Конспект занятия в старшей группе на тему: Зима
Разработка занятия для старших дошкольников ДОУ на зимнюю тематику
Тема занятия: «Зимние чудеса»
Скороговорка дня: «Превратился творог во румяный пирог».
Цели занятия: осуществлять актуализацию знаний о математических действиях; формировать умение обозначать символами различные действия.
Оборудование и материалы: рисунки по теме «Зимние чудеса», карточки с изображениями различных животных, бумага, карандаши и готовые рисунки для задания «Нарисуй отгадку».
Предварительная работа
Во время прогулки обсудим, почему нам тепло в зимней одежде. Ведь, если оставить шубу, шапку или теплую куртку на морозе, они очень быстро станут холодными! Оказывается, все дело в том, что согреваем мы себя сами, а зимние вещи не дают добраться до нашего тела холодному воздуху. Чтобы убедиться в этом, на занятии покажем детям опыт.
Опыт «Греет ли шуба?» Возьмем две крупные льдинки. Одну положим на тарелку и оставим на столе, а другую плотно накроем шубой или шапкой (так, чтобы вещь не касалась льдинки). Детям нужно сформулировать предположения: какая льдинка растает быстрее, пояснить, почему они так думают. Расскажем детям о том, что опыты проводят именно для того, чтобы проверить правильность предположений.
Через полчаса посмотрим, что изменилось. Увидим, что льдинка, лежавшая свободно на тарелке, растаяла полностью, а льдинка под шубой — лишь частично. Выходит, шуба не греет, а лишь не дает рассеиваться теплу тела и не допускает к нему холодный воздух! А в нашем опыте шуба не пускала к льдинке теплый воздух комнаты, который мог ее растопить.
Часть I. Чудеса в загадках
Цели: развитие воображения; формирование умения составлять краткий рассказ о знакомых явлениях, разгадывать загадки, описывающие изменения, происходящие со временем.
Составление рассказа по рисунку «Зимние чудеса». Мы уже видели различные зимние чудеса: зеленая трава под снегом, жизнь водоемов подо льдом, превращения воды, удивительные свойства снега. Предложим детям рассказать о них, опираясь на подготовленную педагогом подборку рисунков.
Работа с загадками «Зимние превращения». Предложим детям разгадать загадки и пояснить, о каких превращениях, изменениях, происходящих в природе зимой, идет в них речь.
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины.
Разукрасил все витрины? (Зима.)
Летом бежит,
А зимой стоит. (Река.)
Весной черно,
Летом зелено,
Осенью стрижено,
Зимой бело. (Поле.)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета. (Заяц.)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка.)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик, сугроб.)
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
Его в меха одели. (Дерево.)
Игра-разминка «Видели, видели!» Выбирается водящий. Он достает из шляпы карточки с изображениями различных животных и задает вопрос: «Зимой гуляли?» Дети отвечают: «Да». Водящий: «А медведя (журавля, снегиря, лягушку) видели?» Если игроки отвечают: «Нет» — водящий спрашивает: «А где же он?» Детям нужно использовать соответствующее движение, чтобы ответить. Например, замахать крыльями (журавль улетел) или положить сложенные вместе ладони под щеку (медведь впал в спячку, барсук спит).
Если игроки говорят: «Видели», водящий спрашивает: «А каков он?» Отвечать нужно пантомимой или в форме коллективного рассказа. В последнем случае дети, дополняя ответы друг друга, составляют описание. Если игроки допустили ошибку и сказали, что видели животное, которое зимой не встретишь в наших краях, водящий должен их исправить. Если этого не происходит, выбирается новый водящий.
Часть II. Присмотрись, прислушайся!
Цели: развитие зрительного восприятия, образного мышления; формирование умения разгадывать загадки, содержащие метафоры, логическим и графическим способами.
Дети уже не раз убеждались, что чудеса всегда где-то рядом. Порой достаточно присмотреться — и увидишь в знакомом дереве, укутанном в зимний наряд, животное или в непростой загадке разглядишь знакомый предмет!
Работа по рисунку «Угадай и дорисуй». Детям предлагается рассмотреть рисунки и определить, каких животных они увидели? Им нужно дополнить и раскрасить рисунок так, чтобы все увидели, в кого превратились деревья в зимнем лесу (см. рис.). Дети работают самостоятельно.
Дидактическая игра «Нарисуй отгадку». Наиболее красивыми в своем жанре, но наиболее сложными для детского восприятия являются загадки, содержащие метафоры. Сложности связаны с неумением старших дошкольников отличать прямое описание от описания с использованием метафор. Одним из убедительных признаков метафоры может являться связанное с нею противоречие в тексте загадки, доступное для детского понимания. Поэтому первый шаг в разгадывании — поиск противоречия, второй этап — выяснение того, кто или что скрывается за данной метафорой. Выяснить это можно при помощи логического или графического способа разгадывания загадки.
С другом изумились мы:
Яблоки созрели
В буйный холод — средь зимы —
На... колючей ели.
Мы сорвать их захотели —
Мигом фрукты улетели. (Снегири.)
Эта загадка — удачный пример для тренировки в поиске противоречий. Внимательно слушая и выделяя в загадке то, чего на самом деле не бывает, дети найдут множество противоречий: яблоки созрели посреди зимы, яблоки выросли на ели, яблоки улетели, когда их попробовали сорвать. Теперь остается понять, кто и почему назван автором загадки яблоком. Кто похож на яблоко, умеет летать и может встретиться в зимнем лесу? Если детям сложно представить себе отгадку, нарисуем на ели яблоки с красными боками.
Рогалик, рогалик,
Золотые рожки!
Тучке сел на плечи,
С тучки свесил ножки. (Месяц)
Была рожком —
Стала кружком. (Луна)
Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только —
От него осталась долька. (Луна.)
Рисуем отгадку: для первой загадки нарисуем рогалик на облаке и раскрасим его «золотым» цветом. Для второй загадки покажем превращение: рожок — кружок, а для третьей — обратное изменение: шар — долька.
Белая морковка зимой растет. (Сосулька.)
Нарисуем белую морковку, вспомним, где мы видели такие.
Красный пряник в небе есть,
Никому его не съесть. (Солнце.)
Красный пряник, нарисованный в небе, поможет детям легко найти ответ.
Загляните под окошко —
Там растянута гармошка.
Но гармошка не играет —
Нам квартиру согревает. (Батарея.)
Посмотрим, что находится под окнами в группе, похожее гармошку.
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежка.)
Эта загадка сложнее. Можно предложить детям готовый рисунок-подсказку.
Итог занятия. Обсудим, где и как мы искали зимние чудеса.
Последующая работа
Логичным продолжением разговора о зимних чудесах и превращениях будет уже знакомая детям работа «Превращение ненужного в полезное». Выполним поделки из фантиков от конфет, обрезков цветной бумаги, баночек от йогурта и т.д. Эта работа поможет детям по-новому взглянуть на привычные вещи, повысить их творческий потенциал. Готовой работе необходимо дать название.
Похожие статьи:
Конспект занятия по ПДД в старшей группе в детском саду. Информационные знаки
Фольклорное развлечение в старшей группе
Развлечение по сказкам для детей старшей группы в детском саду
Развлечение в старшей группе на тему «Здоровье»
Конспект занятия по ПДД в старшей группе в детском саду. Знаки сервиса
Нет комментариев. Ваш будет первым!