Литературная игра для старшеклассников с ответами

Литературная игра для 11 класса. Имена «Серебряного века»

Участники: учащиеся 11 классов.

I этап. Портретная галерея.

Каждая команда представляет компьютерную презентацию об одном из поэтов «серебряного века». Время представления - до 5 минут. Жюри оценивает презентации по следующим критериям:

- информативность;

- наглядное представление информации;

- оригинальное решение содержательной линии и (или) видеоряда.

II этап. «Серебряный век» в вопросах и ответах.

Вопросы и задания предлагаются каждой команде одновременно. После 2-3 минут обсуждения (в зависимости от степени сложности вопроса) право ответа получает 1-я команда, определившаяся по жребию. В случае неправильного ответа свой ответ дает следующая по очереди команда. Каждая команда имеет право вносить дополнения и уточнения.

Вопросы и задания к литературной игре

1. Имена каких поэтов перечислены в следующих строках стихотворения Г. Шенгели 1955 года?

Кто из этих поэтов был в свое время заклятым врагом Шенгели?

Он знал их всех и видел всех почти:

Валерия, Андрея, Константина,

Максимильяна, Осипа, Бориса,

Ивана, Игоря, Сергея, Анну,

Владимира, Марину, Вячеслава,

И Александра - небывалый хор,

Четырнадцатизвездное созвездье!

2. Что объединяет эти заглавия? Какое из них выбивается из ряда?

а) «Радуница».

б) «Вечер».

с) «Тихие песни».

д) «Камень».

е) «Стихи о Прекрасной Даме».

ж) «Пепел».

3. Из трех стихотворений (символиста, акмеиста и футуриста) в три столбика выписаны прилагательные.

Соотнесите столбики с их принадлежностью к литературным направлениям:

бездна                    небо                    лыжи

ночь                        труп                    небо

Дух                          звезды                месяц

Миры                      черви                   луг.

Любовь                   туман                  дворец

светила                   боль                   окошки

твердь                     миопы                тишина

лоно                        сыпь                    ветки

4. Из какого романа взяты эти фрагменты? Какие строки каких поэтов «предвосхищены» в процитированных фрагментах?

а) В единице также нет ужаса, сама по себе единица - ничтожество: именно - единица!.. Но единица плюс тридцать нолей образуется в безобразие пенталлиона.

б) Николай Аполлонович беспомощно заметался по комнате, разыскивая очки, перебирая книги, перья, ручки и прочие безделушки и бормоча сам с собою.

в) ...Не громада камней, а воздушно вставшее кружево, состоящее из узоров тончайшей работы, и сквозь эти узоры рассветное небо проступило стыдливо.

5. Что это за стихотворение? Кто его автор или авторы?

Мыс тобой на кухне посидим,

Сладко пахнет белый керосин;

Наша улица снегами залегла,

По снегам бежит сиреневая мгла.

Острый нож да хлеба каравай...

Хочешь, примус туго накачай,

Не мою тоску ты давнюю развей,

Поделись со мной, желанная, своей!

А не то веревок собери

Завязать корзину до зари,

Чтобы нам поехать на вокзал,

А у печки-то никто нас не видал...

6. Здесь приведена первая строфа стихотворения. Как оно называется и кто его автор? Какие строки послужили ритмико-синтаксическим и тематическим прообразом для этой строфы?

Что счастье? Чад безумной речи?

Одна минута на пути,

Где с поцелуем жадной встречи

Слилось неслышное прости?

7. Названия чьих книг здесь перечислены? Как они переводятся и что означают?

а) Urbi et Orbi.

б) Tristia.

в) Anno Domini MCMXXI.

8. Зачем в финале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» появляется персонаж, не принимающий никакого участия в развитии фабулы?

«... Как всегда, без всякого дела, стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии, не раз служивший моделью многим живописцам: он принес и уже продал за бесценок двух пойманных им ночью омаров... и теперь мог спокойно стоять хоть до вечера, с царственной повадкой поглядывая вокруг, рисуясь своими лохмотьями, глиняной трубкой и красным шерстяным беретом, спущенным на одно ухо».

9. Каким поэтам посвящены стихотворения М. Цветаевой, фрагменты которых приведены:

а) Я знаю: наш дар - неравен.

Мой голос впервые - тих.

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих!

 

б) Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

 

в) Давно бездействует метла,

И никнут льстиво

Над Музой Царского

Села Кресты крапивы.

