Свидетельство о публикации бесплатно

Литературная игра для школьников 7 класса с ответами. Стивенсон «Остров сокровищ»

Сценарий интеллектуальной игры по роману Р.- Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

«Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона относится к числу книг, полюбившихся не одному поколению подростков. Встреча с популярными персонажами этого известного романа, безусловно, принесет большое удовольствие ребятам. Текст произведения предлагается школьникам седьмого класса для чтения и изучения авторской программой Г. С. Меркина (фрагментарно - третья часть). Прочитать роман в полном объеме ребятам советует учитель. Урок внеклассного чтения можно провести в форме интеллектуальной игры.

Для участия в состязаниях формируются две команды. Оценивать деятельность игроков может как специально приглашенное жюри из числа педагогов и учащихся, так и ведущий. В роли ведущего может выступить учитель-словесник. За каждый правильный ответ вручается один жетон, подсчет жетонов по окончании игры существенно облегчает выявление команды-победительницы.

Интеллектуальный турнир состоит из разнообразных конкурсов. В ходе состязаний школьникам предлагается выполнить индивидуальные и групповые задания контролирующего, обучающего и развивающего характера. Одни конкурсные задания (тесты, викторины) обсуждаются коллективно всей командой), другие носят индивидуальный характер, для подготовки и выполнения третьих создаются творческие группы внутри команды.

Для удобства проведения мероприятия, равно как и для того, чтобы игра была более зрелищной, педагог и обучающиеся создают презентацию, на слайдах которой размещается необходимая информация: указания участникам турнира, иллюстративный материал.

Ход игры

Ведущий. Роберт Льюис Стивенсон - знаменитый английский писатель, шотландец по происхождению. Он писал стихи (в том числе для детей), романтические баллады (вы, конечно, помните «Вересковый мед»), романы: «Черная стрела», «Владетель Баллантрэ» и другие. Сегодня мы еще раз перелистаем страницы одного из самых известных произведений Стивенсона - «Остров сокровищ».

I. Конкурс «Толковый словарь».

Ведущий. В романе «Остров Сокровищ» блестяще воссоздан национальный и исторический колорит. Во многом этому способствует употребление соответствующей лексики. Писатель использует наименования различных классов и сословий, упоминает названия денежных знаков (монет). Автор также мастерски вводит в текст произведения профессиональные слова, характерные для речи моряков, а порой и грубые матросские словечки. А все ли слова были вам понятны, когда вы читали роман Стивенсона? Сейчас мы это проверим.

Условия игры. Участникам состязаний необходимо дать объяснение лексического значения слов, употребленных в романе «Остров Сокровищ» для указания на специфические реалии, характерные для того времени. Каждый правильный ответ приносит командам 0,5 балла.

Задание команде 1.

1) Сквайр. (Дворянский титул в Англии.) 2) Гинея. (Английская монета.) 3) Камбуз. (Корабельная кухня.) 4) Фут. (Мера длины, составляющая 30,48 сантиметра.)

Задание команде 2.

1) Шлюпка. (Лодка.) 2) Фартинг. (Английская монета.) 3) Трактир. (Недорогая столовая.) 4) Мачта. (Конструкция для установки паруса.)

II. Конкурс «Кто есть кто?».

Ведущий. Сегодня особенный день: нас ожидает встреча с персонажами книги Роберта Льюиса Стивенсона «Остров Сокровищ».

Условия игры. Ведущий последовательно, в три этапа, сообщает сведения о том или ином персонаже произведения. Старания участников состязаний направлены на то, чтобы как можно быстрее угадать, кого из героев имеет в виду ведущий. Если учащиеся смогут назвать этого героя сразу же, едва поступила первоначальная информация, команда получает 3 балла. В случае если персонаж угадывается со второй либо с третьей попытки, на командный счет поступают соответственно 2 балла или только 1 балл.

Задание команде 1.

• Этот герой:

1) мог свистеть «носом, как корабельная сирена»;

2) употреблял брань «после каждого слова»;

3) часто «горланил старую матросскую песню» про «пятнадцать человек на сундук мертвеца». (Билли Боне.)

• Этот герой:

1) расплачивался «отвратительными снами» за ежемесячный заработок в четыре пенса;

2) проявил незаурядные способности в сортировке «денежных знаков всего мира»;

3) «выучил наизусть карту острова Сокровищ». (Джим Хокинс.)

• Этот герой:

1) ругался, «как тысяча чертей», но едва ли понимал, что говорит;

2) носил имя «самой кровожадного пирата из всех, какие когда-либо плавали по морю»;

3) имел возраст 200 лет. (Попугай Капитан Флинт.)

