Развивающие игры Никитина для дошкольников

Развивающие игры Никитина для дошкольников

Игры Никитина для детей

Пожалуй, это одни из самых популярных и пользующихся наибольшим спросом игры.

Надо сказать, что Никитин ничего не изобретал сам. Он просто собрал сокровищницу самых интересных мировых игр и, будучи педагогом, адаптировал их к детскому возрасту.

Сложи узор (с 1,5 лет)

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И, наконец, третье — придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу. Используя разное число кубиков, различающихся по цвету и форме, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

«Уникуб» (с 2 лет)

Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией.

Широкий диапазон заданий «Уникуб» может увлекать детей от 2 до 15 лет. Игра дает огромные возможности для развития детей. Ребенок может анализировать закономерности окраски кубиков. Первое впечатление — нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 — разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика — шесть.

Рисунки-задания нужно сделать на отдельных листках чертежной бумаги размерами от 100 х 100 мм до !50 х200 мм. Их следует разделить на две-три части и для каждой сделать пакет из плотной бумаги, указав на нем номера заданий.

Задания к «Уникубу».

У-1,2,3. Сложить кубики в «куб» 3x3x3 штуки.

Кубики нужно уложить рядами. Задание перед ребенком можно поставить и так: «Сложи кубики так, чтобы все ряды были красными». Останется один кубик без красных граней, который можно положить, например, в середину последнего ряда.

У-4,5,6. Сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка — желтой, а верх — красным.

У-7. Сложить красный поезд. Длина поезда не имеет значения. Главная трудность — одновременно следить за двумя-тремя плоскостями и отбирать подходящие кубики с соответствующими гранями. Если раньше малыш выполнял задание «Сложи узор», то это будет для него сравнительно легко. Если он сделает красными только крыши вагонов, а стенки у некоторых вагонов окажутся другого цвета, похвалите его: «Хорошо маляры покрасили крыши — все красные. А теперь посмотрим, как маляры покрасили стенки...». И проведите указательным пальцем вдоль поезда. Остановитесь у вагона со стенкой другого цвета и скажите: «Интересно, нужно ли послать этот вагон в перекраску?».

У-8. Сложить синюю колонну. Только две боковые грани будут синими.

У-9. Сложить желтую квадратную коробку.

Малыш должен решить, какие кубики надо взять, чтобы четыре боковые грани были желтые.

У-10. Сложить синюю квадратную площадку из девяти кубиков. Все четыре боковые грани должны быть синими.

У-11. Сложить желтую квадратную площадку из шестнадцати кубиков. Все грани, кроме нижней, должны быть желтыми.

У-12. Сложить красную квадратную сцену для летнего театра из двадцати пяти кубиков. Здесь надо различать, кубики каких типов надо укладывать по периметру, а каких — по центру модели, иначе может не хватить кубиков нужного цвета.

У-13. Сложить разноцветную трубу. Передняя грань — красная, верхняя — синяя, а боковая — желтая.

У-14. Сложить три беговые дорожки на стадионе из девяти кубиков разного цвета. Боковые грани имеют цвет прилегающей дорожки.

У-15. Сложить синюю букву «П». Для старших важно следить, чтобы стенки были из 5 кубиков.

У-16. Сложить красную букву «Н».

Точно так же можно складывать любые буквы, которые хорошо получаются из кубиков — Г, Е, О, С, Т, Ч и др.

У-17. Сложить трехцветную скамейку.

К сожалению, только обратная сторона сиденья может быть того же цвета, что и сиденье; спинка скамейки будет разных цветов с двух сторон.

У-18. Сложить рыцарский замок с четырьмя башенками по углам и окраской.

У-19. Сложить атомный ледокол с красной палубой, синими бортами и желтыми палубными надстройками.

У-20. Сложить разноцветную крепость с бойницами.

У-21. Сложить цирковую лесенку с синими ступенями с двух сторон. Сколько кубиков надо для такой лесенки?

У-22. Сложить шахматную доску 5x5 кубиков с желто-красными клетками. Четыре боковые грани — тоже с шахматной окраской.

У-23. Сложить египетскую пирамиду. Правые и левые стенки — красные, передние и задние — желтые, крыши на всех ярусах — синие.

Для пирамиды не обязательно иметь 30 кубиков, достаточно — 27. Задайте ребенку задачу, как сэкономить недостающие три кубика. (В первом ярусе в центре вместо четырех кубиков можно поставить один, повернутый на 45°', на него будут опираться пять кубиков второго яруса — «гробница фараона».)

У-24. Сложить желтое шоссе размерами 3x9 кубиков с одним красным квадратом в центре. Четыре боковые грани — желтые.

