Как правильно подготовить ребенка к обучению в школе

Как правильно подготовить ребенка к обучению в школе

Перед родителями обычно возникает множество типовых вопросов. В каком возрасте следует начинать систематическое школьное обучение — в шесть или в семь лет? А может быть, лучше подержать его дома до восьми? Справится ли ребенок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить его к школе и как помочь ему преодолевать школьные трудности?

Разумна ли подобная тревога родителей? Да. Тревога разумна: от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, во многом зависит успеваемость ученика в течение всего школьного обучения. И, что важно, именно в первые годы учебы формируется отношение ребенка к школе и к обучению. По большому счету, это модель его будущей жизни.

Если первые шаги в школе оказываются удачными, если ученик слышит похвалу такого значимого для него человека, как учитель, — это становится для него мощным стимулом учиться, стараться, проявлять себя с лучшей стороны. Позитивный опыт закрепляется, становясь надежным фундаментом в подготовке к профессиональной деятельности и мироощущения ребенка.

Каждый из родителей считает, что его ребенок готов к обучению в школе. Но каждый из них оценивает ребенка исходя из своих субъективных показателей. Для одного родителя это умение ребенка читать, писать и считать; для другого — сообразительность, способность хорошо решать логические задачки, начитанность; для третьего — способность сосредоточиваться на определенном деле и выполнять его по инструкции, выполнять все требования взрослых; для четвертого — контактность ребенка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости. Конечно, все это важно. Но это одна сторона: ребенок и его особенности развития. Но важен и тип школы, и личность учителя. Каждый учитель ждет определенной готовности от ученика. И есть другие ученики, его сверстники, с которыми тоже нужно быть готовым к контактированию и совместным учебным действиям.

Итак, нет готовности вообще, а есть готовность определенного ребенка к определенным условиям обучения с определенным учителем и школьным коллективом по определенной программе обучения в конкретной школе.

Отметим, каков средний уровень развития ребенка к началу обучения в школе.

Особенности личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы еще неустойчивы, ситуативны. Ребенок не всегда осознает изменения своего социального положения. Поэтому целесообразнее начинать обучение с 7 лет.

Д. Б. Эльконин подчеркивал, что переход на следующий, более высокий этап развития детей определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период, насколько созрели те внутренние противоречия, которые могут разрешиться путем такого перехода.

К 5-7 годам складываются и сохраняются в своей индивидуальной специфике следующие ценностные потребности:

• заниматься общественно значимой деятельностью (учение);

• общение со сверстниками;

• быть хорошим, достигать успеха;

• утверждать себя через отношение к себе окружающих и через качество выполняемой деятельности.

От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, учебные успехи, психологическое самочувствие.

Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, развития психических процессов и личности.

Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости.

Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.

Кроме физической готовности к школе, необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Ее составными компонентами являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая.

Можно ли выделить наиболее важный аспект подготовки ребенка к школе?

Нет, нельзя. Готовность к школе — многосторонняя, комплексная характеристика. Здесь и морфологическое, функциональное и психическое развитие ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья, срыву социально-психологической адаптации и не снизят эффективность обучения.

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании возможности принятия новой социальной позиции школьника — положения школьника.

Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами.

Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе (самооценка).

Отношение к школе определяется тем, как ребенок выполняет правила школьного режима, своевременно ли приходит на занятия, как выполняет учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности определяется правильным восприятием ситуации урока, умением понимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками!

❢ Учитель — это взрослый, выполняющий особую профессиональную роль по обучению и воспитанию детей.

Ухудшение отношения к школе может быть связано не столько с трудностями школьной жизни и учебы, сколько с особенностями общения учителя и учеников.

Для развития отношений со сверстниками у ребенка должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать с ними, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми. Степень сформированно личностных качеств, необходимых для общения, в большей мере зависит:

• от эмоционального климата группы детского сада (если ребенок его посещает);

• характера сложившихся взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его обучению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.

Учение в школе для ребенка становится основным видом его деятельности.

Изменяется отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Адекватная действительности самооценка встречается далеко не всегда. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. Результатом могут стать убеждения, что «школа плохая», «учитель злой» и т. д.

Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение — стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.

Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности.

❢ Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней.

Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит.

Родителям важно знать, как их ребенок готов к принятию новой социальной роли школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего особое положение в обществе, отличающее его от дошкольника.

Для этого выясните, как ребенок относится к:

• школе;

• учебной деятельности;

• учителям;

• самому себе.

Предложите ребенку нарисовать, какой ему представляется школа, учительница.

Побеседуйте о школе с ребенком и его друзьями.

Задавайте косвенные вопросы типа «Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу?»

Возможные ответы: Ребенка могут привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, также привлекательным может оказаться желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг.

Ваша задача, как родителей сделать так, чтобы ребенка привлекала школа своей главной деятельностью — учением; например желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа.

❢  Быть школьником — это уже осознаваемая ребенком ступень вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается ребенком как ответственное дело.

Иногда родители отмечают нежелание ребенка познавать и исследовать. В психологии это называется отсутствием у ребенка мотивации к данному виду деятельности.

Иногда дети говорят, что в школе будут ставить двойки, что программа трудная, а играть будет некогда; это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе («Даже двух слов связать не можешь...», «Там тебе покажут!» и т. д.).

На возникновение негативного отношения к школе могут оказать влияние не только взрослые, но и старшие дети.

Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.

Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут нелегки.

Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.

Примерно треть первоклассников не готовы к обучению в школе.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе.

❢ He всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Такие первоклассники ведут себя в школе «по-детски», учатся очень неровно. Есть успехи при непосредственном интересе, при его отсутствии задания выполняются небрежно, наспех. Отсутствие ответственности негативно сказывается на результативности.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя таких детей мало, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут» и т. п.

Причиной подобного отношения к школе являются ошибки в воспитании детей. Часто к этому приводит запугивание детей школой, что очень опасно, особенно по отношению к неуверенным в себе детям («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут», «Как ты будешь учиться в школе, ведь ты же ничего не умеешь» и т. п.).

Совместное участие в обязательной деятельности порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности.

Учитель оценивает ученика с точки зрения его успехов в учебе и поведении. Оценками учителя пользуются и сами ученики, и их родители.

Ученики оценивают учителя с точки зрения того, хорошо или плохо он оценивает их самих.

Учитель не просто взрослый, который вызывает определенное отношение у ребенка. Он является реальным носителем общественных требований, предъявляемых к ребенку.

В чем проявляется несформированность личностной готовности ребенка к обучению в школе?

Личностная неготовность ребенка проявляется в следующем:

• чувства, намерения, поведение отличает непосредственность проявлений. Все рассказывает учителю;

• не поднимает руку, чтобы сказать;

• работает только при непосредственном к нему обращении;

• нарушает дисциплину;

• обижается на учителя;

• преобладают игровые мотивы.

Это приводит к проблемам в освоении знаний и низкой продуктивности учебной деятельности.

Вот почему многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе включает:

• желание узнать новое;

• любознательность;

• развитие образных представлений;

• ориентировку ребенка в окружающем мире;

• сформированность элементарных учебных навыков (умение учиться);

• развитие психических процессов;

• особое развитие сенсорики, речи, мышления;

• знания, усвоенные в системе.

Похожие статьи:

Необходимость психологической поддержки и сопровождения школьника

Современное определение понятия «готовность к школе». Готовность к школе как свойство системы

Как активизировать мыслительную деятельность ребенка?

Почему ребенку трудно учиться? К чему следует приучать ребенка с самого начала ученической жизни?

Требования, которые предъявляет к ребенку школьная жизнь

Нет комментариев. Ваш будет первым!