Задание команде 2.

• Этот герой:

1) причислял себя к «джентльменам удачи» и надеялся стать «самым настоящим джентльменом»;

2) «внушал ужас своей жестокостью, двуличностью, своей огромной властью над корабельной командой»;

3) прозывался Окороком. (Джон Сильвер.)

• Этот герой:

1) «из всех нищих... был самый оборванный»;

2) «три года не разговаривал ни с одной христианской душой»;

3) истратил полученное богатство за девятнадцать дней и снова стал нищим. (Бен Ганн.)

• Этот герой:

1) «никогда не писал и не получал ниоткуда» писем;

2) «судя по его рассказам <...> провел всю свою жизнь среди самый отъявленных злодеев»;

3) «настоящий морской волк, насквозь просоленный морем». (Билли Боне.)

III. Конкурс «В поисках сокровищ».

Ведущий. В поисках сокровищ капитана Флинта героям пришлось проделать длинный морской путь, преодолеть немало препятствий, пройти через трудные испытания.

Задание командам: восстановите последовательность событий, изложенных в произведении: 1) прибытие на остров; 2) визит Черного Пса; 3) смерть Билли Бонса; 4) Джим в плену у пиратов; 5) сокровища найдены. Ответ должен представлять собой последовательность цифр. (Правильная последовательность событий в произведении: 2, 3, 1, 4, 5.)

Игроки обеих команд получают листы с одинаковым заданием, выполняют его письменно, затем сдают листы ведущему, который дает оценку правильности ответов. За выполнение задания присуждается 1 балл.

IV. Конкурсное задание «Загадочная карта».

Ведущий. Момент, когда в руках героя романа Джима Хокинса оказалась загадочная карта острова, где капитан Флинт спрятал несметные богатства, незабываемо волнующий. А помните ли вы, ребята, уникальные географические названия, обозначенные на карте?

Условия игры. Игроки обеих команд получают листы с одинаковым заданием, выполняют его письменно, затем сдают листы ведущему, который дает оценку правильности ответов. За выполнение задания присуждается 1 балл.

Задание игрокам: прочитайте отрывок из романа и вставьте туда необходимые географические названия.

«На стол выпала карта какого-то острова... бросались в глаза три крестика... Возле последнего крестика... было написано... Главная часть сокровищ здесь. На оборотной стороне карты были пояснения... Вот они: «Высокое дерево на склоне холма [название холма] к С. от С.-С.-В. Остров [название] В.-Ю.-В. и на В.» («...на склоне Подзорная труба... остров Скелета...»)

V. Кроссворд «Всякая всячина».

Ведущий. В любой книге немало многозначительных деталей. Удалось ли вам запомнить эти «мелочи»? Проверим.

Условия игры. Команды получают листы с одинаковым заданием, на выполнение которого отводится не более 5 минут. Затем соревнующиеся сдают листы ведущему, осуществляющему судейство в зависимости от того, сколько строк удалось заполнить командам в течение отведенного времени. За каждую заполненную строку целесообразно присуждать 1 балл. Проверка выполнения задания осуществляется с помощью информации на слайде презентации либо в устной форме. Заполненная строка по вертикали облегчает выполнение задания.

По горизонтали:

1. Порт, откуда главные герои отправились на поиски сокровищ.

2. Фамилия капитана корабля, на котором герои отправились в плаванье.

3. Слово, которое выкрикивал попугай до тех пор, пока не выбивался из сил.

4. Ключевое слово в песне Сильвера: «За [?] добычи, за [?] удачи! Чтоб зажили мы веселей и богаче!»

5. Место, куда Сильвер привязывал костыль, когда хотел освободить руки.

6. Название корабля, на котором герои отправились за сокровищами.

7. Фамилия доктора, принимавшего активное участие в экспедиции за сокровищами.

8. Плод фруктового дерева, благодаря которому Джим узнал о пиратском заговоре.

9. Мифическое чудовище, которое по форме напоминали очертания острова сокровищ.

(Ответы: 1) Бристоль. 2) Смоллет. 3) Пиастры. 4) Ветер. 5) Шея. 6) Испаньола. 7) Ливси. 8) Яблоко. 9) Дракон.)

VI. Конкурс чтецов «О море, море!».

Пока коллективы заняты разгадыванием кроссворда, можно предложить представителям команд (двум парам игроков) следующее задание: подготовить выразительное чтение фрагмента произведения (описание моря) и назвать три средства художественной выразительности (например: эпитет, метафору, сравнение), которые использовал автор.

