, любовь, хорошую семью. Но его все-таки называли человеком трагической судьбы. Как вы думаете, почему?

Примерные ответы детей:

- Он не мог жить на Родине.

- Тосковал по России.

- Он хотел, чтобы его талант служил русскому народу, а вместо этого пел для американцев и европейцев.

- Он хотел жить в России, но ту Россию, которую он любил, уничтожили большевики.

- Ему не нравилась жизнь в большевистской России, но он ничего не мог изменить.

Классный руководитель. Один великий человек сказал: <!0 народах по гениям судят». Как можно судить о нашем народе по гению Шаляпина?

Примерные ответы детей:

- Могучий, талантливый, трудолюбивый, красивый, великан.

- Не может жить без России, тоскует по Родине.

- Душевный, добрый, чувствительный.

- Скромный, не любит рекламы, свои таланты и способности показывает не на словах, а на деле.

И т. п.

Классный руководитель. Действительно, о народе судят по той высоте, на которую удалось подняться лучшим его представителям. Наша земля дала миру много гениев. По ним судят о нашем народе. Но и мы, глядя на своих героев, сможем лучше понять самих себя.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какие чувства остались у вас в конце классного часа? Осталось ли ощущение удивления, открытия?

Примерные ответы детей:

- Удивление осталось - какая может быть слава при жизни! О такой славе артист может только мечтать!

- Сожаление, что мало знал о Шаляпине, интересовался в основном иностранными музыкантами.

- Конечно, сделала открытие. Оказывается, у нас есть такой гений!

- Осталось сожаление, что в наше время нет таких гениев.

- Захотелось послушать голос Шаляпина - что в нем такого волшебного?

Похожие статьи:

Классный час в 8 классе на тему: Вред наркотиков

Классный час в 8 классе по теме «Дети и деньги»

Конспект классного часа для 8 класса

Конспект классного часа в 8 классе по теме: Боевые искусства

Конспект классного часа для 8 класса по теме Суворов

Нет комментариев. Ваш будет первым!