Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС. Культура других народов
Занятие в детском саду на тему: «Общее и различное в культуре разных народов». Подготовительная группа
Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к культуре своего и других народов.
Задачи:
— обогащать первоначальные представления о сходстве и различиях в культуре своего и других народов;
— воспитывать познавательный интерес к культуре своего и других народов;
— формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.
Оборудование: детские рисунки о разных правилах приветствия, иллюстрации с изображением французов с пышными перьями на шляпах, индейцев с боевой раскраской на лицах, русских девушек с длинными косами, китайских женщин; географическая карта Европы; настольно-печатные игры «Какой сказке что подходит», «Наши соседи»; бумага, цветные карандаши, ножницы.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, к нам за помощью обратилась учительница школы Елена Ивановна. Она вместе со своими первоклассниками придумала оформить в классе «Уголок путешественника», где поместятся книги, энциклопедии. Здесь же будут находиться карта мира, а также игры, предметы, рассказывающие о культуре народов разных стран. Но Елена Ивановна очень хочет поместить в этом уголке не только то, что рассказывает о различии в культуре разных народов, но и игры, детские рассказы о том общем, что объединяет их культуру. Ребята из ее класса уже подобрали много книг, игр, рисунков, альбомов, марок, значков, сувениров, игрушек, рассказывающих о различиях в культуре разных народов. Но они не знают, как можно рассказать о том общем, что объединяет их культуру. И вдруг Елена Ивановна вспомнила, что в нашем детском саду есть ребята, которым много читали и рассказывали по этой теме. Она надеется, что вы им обязательно поможете в оформлении «Уголка путешественника». Ребята, вы согласны помочь Елене Ивановне?
Дети. Да.
Воспитатель. Как можно ей помочь?
Дети. Мы можем записать наши рассказы на диктофон и выслать, рассказать о наших играх, выслать наши рисунки, фотографии, картинки.
Воспитатель. Молодцы, вы все хорошо придумали. А чтобы ваши рассказы получились интересными, предлагаю вспомнить все, что вы знаете о культуре разных народов. Предлагаю поиграть в игру.
Игра «Наши соседи»
Оборудование: пирамида, состоящая из четырех граней, каждая поделена на четыре подвижные части. На каждой грани — картинки с изображением элементов культуры одного из народов мира: национальный костюм, архитектура, характерная для этой страны (пагода как символ архитектуры Китая, колоннады и широкие лестничные марши древнегреческих Афин как символ архитектуры Греции), национальное блюдо (блины у русских, рис у китайцев), государственный флаг.
Игроку нужно совместить четыре части граней пирамиды так, чтобы все они соответствовали определенной национальности.
Вариант 1. Ведущий предлагает ребенку собрать одну из граней пирамиды, показывает картинку с изображением людей в костюмах, просит сказать, к какой национальности они относятся; дает задание детям подобрать соответствующие картинки с характерным для этой страны жилищем или символом архитектуры, блюдом, флагом; предлагает рассказать, что они знают об этом народе.
Вариант 2. Ведущий раскладывает карточки изображением вниз, предлагает ребенку выбрать любую из них и сказать, что на ней изображено. По выбранной картинке игрок составляет одну из граней пирамиды, педагог с детьми оценивает правильность выполнения задания.
Воспитатель. Ребята, на одном из занятий мы с вами познакомились с тем, что люди разных национальностей отличаются друг от друга правилами поведения. Давайте рассмотрим ваши рисунки после этого занятия и вспомним о разных правилах приветствия, которые существуют во многих негритянских племенах.
Дети рассматривают свои рисунки и рассказывают о нарисованных правилах приветствия.
Ребята, обычаи, о которых вы сейчас рассказали, нам непонятны, потому что мы с ними не сталкиваемся, но каждый обычай, которому следуют разные народы, проверен долгой историей. Национальные традиции требуют понимания и уважения. Хотите узнать, что считалось долгое время признаком красоты, достатка и достоинства у разных народов?
Дети. Да.
Воспитатель. У французов долгое время признаком красоты, достатка и достоинства считались пышные перья на шляпах, у индейцев — боевая раскраска на лицах, у русских девушек — длинная коса, у китайских женщин — маленькие ступни.
Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением французов с пышными перьями на шляпах, индейцев с боевой раскраской на лицах, русских девушек с длинными косами, китайских женщин.