У-25. Сложить красный пятиэтажный дом с окошками, синими крышами на всех этажах и красными полами во всех комнатах. Задняя стена дома и стены комнат могут быть любого цвета.

У-26, 27, 28. Сложить три водонапорных башни разной высоты.

Кроме трудностей, связанных с порядком окраски, здесь есть еще и технологические «секреты», без знания которых башни не будут держаться. Пусть малыш сам откроет эти секреты. (Каждый следующий этаж удерживает предыдущий от падения, поэтому нужно заготовить все этажи заранее, а не начинать стройку с нижнего этажа.)

У-29. Классификация по красным граням.

Разложить кубики по сортам или сложить три поезда:

• в первом поезде все вагоны — с красной крышей, но не красными стенками;

• во втором — с красной крышей и одной красной стеной;

• в третьем — с красной крышей и двумя красными стенками.

Получатся три поезда разной длины и один тепловоз (кубик без красных граней).

Классификация — начало серьезного освоения «Уникуба», поэтому это задание можно дать и раньше — после усвоения первых семи заданий, особенно, если малыш уже считает до трех или до пяти и может различать сорта кубиков. Предварительная классификация полезна при выполнении любого задания, поэтому малыши часто выполняют ее по собственной инициативе, готовясь к решению новой задачи.

У-30. Сложить малый куб красного цвета (или другого цвета).

К сожалению, нельзя одновременно сложить три малых куба разных цветов.

У-31. Сложить малый куб трех цветов (по две соседние грани одного цвета).

У-32. Сложить малый куб двух цветов. Три грани вокруг одной вершины — синие, три другие — желтые.

У-33. Сложить малый куб трех цветов, в котором противоположные грани одного цвета.

У-34. Сложить малый куб двух цветов, в котором нижняя, задняя и верхняя грани - синие, а левая, передняя и правая — красные. Возможны другие сочетания цветов.

У-35. Сложить синюю вокзальную скамейку. Со всех сторон, кроме дна, она окрашена в синий цвет.

У-36. Сложить красный колодец. Снаружи все грани красные, внутри — синие.

К сожалению, для внутренней окраски не хватает одной синей грани, и в колодце виден «песок» — одна желтая грань.

У-37. Сложить кресло с подлокотниками. Сзади и с боков — синее, внутри — желтое, спереди и сверху — красное.

У-38. Сложить Антошину скамейку. Сиденья и спинки с одной стороны красные, с другой — синие. Верх и торцы — желтые.

Ответить на вопросы.

Почему кубиков с одной красной гранью — шесть (по числу граней куба)?

Почему кубиков с двумя красными гранями — двенадцать (по числу ребер куба)?

Почему кубиков с тремя красными гранями — восемь (по числу вершин куба)?

Почему кубик без красных граней — только один?

Сколько граней у одного кубика?

Кто быстрее подсчитает, сколько красных граней на всех кубиках?

Сколько всего граней на всех кубиках?

Сколько граней на шести, восьми, двенадцати, двадцати семи кубиках?

У-39. Сложить большой куб красного цвета. При этом дно должно быть тоже красное.

Это задание хорошо давать на время. Трех-четырех- летние дети складывают куб за десять минут, пяти-шестилетние — за две минуты, десяти-двенадцатилетние могут выполнить задание даже за минуту. Рекордсмены, работая двумя руками сразу по определенной системе, могут сложить еще быстрее.

У-40. Сложить большой куб трех цветов. Две соседние грани одинакового цвета.

У-41. Сложить большой куб трех цветов. Две противоположные грани — одного цвета.

У-42. Сложить большой трехцветный куб с горизонтальными слоями одного цвета — «слоеный пирог».

У-43. Сложить двухцветный куб. Три грани, сходящиеся к одной вершине — желтые, три остальные — синие.

У-44. Сложить большой двухцветный куб. Нижняя, задняя и верхняя грани — синего цвета, левая, передняя и правая — красного цвета.

У-45. Сложить высотный дом желтого цвета на двадцать квартир. В основании — четыре кубика, высота — пять этажей. Стены, крыша и пол на первом этаже — желтые.

У-46. Сложить большой куб с шахматной окраской всех шести граней.

У-47. Двойная классификация.

Кубики сначала надо разложить по сортам, как в задании У-29, по красному цвету. Получится ряд с одной красной гранью, ряд с двумя красными гранями и ряд с тремя красными гранями. Затем внутри каждого ряда разложить кубики по сортам синего (или желтого) цвета.

Двойная классификация облегчает выполнения заданий, начиная с У-51.

У-48. Сложить малый разъемный куб красного цвета.

У-49. Сложить трехэтажный красный дом из девяти квартир так, чтобы задняя стенка была синей.

Это задание — подготовка к задачам, в которых требуется соблюдать определенный порядок и внутри куба.