 

г) Певец площадных чудес –

Здорово, гордец чумазый,

Что камнем - тяжеловес

Избрал, не прельстясь алмазом.

 

д) Расстояние: версты, мили.

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

10. Какими строками могут быть подкреплены эти «насекомые» ассоциации?

Вставьте недостающее насекомое:

- Иннокентий Анненский - мухи.

- Николай Олейников - таракан.

- Велимир Хлебников - кузнечик.

- Андрей Белый - стрекоза.

- Владимир Набоков -...

11. В статье «Наша основа» В. Хлебников изложил принципы создания неологизмов: «Заменив в старом слове один звук другим, мы сразу создаем путь из одной долины языка в другую и, как путейцы, пролагаем пути сообщения в стране слов через хребты языкового молчания. Если мы имеет пару таких слов, как двор и твор, и знаем о слове дворяне, мы можем построить слово творяне - творцы жизни».

Из каких слов составлен неологизм «времирь» из стихотворения В. Хлебникова «Там, где жили свиристели...» Каково его значение?

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стаи легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели Стаи легких времирей.

12. Какие из перечисленных фамилий являются псевдонимами? Почему авторы их избрали?

а) Алексей Толстой;

б) Евгений Петров;

в) Анна Ахматова;

г) Алексей Крученых;

д) Борис Пастернак;

е) Андрей Платонов.

13. Отрывки из каких произведений приведены ниже? Что объединяет эти отрывки?

а) Я - дичок, испугавшийся света,

Становлюсь рядовым той страны,

У которой попросят совета

Все, кто жить и воскреснуть должны.

И союза ее гражданином

Становлюсь на призыв и учет,

И вселенной ее семьянином

Всяк живущий меня назовет...

б) ...Социалист Сафронов боялся забыть про обязанность радости и отвечал всем и навсегда верховным голосом могущества: «У кого в штанах лежит билет партии, тому надо беспрерывно заботиться, чтоб в теле был энтузиазм труда».

14. С чьими именами связаны эти места:

а) Бежецк;

б) Коктебель;

в) Таруса;

г) Чердынь.

15. Дайте обобщающее название этому перечню:

«Рождение Маяковского», «Жизнь Маяковского», «Страсти Маяковского», «Вознесение Маяковского», «Маяковский в небе», «Возвращение Маяковского», «Маяковский векам», «Последнее».

16. К. Чуковский в одной из статей об Александре Блоке заметил, что при всей туманности и неопределенности поэтической речи «Стихов о Прекрасной Даме» в этой книге выделяются два образа, повторяющиеся чуть не на каждой странице. Что это за образы?

III этап. Поэтический салон.

Представители команд приглашают всех участников литературной игры в поэтический салон начала XX века. Участники поэтического салона представляют себя в роли современников поэтов «серебряного века» и декламируют стихи любимых поэтов.

Ответы на вопросы второго этапа:

1. Перечислены имена Валерия Брюсова, Андрея Белого, Константина Бальмонта, Максимильяна Волошина, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Ивана Бунина, Игоря Северянина, Сергея Есенина, Анны Ахматовой, Владимира Маяковского, Марины Цветаевой, Вячеслава Иванова, Александра Блока. Многолетним врагом Шенгели был Маяковский. В 1927 году Шенгели написал и издал памфлетную книжку «Маяковский во весь рост».

2. Это заглавия первых стихотворных сборников поэтов С. Есенина, А. Ахматовой, О. Мандельштама, А. Блока. «Пепел» - заглавие второй книги стихов А. Белого.

3. Характерные «Символистские» слова - «бездна», «Дух», «Миры», «Любовь» - из стихотворения поэта-символиста Вячеслава Иванова «Дух».

Характерные «футуристические» слова - «небо», «труп», «звезды-черви» - из стихотворения поэта-футуриста Д. Бурлюка «Оп. 60. Мертвое небо».

Характерные «акмеистические» слова в сочетании с высокими - «небо», «месяц», «дворец» - из стихотворения поэта- акмеиста А. Ахматовой «Знаю, знаю - снова лыжи...».

4. Это фрагменты из романа А. Белого «Петербург». В них предвосхищены строки трех поэтов-постсимволистов:

а) «Единица! Кому она нужна?! Голос единицы тоньше писка. Единица - вздор, единица - ноль... Партия - это миллионов плечи».

