Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Близкие люди»

НОД в ДОУ для детей 6-7 лет

Цель: воспитание уважительного, доброжелательного, внимательного отношения к друзьям, соседям.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о близких людях родственников: друзьях и соседях;

— способствовать проявлению интереса к близким людям;

— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности.

Оборудование: аудиопроигрыватель, диктофон; мяч; семейный альбом воспитателя; аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь...» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича), письмо.

Ход НОД

Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратились ваши друзья-первоклассники. Сейчас я прочитаю их письмо: «Дорогие ребята! Мы решили участвовать в конкурсе рисунков на тему “Близкие люди”. Некоторые из нас считают, что близкие люди — только мама, папа, родные братья и сестры, бабушки и дедушки. Другие считают, что к близким людям относятся и дальние родственники — тети, дяди и их дети. А в стихотворении «Моя родня» Я. Акима говорится о том, что мама с папой, сестренка, братишка, щенок Тишка, друг Сережка — близкие люди. Поэтому одна девочка решила сделать для конкурса рисунок о своей подруге и о любимой собаке. Ребята, мы не случайно обратились именно к вам, потому что слышали, что вы много знаете о семье, родственниках и близких людях. У вас в группе есть книги, альбомы, игры на эту тему, и вы нам обязательно поможете». Ребята, вы готовы помочь нашим друзьям?

Дети. Да.

Воспитатель. Как мы можем им помочь?

Дети. Мы можем записать наши рассказы о близких людях на диктофон и отправить их первоклассникам.

Воспитатель. Молодцы, я очень рада, что вы готовы помочь нашим друзьям! Но чтобы ваши рассказы получились интересными и правильными, давайте вспомним все, что вы знаете о близких людях. Что же такое дом, семья?

Дети. В семье все любят друг друга, заботятся, радуются при встрече, вместе делают домашние дела, отдыхают.

Воспитатель. Верно! Дом, семья — это место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), но и из близких и дальних родственников. Ребята, назовите своих близких родственников.

Дети. Папа, мама, родные сестры и братья, бабушки и дедушки.

Воспитатель. А кто относится к дальним родственникам?

Дети. Тети, дяди (братья и сестры папы и мамы), двоюродные братья и сестры.

Воспитатель. Правильно, к дальним родственникам относятся братья и сестры папы и мамы: это дяди и тети. У них тоже есть дети: это ваши двоюродные братья и сестры. Где живут дальние родственники?

Дети отвечают.

Тети, дяди, бабушки, дедушки могут жить в других домах, городах, на других улицах. Семья — самое дорогое, близкое в жизни человека. Без семьи он чувствует себя одиноким, его никто не поддерживает, не защищает от невзгод. Человек, который любит свою семью, бережет честь рода, заботится о родственниках, никогда не будет одиноким. О семье, родственниках написано много стихов. Послушайте одно из них.

Ребенок читает стихотворение Я. Акима «Моя родня».

Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня?

Дети отвечают.

Это стихотворение шуточное. Не все персонажи его являются членами одной семьи. Мама, папа, сестренка, братишка — это родня. Друг Сережка — не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами семьи. Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому не является родней герою стихотворения. Ребята, кто такие друзья?

Дети отвечают.

Друзья — люди, которые понимают друг друга и хотят быть вместе.

Игра «Зачем?»

Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают. После каждого ответа он задает вопрос: «Зачем?»

Например.

Воспитатель. Как вы думаете, зачем нужны друг, подруга?

Ребенок. Чтобы дружить.

Воспитатель. Зачем дружить?

Дети. Чтобы быть вместе.

Воспитатель. Зачем быть вместе?

Дети. Чтобы помогать друг другу.

Воспитатель. Зачем помогать? И т.д.

Есть такая пословица: «Человек без друзей, что дерево без корней». Почему человека сравнивают с деревом, а друзей — с его корнями?

Дети. Потому что друг всегда придет на помощь, если у тебя что-то не получается, друг всегда поделится игрушками, с другом всегда можно договориться, посоветоваться, друзья заботятся друг о друге. Как дереву нельзя жить без корней, так и человеку нельзя жить без друзей.

Воспитатель. Есть ли у вас друзья? Почему говорится: «Друг познается в беде»?

Дети отвечают.

Были ли в вашей жизни такие случаи, когда друг познавался в беде? Расскажите, пожалуйста.

Дети рассказывают.

Физкультминутка «Игра на пальцах»

Дружат в нашей группе

(Дети соединяют пальцы обеих рук «в замок».)

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим

(Прижимают ладони друг к другу.)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять —

Начинай считать опять.

(Подушечками пальцев постукивают друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять —

Мы закончили считать.

(Опускают руки вниз, встряхивают кистями.)

Воспитатель. Знаете ли вы, что главное в дружбе — хранить секреты и помогать друг другу? Даже если вы поссорились, нельзя выдавать секрет. Кому можно рассказывать свои секреты?

Дети. Другу, подруге, маме, бабушке, сестре, брату, папе.

Воспитатель. Когда я была маленькой, у меня был свой секрет. Я собирала цветные стеклышки (красные, зеленые, желтые), смотрела на солнце, загадывала желание и говорила, что я волшебница. Я рассказала об этом одной девочке, а она разболтала всем в группе. Надо мной все смеялись, говорили, что я — врушка, а я горько-горько плакала. Ведь я была не врушка, а фантазерка, любила мечтать. А вот девчонка была «болтушка». А вы бы хотели дружить с «болтушкой»?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Ей нельзя рассказывать о своих тайнах и секретах.