У-50. Сложить двустороннюю шахматную доску 5x5 кубиков. Грань, невидимая на рисунке, должна быть красно-желтой или сине-желтой. Боковые грани тоже должны иметь шахматную окраску. Узкие грани должны иметь ту же окраску, что одна из широких, например, красно-синие. Это одно из сложных заданий.

У-51. Сложить большой разъемный красный куб, в котором все наружные грани — красные, а любые соприкасающиеся грани разъема — одноцветные. Тот, кто справился с этим заданием, может справиться с любым предыдущим.

По этому заданию можно проверить, правильной ли была окраска при изготовлении «Уникуба».

У-52. Сложить большой красный куб, в котором любые соприкасающиеся грани разъема — разных цветов. Внешне этот куб такой же, как У-51, но внутреннее устройство различно.

У-53. Сложить большой красный куб, у которого любые соприкасающиеся грани разъема полосатые. Возможны два варианта внутренней окраски.

У-54. Сложить большой красный куб, у которого все двенадцать соприкасающихся граней разъема имеют шахматную окраску. Возможны два варианта — когда соприкасаются одинаковые грани, или соприкасаются разноцветные грани.

У-55. Сложить большой куб, у которого все наружные попарно противоположные грани одноцветны, и все внутренние попарно соприкасающиеся грани разъема также одноцветны.

У-56. Сложить большой куб, в котором все наружные и все внутренние грани разъемов образуют букву «О», то есть шесть красных, шесть желтых и шесть синих букв «О».

У-57. Сложить большой куб, в котором все наружные и все внутренние грани разъема полосатые трехцветные.

У-58. Сложить большой куб наивысшей сложности: все шесть наружных граней и двенадцать внутренних имеют шахматную окраску. Шесть наружных — красно-синие, шесть внутренних — красно-желтые и шесть внутренних — сине-желтые.

У-59. Сложить большой куб, в котором все наружные и все внутренние грани разъемов образуют букву «Н», то есть шесть красных, шесть желтых и шесть синих букв «Н».

У-60. Сложить большой куб, на наружных гранях которого — красные кресты, а на внутренних гранях разъемов — шесть синих и шесть желтых крестов.

У-61. Сложить большой куб, у которого во фронтальных плоскостях все наружные и внутренние грани одноцветные, в боковых плоскостях — полосатые, в горизонтальных плоскостях — шахматной окраски.

Советы.

1. Прежде чем дать ребенку «Уникуб», поиграйте в него сами. Попробуйте на время сложить из двадцати семи кубиков куб одного цвета (У-39). Когда куб будет готов, убедитесь, что дно у него окрашено в тот же цвет. Если вам удалось с первой попытки сложить куб за две минуты — у вас хорошо развитое пространственное воображение. А если есть ошибка, то найти ее непросто — нужна хорошая «система контроля». Попробуйте выполнить и другие задания, чтобы знать, сможет ли с ними справиться малыш.

2. Задания в «Уникубе» трудные, и требуют от ребенка больших затрат времени и сил. Их нельзя давать много. Иногда достаточно одного задания, реже — двух-трех в зависимости от возможностей малыша.

3. Задания расположены, как правило, в порядке возрастания сложности, но иногда могут возникнуть и «непреодолимые» трудности — тогда взрослым надо самим подобрать задания промежуточной сложности и изобрести новые. Можно, например, после У-7 перейти на У-29. Малыши, научившиеся в три-четыре года классифицировать кубики по типам, могут потом легко продвигаться вперед к У-14 и возвращаться к У-8.

4. Задания можно давать детям в виде рисунка и в устной форме. И хотя дети понимают рисунок лучше, если есть возможность описать словесно, этим надо воспользоваться.

5. Играть в «Уникуб» можно лишь при наличии полного комплекта из 27 кубиков, поэтому игру надо беречь. Лучше всего иметь отдельный комплект для каждого ребенка, а если в семье только один малыш — то два комплекта.

6. Желательно, чтобы родители иногда играли вместе с малышом. Но при этом нужно не опережать малыша, а следовать за ним с небольшим отставанием, копируя его действия. Тогда лучше понятны находки, открытия и удачи ребенка. Их обязательно нужно отметить.

7. Желательно вести запись достижений ребенка. А в семье, где несколько детей, можно на стене повесить таблицу, куда записывать результаты каждого.

8. Признаком хорошего овладения игрой служит не только умение выполнять сложные задания, но и сокращение затрачиваемого на их выполнение времени.

Похожие статьи:

Конспект игры по математике в младшей группе

Консультация для родителей. Развитие математических способностей у детей

Игровое занятие по математике в младшей группе

Игры за партой. Игры с дошкольниками

Конспект математической игры во второй младшей группе

Нет комментариев. Ваш будет первым!