(В. Маяковский. «Владимир Ильич Ленин».)

б) Бог знает, что себе бормочешь, ища пенсне или ключи.

(Владислав Ходасевич. «Перешагни, перескочи...»)

в) «Кружевом, камень, будь и паутиною стань,

Неба пустую грудь тонкой иглою рань».

(О. Мандельштам. «Л ненавижу свет...»)

5. Это «стихотворение» составлено из строк стихотворения Иннокентия Анненского «Сиреневая мгла» (строки 3, 4, 7, 8, 12) и стихотворения Осипа Мандельштама «Мы с тобой на кухне посидим...» (строки 1, 2, 5, 6, 9, 10, 11).

6. Прообразом для первой строфы стихотворения И. Анненского «Что счастье» послужило четверостишие А. С. Пушкина:

Что дружба? Легкий пыл похмелья,

Обиды вольный разговор.

Обмен тщеславия, безделья

Иль покровительства позор.

7а - название книги стихов Валерия Брюсова, изданной в 1903 году. Перевод - «Граду и миру». Эти слова произносятся во время богослужения Римским Папой и обозначают, что его благословение относится ко всему миру;

7б - название книги стихов Осипа Мандельштама, изданной в 1922 году. Перевод - «Печали». Название повторяет заглавие одного из стихотворений книги, в котором варьируются мотивы «Скорбных элегий» Овидия;

7в - название книги А. Ахматовой, изданной в 1922 году. Перевод - «Лета Господня 1921-го». Этим обыгрывается близость звучания заглавия сборника и имени его автора.

8. И. Бунин противопоставляет «высокого старика Лоренцо» главному герою рассказа - господину из Сан-Франциско.

9 а - Осипу Мандельштаму;

9 б - А. Блоку;

9 в - А. Ахматовой;

9 г- В. Маяковскому;

9 д - Б. Пастернаку.

10.

• Строками стихотворения Анненского «Мухи как мысли»:

Поздней осенью мухи так злы,

Их холодные крылья так липки.

• Строками стихотворения Олейникова «Таракан»:

Таракан сидит в стакане,

Ножку рыжую сосет.

Он попался. Он в капкане.

И теперь он казни ждет.

• Строками стихотворения Хлебникова «Кузнечик»:

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил.

• Строками стихотворения Белого «Зима»:

Пусть за стеною, в дымке блеклой,

Сухой, сухой, сухой мороз, -

Слетит веселый рой на стекла

Алмазных, блещущих стрекоз.

- Бабочка - сквозной образ в произведениях Набокова.

11. Неологизм «времирь» составлен из слов «время» и «снегирь». Его значение - птица, прилетающая на время, или птица, чей прилет означает наступление зимнего времени.

12. Сатирик Евгений Негров, на самом деле Евгений Катаев, - младший брат писателя Валентина Катаева.

Псевдоним он взял, чтобы не путали с братом.

Анна Ахматова - настоящая фамилия Горенко.

История псевдонима такова: Горенко-отец не ценил таланта дочери. Когда свое первое напечатанное стихотворение Анна подписала «Анна Горенко», отец рассердился и устроил ей сцену, заявив: «Я не хочу, чтобы ты трепала мое имя. Я запрещаю тебе так подписываться».

Андрей Платонов - в действительности Андрей Клементов. Псевдоним взял в честь отца - Платона Клементова.

13 а. Строки, не вошедшие в окончательный вариант «Стихов о неизвестном солдате» Осипа Мандельштама.

13 б. Фрагмент повести «Котлован» А. Платонова.

Оба фрагмента восходят к финалу «Стихов о советском паспорте» В. Маяковского:

Я

достаю

из широких штанин

дубликатом

бесценного груза.

Читайте,

завидуйте,

я - гражданин

Советского Союза.

У Мандельштама реминисценция патетическая, у Платонова - ироническая.

14 а - Н. Гумилев и А. Ахматова;

14 б - М. Волошин;

14 в - М. Цветаева;

14 д - О. Мандельштам.

15. «Человек». Список составляют названия глав поэмы В. Маяковского.

16. Сквозные образы этой книги - свет и тьма.

Похожие статьи:

Литературная игра-викторина для школьников 5-6 класса

Литературная игра для школьников 7 класса с ответами. Стивенсон «Остров сокровищ»

Нет комментариев. Ваш будет первым!