Продолжим наш разговор о культуре разных народов. Ребята, кто из вас знает сказку «Колобок»?
Дети отвечают.
От кого вы ее услышали?
Дети отвечают.
Мама услышала эту сказку от своей мамы — бабушки, бабушка могла прочитать эту сказку в книге. А вот когда не было книг, как люди могли узнать, что было давным-давно?
Дети. Люди рассказывали друг другу об этом.
Воспитатель. Да, люди рассказывали друг другу о том, как нужно прилежно трудиться, помогать старшим, как нужно девочке уметь все делать по дому: шить, готовить, прибирать, вязать, вышивать. Что говорили о таких прилежных девочках?
Дети. Что они рукодельницы, хозяюшки, умницы.
Воспитатель. Вспомните сказки разных народов, в которых рассказывается о таких девочках.
Дети. Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица», эстонская сказка «Каждый свое получил», болгарская сказка «Благословенные орехи».
Воспитатель. Ребята, покажите на карте Европы, где находятся Россия, Эстония и Болгария.
Дети выполняют задание.
У каждого народа есть свои сказки, они написаны на разных языках, их герои носят разную национальную одежду. Однако если сказки читать внимательно, можно заметить сходство сюжетов, а самое главное — схожесть по смыслу. Что прославляется и осуждается в сказках, которые вы назвали?
Дети. Прославляются добро, прилежание, умение трудиться, осуждаются лень, грубость.
Воспитатель. Да, ребята, и в русских, и в эстонских, и в болгарских сказках говорится о торжестве труда, презрении к лентяям и лежебокам, справедливости и чести. Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, что содержание сказок разных народов во многом схоже.
Игра «Какой сказке что подходит?»
На картинках изображено содержание пословиц. Воспитатель предлагает подобрать к ним иллюстрации из сказок народов мира, содержание которых близко содержанию пословицы, и объяснить, почему они сделали такой выбор. Например, к сюжетной картинке, характеризующей содержание пословицы «Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит», дети смогут подобрать иллюстрации таких знакомых сказок, как русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо поганое», греческого мифа о Геракле; к сюжетной картинке с изображением содержания пословицы «Делай другим добро — будешь сам без беды» — иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», африканской сказке «Обезьяна, питон и заяц», индийской сказке «Человек и тигр».
Воспитатель. Ребята, так что же объединяет культуру разных народов?
Дети. Уважение к матери, труду, героям.
Воспитатель. Как бы ни отличались люди друг от друга, их культуру объединяет много общего: любовь к детям и родителям, уважение к старикам, бережное отношение к своим традициям, красота материнства. Достояние культур всех народов равноценно, представляет общую культуру землян. Если исчезнет одна культура, это будет потерей для других. Каждый человек должен не только знать, любить и беречь свою культуру, но и изучать, понимать, уважать культуру других народов. Почему?
Дети. Чтобы лучше узнать друг друга.
Воспитатель. Все верно, культурное наследие помогает народам лучше узнать друг друга и полюбить. Ребята, ваши рассказы, записанные на магнитофон, я отправлю нашим друзьям-первоклассникам. Что еще поможет им оформить «Уголок путешественника»?
Дети. Игра «Какой сказке что подходит», наш альбом с пословицами, поговорками разных народов, картинки, наши рисунки.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю всем вместе сделать «хоровод сказок» и подарить его нашим друзьям.
Дети рисуют цветными карандашами сказочного героя в национальном костюме из любой сказки народов мира на листе бумаги, сложенном «гармошкой» и вырезают. Образуют хоровод сказочных героев вокруг березки.
Посмотрите, какой дружный хоровод получился! Послушайте стихотворение.
Ребенок
На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете,
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна!
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом!
Развеем над нею и тучи и дым.
В обиду ее никому не дадим!
В. Орлов
Воспитатель. Наше занятие мне хочется закончить замечательной песней.
Дети поют песню «Если все вокруг подружатся» (муз. Е. Архиповой, сл. П. Синявского).
Похожие статьи:
Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ по социально-коммуникативному развитию
Конспект НОД в подготовительной группе по ФГОС на тему «Одежда русских людей»
Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС. Роль человека в развитии технического прогресса
Конспект занятия в подготовительной группе. Жители России
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Близкие люди»
Нет комментариев. Ваш будет первым!