Познавательная игра для учащихся начальных классов. Наша Родина

Познавательная игра для младших школьников «Разговор о главном»

Цели: способствовать развитию интереса учащихся к истории страны; воспитывать любовь к Родине, уважение к её культуре, традициям.

Ход классного часа

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить.

Ф. И. Тютчев

Учитель. Разговор о главном - такова тема нашего классного часа... Родина - вот то главное, что объединяет всех нас...

Наша Родина носит красивое звучное имя - Россия. Многие считают эту страну загадочной, таинственной. Некоторые убеждены, что умом её не понять... Но как бы там ни было - свою Родину, её историю, её особенности люди, живущие в этой стране, должны знать.

Давайте вспомним о том, что мы знаем о прошлом своей страны.

Конкурсные задания для двух команд.

I. Попробуйте ответить на вопросы.

1. Что такое братина? (Брат, чаша, княжеская дружба.)

2. Пожёг. (Костёр, очаг, пашня.)

3. Кожух. (Шуба, седло, пояс.)

4. Кушак. (Ковш, пояс, шарф.)

Как называли тех, кто делал:

1. Кадки. (Бондарь.)

2. Изделия их глины. (Гончар.)

3. Кто возил людей? (Кучер, ямщик, извозчик.)

4. Кто собирал мёд диких пчёл? (Бортник.)

Кто такие?

1. Ратай. (Пахарь.)

2. Бахарь. (Рассказчик сказок.)

3. Скорняк. (Кожевник.)

4. Скоморох. (Артист.)

II. Учитель. А сейчас я хочу предложить следующее задание: по три человека от каждой команды должны нарисовать флаг нашей страны.

Команды приступают к выполнению задания.

Пока команды готовятся, болельщикам предлагается ответить на вопросы:

1. Какой год считается годом крещения Руси? (988.)

2. Кому принадлежат эти слова: «Тяжело в учении, легко в бою»? (А. Суворову.)

3. Как звали русского богатыря, в кармане у которого мог поместиться Илья Муромец вместе с конём? (Святогор.)

4. Назовите имя художника-иконописца, автора иконы «Троица». (Андрей Рублёв.)

5. Кто написал картину «Богатыри»? (В. Васнецов.)

6. Назовите имена русских композиторов, которые, сочиняя свои произведения, особенно часто обращались к народному творчеству (Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков.)

7. О ком сказано: «Солнце русской поэзии»? (Об А. С. Пушкине.)

8. Представьте, что вы оказались в чужой стране и не знаете языка народа этой страны. Мелодии каких русских песен помогут жителям другой страны понять, что вы - из России?

Учитель. Молодцы, болельщики! Наши команды справились с заданием. Давайте посмотрим, насколько правильно они нарисовали флаг нашей страны.

Учитель. Кстати, у нас в гостях сегодня специалисты по истории России. Предлагаю дать одному из них возможность поделиться своими знаниями.

1-й историк. Красный, бело-голубой или бело-красно- синий? Сколько отгремело споров, сколько сломано копий... Комиссия Российского парламента предложила депутатам утвердить в качестве государственного бело-сине-красный цвет. Его история уходит корнями в глубокую старину...

«Писание о значении знак и знамён или прапоров» - так называлась эта бумага, представленная в апреле 1667 года царю Алексею Михайловичу. Тогда в подмосковном селе Дуданово начали возводить остов русского корабля. А для подготовки первого заграничного плавания русским необходимо было ознакомиться с международными обычаями в морском деле. И вот 9 апреля 1667 года сибирскому приказу было «велено прислать из меновых товаров в триста десять аршин кинраков да сто пятьдесят аршин тафт черевчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамёна и яловчики». Этим указом царь подтвердил государственными цветами России красный, белый, синий.

Учитель. А кто может объяснить, что обозначает каждый цвет российского флага? Выберите правильный ответ.

(Красный - соответствовал великороссам, синий - малороссам, белый - белорусам. Красный - это мужество и любовь, синий - верность и целомудрие, белый - благородство.)

(За правильный ответ - 1 балл.)

Учитель. А сейчас, уважаемые болельщики, наши команды представят свое домашнее задание.

Задача ребят состояла в создании своего собственного герба. Для того чтобы мы вместе с жюри могли правильно оценить работы, предлагаю вновь обратиться к историку, который расскажет нам о законах геральдики.

2-й историк. Некоторые правила составления гербов. Гербы отличались расцветкой и рисунком, описывались при помощи специальных терминов. Каждый элемент - фигуры и иные символы - имели определённое значение. Гербы создавались по чётким правилам, и нарушение их считалось большим позором. Основой всякого герба был щит. Форма щита подразделялась на несколько видов: треугольный - нормандский, овальный - итальянский, фигурный - немецкий. Согласно правилам геральдики применяли ограниченное число цветов: алый, пурпурный, голубой, зелёный, чёрный, оранжевый.

3-й историк. Девиз на гербе.

В рыцарские времена характерным элементом герба был шлем, позже над ним появляются короны, тюрбаны, кардинальские и епископские шапки. На гербах помещались девизы, которые отражали особенности родовой истории хозяина или его особые заслуги.

4-й историк. Русская геральдика.

Официальная регламентация русских гербов началась в царствование Негра I, когда была утверждена «Герольдия». До этого на Руси существовали только эмблемы, которые были личными знаками князей. Особенно распространёнными были две эмблемы: «всадник, поражающий копьём дракона» и «двуглавый орёл». На первой из известных русских печатей XV века изображены обе эмблемы: одна на лицевой, другая на оборотной стороне. Двуглавый орёл в качестве государственного герба появился на Руси в XV веке. Основные его фигуры - двуглавый орёл и всадник, поражающий копьём дракона. Орёл красовался на гербах многих государств, олицетворяя силу, могущество, власть. В западноевропейской геральдике существовало различие - одноглавый орёл означал королевскую власть, двуглавый орёл - императорскую. А первоначально, по византийской традиции, орёл был золотого цвета с опущенными вниз крыльями. И только с XVII века орёл «поднимает» крылья.

В XVIII веке широкое распространение получили дворянские гербы, которые стали принадлежностью дворянского рода. В это же время гербы получают многие русские города.

По требованиям русской геральдики, герб должен был отражать историю города, его географическое положение, экономику, традиции.

Защита домашнего задания.

Учитель. Сейчас участникам игры предстоит собрать «рассыпавшиеся» пословицы.

Каждой команде выдаётся по два конверта. В первом находятся начальные слова пословиц, во втором — заключительные. Задача - «собрать» как можно больше пословиц.

• Человек без Родины - соловей без песни.

• Родина-мать, умей за неё постоять.

• Своя земля и в горсти мила.

• Для Родины своей жизни не жалей.

• На чужой стороне Родина милей.

• Одна у человека родная мать, одна у него Родина.

Учитель. Слово предоставляется жюри.

Жюри.

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ.

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

И сегодняшняя игра показала, что юные россияне растут настоящими знатоками истории нашей страны. Об этом говорят результаты. (Подведение итогов.)

Учитель. Мне же, ребята, остаётся надеяться, что мы не раз вернёмся к разговору о главном: о Родине. Поэтому скажем друг другу: «До новых встреч!»

Звучит песня о Родине.

Похожие статьи:

Классный час 4 класс

Классный час 4 класс на тему Добро

Классный час в 4 классе. Самовоспитание

Классный час «Правила поведения в общественных местах», 4 класс

Классный час о вреде курения, 4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!