Игроки получают карточки с текстом, готовят выразительное чтение, а средства выразительности выписывают на отдельные листы и сдают ведущему.

Ведущий. Можно ли себе представить произведение о морских приключениях без картины самого моря? Разумеется, нет. Как же описана «свободная стихия» в романе Стивенсона? Давайте посмотрим и послушаем.

Запись на карточке:

«Передо мной до самого горизонта простиралось озаренное солнцем море, а возле берега кипел и пенился прибой.

Я ни разу не видел, чтобы море около Острова Сокровищ было спокойно. Даже в ясные дни, когда солнце сияет ослепительно и воздух неподвижен, громадные валы с грохотом катятся на внешний берег. На острове едва ли существует такое место, где можно было бы укрыться от шума прибоя.

Я шел по берегу, наслаждаясь прогулкой. <.. .> Морской ветер, как бы утомившись своей собственной яростью, утихал. Его сменили легкие воздушные течения с юга и юго-востока, которые несли с собой густой туман. В проливе, защищенном Островом Скелета, была такая же неподвижная свинцово-тусклая вода, как в тот день, когда мы впервые его увидели. “Испань-ола” вся, от вершины мачты до ватерлинии, с повисшим черным флагом, отражалась, как в зеркале».

Примеры средств художественной выразительности: 1) отражалась, как в зеркале (сравнение); 2) кипел прибой (метафора); 3) легкие воздушные течения (эпитет).

Оценка исполнительской манеры чтения осуществляется по трехбалльной шкале. За каждое правильно указанное средство выразительности игроки получают по одному баллу.

VII. Устное тестирование «Мысль изреченная».

Ведущий. Персонажам романа принадлежит немало интересных, заслуживающих внимания суждений. Вспомним некоторые из высказываний героев.

Условия игры. Ведущий озвучивает высказывания различных персонажей произведения. В афоризмах пропущены ключевые слова. Участники состязаний должны выбрать из предложенных вариантов ответа тот, который, по их мнению, является правильным. После этого игрокам требуется вспомнить, каким героям принадлежат данные слова.

Задание команде 1.

1. «...Для мальчиков главное - [что?]».

Варианты ответов: 1) послушание; 2) баловство; 3) отличная учеба. (Правильный ответ - 1. Высказывание принадлежит Черному Псу.)

2. «[Что?] кружит мне голову».

Варианты ответов: 1) богатство; 2) море; 3) любовь. (Правильный ответ — 2. Высказывание принадлежит Джиму Хокинсу.)

Задание команде 2.

1. «Джентльмены удачи [когда?] доверяют друг другу».

Варианты ответов: 1) всегда; 2) никогда; 3) редко. (Правильный ответ - 3. Высказывание принадлежит Джону Сильверу.)

2. «[Что?] был для меня и мясом, и водой, и женой, и другом».

Варианты ответов: 1) ром; 2) корабль; 3) нож. (Правильный ответ - 1. Высказывание принадлежит Билли Бонсу.)

VIII. Викторина «В мире животных».

Ведущий. В произведении упоминаются различные животные, птицы, насекомые. О них-то и пойдет речь в данном конкурсе.

Условия игры. На слайде презентации представлено несколько картинок. Отвечая на вопросы ведущего, участники состязаний должны выбрать нужную из предложенного ряда. «Стоимость» правильного ответа - 1 балл.

Задание команде 1.

Изобразительный ряд: 1) конь; 2) псы; 3) мухи; 4) тараканы; 5) морские львы; 6) тигр; 7) заяц.

Вопросы:

1. «- Мистер Дане, - сказал сквайр, - вы благородный человек! А прикончив одного из самых кровожадных злодеев, вы совершили доблестный поступок. Таких надо давить, как [кого?]!» Кого упомянул в речи мистер Трелони? (Тараканов.)

2. «С тех пор как я встретился с вами, я привык смотреть смерти в лицо. <...> Положение ваше скверное: корабль вы потеряли, сокровища вы потеряли, людей своих потеряли. Ваше дело пропащее. <...> Вы в дураках, а не я, и я боюсь вас не больше, чем [кого?]». Кого упомянул в смелой речи перед разбойниками Джим Хокинс? (Мухи.)

