Опыты и наблюдения осенью для дошкольников

Опыты и наблюдения осенью с детьми дошкольного возраста

Маленькие дети просто собирают «красивые листики». Старшим дошкольникам педагог предлагает сорвать зеленый и желтый листы, сравнить, какой из них прочнее держится на ветке.

Рассматривая место отрыва, дети убеждаются, что у зеленого листа есть ранка, у желтого, особенно у того, который самопроизвольно упал с дерева, ее нет. Место отрыва покрыто специальной тканью.

Дети часто спрашивают, не больно ли растениям терять листья. Педагог предлагает им самим ответить на этот вопрос: «Если бы дерево страдало, оно приспособилось бы сохранять свои листочки и зимой. Нам же не больно, когда мы обрезаем волосы и ногти. Потеря листьев — очень полезное приспособление».

Рассматривая листья знакомых растений, дети устанавливают, у каких деревьев и кустарников листья в основном желтеют, у каких становятся красными или пурпурными. Педагог разбивает группу на несколько звеньев и объявляет соревнование: сколько оттенков листьев найдет каждое звено. Дети собирают листья и выкладывают их на картон в порядке увеличения интенсивности желтого, красного, пурпурного, оранжевого цвета.

В дневнике наблюдений дошкольники отмечают время появления осенней окраски у разных деревьев и кустарников, а также начало листопада. Работу можно усложнить, отмечая три периода: первые признаки процесса, его максимум и окончание. Полученные данные обсуждаются на обобщающем занятии на тему «Как приходит осень».

Опираясь на элементарные математические представления детей, педагог предлагает оценить, какая часть листьев дерева изменила свою окраску. Летом все листья были зелеными. В начале осени появляется несколько желтых (красных) листьев. Позже желтеет примерно их половина, затем почти все и наконец все. Аналогичную работу можно провести и при наблюдении за листопадом.

Во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность. В тихую безветренную погоду листья падают поодиночке; при этом они долго кружатся, прежде чем достигнут земли. Это очень красивое явление, особенно если для наблюдения выбрать высокое дерево; лучше всего его наблюдать на дубе.

В ветреную погоду деревья теряют листья очень быстро: практически за 1—2 ч они могут оголиться полностью.

По окончании листопада дети устанавливают длительные наблюдения за отдельными сохранившимися сухими листьями, особенно если они видны из окна групповой комнаты, выясняют, как долго смогут удержаться на ветке, проверяют их наличие после каждого сильного ветра, дождя и снегопада. Интересуются, сохранится на дереве хотя бы один лист до весны.

Когда на земле будет лежать много опавших листьев, педагог предлагает в сухую погоду походить по ним, послушать, как они шуршат. После прогулки дети обсуждают, почему листья шуршат. Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать. Это можно тут же проверить, смочив листья водой из ведра или лейки.

Похожие статьи:

Заседание родительского клуба в детском саду с родителями детей подготовительной группы

Сценарий зимнего физкультурного досуга для детей старшей группы

Сценарий спортивного праздника в подготовительной группе детского сада

Визитка воспитателя детского сада

Сценарий физкультурного досуга в детском саду. Подготовительная группа

Нет комментариев. Ваш будет первым!