Воспитатель. Вы умеете хранить тайны, секреты? Вас можно назвать надежным, верным другом?

Дети отвечают.

Подумайте, кто ваш самый надежный друг. Расскажите о нем.

Дети выполняют задание.

Послушайте стихотворение о друге.

Мой любимый друг хороший —

Это сверстник мой Алеша.

Бекорыстный, верный, честный.

С ним всегда мне интересно!

Он умеет друга слушать,

Я ему открою душу:

Обо всем ему скажу,

Все игрушки покажу.

Заводила, фантазер,

В играх ловок он и скор,

Понимает шутки, смех.

Друг Алеша — лучше всех!

Т. Шорыгина

О каких хороших качествах Алеши рассказывает его друг в этом стихотворении?

Дети отвечают.

Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, какие слова можно сказать о хорошем друге.

Игра «Мой друг»

Воспитатель бросает мяч ребенку, а тот называет слова, характеризующие его друга (надежный, верный, мужественный, добрый, отзывчивый, честный, правдивый, внимательный, строгий и пр.).

Воспитатель. В каком возрасте дети начинают дружить?

Дети отвечают.

Сегодня я принесла в детский сад свой семейный фотоальбом. В нем есть фотографии подруг, с которыми я дружу с детского сада, со школы.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии своих друзей с детского сада, со школы, рассказывает о своих друзьях, сроках дружбы.

Хотели бы вы так дружить?

Дети. Да.

Воспитатель. Ребята, а у ваших бабушек и дедушек есть друзья?

Дети отвечают.

Бабушки и дедушки прожили со своими друзьями много лет, с некоторыми из них они знакомы с самого детства. Почему так говорят: «Старый друг лучше новых двух»?

Дети. Они всегда помогут, не подведут.

Воспитатель. Верно! Такие друзья самые надежные: они не бросают в беде, умеют разделить радость. Ребята, а у мамы и папы есть друзья? Кто они?

Дети отвечают.

Да, папы и мамы часто работают вместе с друзьями, вместе встречают праздники. Ребята, многие из вас знают песенку о дружбе. В ней есть замечательные слова:

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки...

В самом деле, добрая открытая улыбка всегда привлекает людей. Почему так бывает?

Дети. Если человек улыбается, значит, он добрый, а добрые люди всем нравятся.

Воспитатель. Верно! Потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Слово «доброжелательность» состоит из Двух частей — «добро» и «желать». Значит, доброжелательный человек — тот, кто желает вам добра. Вы тоже улыбнитесь ему в ответ.

Ведь улыбка — начало дружбы. Чтобы иметь хороших, верных друзей, нужно уметь дружить. В чем же заключается умение дружить?

Дети. Друзьям нужно помогать, делиться с ними игрушками и книгами, не обманывать их.

Воспитатель. Верно! Уметь дружить — значит, уметь уступать, с благодарностью принимать помощь, советы и замечания друзей. Друзьями нужно дорожить с детства. С годами они становятся близкими как родственники. Кроме друзей и родственников у каждой семьи есть соседи. Как вы понимаете смысл пословицы «Жить в соседях — быть в беседах»?

Дети. С соседями нужно жить дружно, приглашать их в гости.

Воспитатель. Верно! Гостеприимство, дружба с соседями — давняя традиция русского народа. Чтобы жить с соседями дружно, нужно проявлять к ним внимание; помогать, если об этом попросят, поздравлять с праздником, делиться радостью, приглашать в гости. Давайте послушаем стихотворение о том, как мальчик дружно живет с соседями.

Ребенок

Где лежало «спасибо»?

За ночь выросли сугробы:

В парке, во дворе, в саду.

Пробираясь еле-еле,

Я по улице иду.

И налево погляжу я,

И направо погляжу:

— Это кто ж там снег сгребает? —

Самого себя спрошу.

Это бабушка — соседка.

Надо бабушке помочь!

У нее беру лопату,

Я помочь всегда не прочь!

Все очистил?

От работы

У меня лицо горит.

Улыбнулась мне старушка

И «спасибо» говорит.

Мне приятно слышать это,

Ведь порядком я устал...

Вот и вышло, что «спасибо»

Я под снегом отыскал.

Р. Тимершин

Воспитатель. Почему мальчик сказал, что «спасибо» под снегом отыскал?

Дети. Он помог соседке убрать снег, поэтому она сказала ему: «Спасибо».

Воспитатель. Как вы думаете, трудно ли заслужить от взрослых слово «спасибо»? За что вам соседи могут сказать «спасибо»?

Дети. Если кто-то заболел, можно погулять с собакой, сходить купить продукты, полить цветы.

Воспитатель. Если соседи живут дружно, они тоже становятся близкими, помогают друг другу, переписываются, когда переезжают в другой город. Вот и вспомнили мы с вами о том, кто такие близкие люди. Все ваши рассказы я записала на магнитофон и отправлю нашим друзьям-первоклассникам. Думаю, что они помогут разрешить их спор. Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней.

Звучит песня «Если с другом вышел в путь...» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича).

Похожие статьи:

Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС. Культура других народов

Конспект занятия в подготовительной группе. Жители России

Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ по социально-коммуникативному развитию

Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС. Роль человека в развитии технического прогресса

Конспект НОД в подготовительной группе по ФГОС на тему «Одежда русских людей»

Нет комментариев. Ваш будет первым!