3. «На плоских, как столы, скалах ползали какие-то громадные скользкие чудовища, какие-то слизняки невероятных размеров. Изредка они с шумом прыгали в воду и ныряли. Их было несколько дюжин. Они лаяли, и оглушительное эхо утесов вторило их дикому лаю. Впоследствии я узнал, что это были [кто?], вполне безобидные животные». Кого описал таким образом Джим Хокинс? (Морские львы.)

4. «Корабль вставал на дыбы, словно взбешенный |кто?]. Паруса надувались, переходя с галса на галс, гики двигались с такой силой, что мачта громко стонала». Какое животное было упомянуто рассказчиком в сравнении? (Конь.)

5. «Величиной она была с крону. Одна сторона белая... на другой стороне были напечатаны стиха два из Апокалипсиса. Я помню, между прочим, два слова: “[кто?] и убийцы”». Так выглядела черная метка, полученная Хокинсом на память от Сильвера. Какие животные упомянуты в описании? (Псы.)

Задание команде 2.

Изобразительный ряд: 1) мышь; 2) бык; 3) слон; 4) медведь; 5) лошадь; 6) собака; 7) лев.

Вопросы:

1. «Никогда раньше... мне не приходилось работать так много. Я уже устал, как [кто?], когда перед самым рассветом боцман заиграл на дудке и команда принялась поднимать якорь». С кем сравнил себя Джим Хокинс? (Собака.)

2. «- Капитан Смоллетт, - начал доктор улыбаясь, - вы слыхали басню о горе, которая родила [кого?]. Простите меня, но вы напомнили мне эту басню». Кого упомянул в речи доктор Ливси? (Мышь.)

3. «Прямо перед собой, на расстоянии полумили, а то и меньше, я увидел “Испаньолу”, плывшую под всеми парусами. <...> Она держала курс на северо-запад. <...> Но вдруг она повернулась прямо против ветра и беспомощно остановилась с повисшими парусами. “Экие [кто?]! - сказал я себе. — Напились, должно быть, до бесчувствия”». На кого походили те, кто управлял кораблем, по мнению Джима? (На медведей.)

4. «...Обернувшись, я увидел Хендса. Он был уже совсем недалеко от меня, с кинжалом в правой руке. Наши взгляды встретились, и мы оба громко закричали. Я закричал от ужаса. Он, как разъяренный [кто?], заревел от ярости и кинулся вперед, на меня». Кого напоминал Хокинсу Хэнде в этот момент? (Быка.)

5. «...Я с тяжелым сердцем поплелся за разбойниками на поиски клада. <...> Вокруг моей поясницы обвязали веревку, и я послушно поплелся за поваром. Он держал конец веревки то свободной рукой, то могучими зубами. Меня вели, как дрессированного [кого?]». С кем сравнил себя Джим Хокинс в данной ситуации? (С медведем.)

IX. Викторина «Почемучка».

Ведущий поочередно задает вопросы в устной форме представителям команд, которые отвечают после небольшого обдумывания. Игроки могут получить от одного до двух баллов в зависимости от того, насколько полный ответ был ими дан.

Вопросы команде 1.

1. Джим Хокинс признавался, что «рассказал всю историю, с самого начала до конца, не скрывая никаких подробностей, кроме географического положения острова», так как «указывать, где лежит этот остров, в настоящее время еще невозможно...» Почему? («...и теперь там хранятся сокровища, которых мы не вывезли».)

2. Почему у Сильвера была деревянная нога? (Хокинс, сидя в бочке, услышал рассказ Сильвера: «Нет, не я, - сказал Сильвер. - Капитаном был Флинт. А я был квартирмейстером [квартирмейстер - заведующий продовольствием], потому что у меня нога деревянная. Я потерял ногу в том же деле, в котором старый Пью потерял свои иллюминаторы. Мне ампутировал ее ученый хирург...»)

Вопросы команде 2.

1. Почему в части четвертой, имеющей название «Частокол», повествование некоторое время ведется не от лица Джима Хокинса, а от лица доктора Ливси? («Джим Хокинс проскользнул в шлюпку и уехал вместе с пиратами на берег» и, следовательно, отсутствовал на «Испаньоле». Когда Хокинс вновь оказался среди друзей, он продолжил повествование.)

2. Почему капитан Смоллетт по окончании путешествия сказал Джиму Хокинсу: «Ты по-своему, может быть, и неплохой мальчуган, но даю тебе слово, что никогда больше я не возьму тебя в плавание...»? («...Потому что ты из породы любимчиков: делаешь все на свой лад...»)

X. Конкурсное (домашнее) задание «Наш герой».

Ведущий. Повествование в романе ведется от лица Джима

Хокинса, который очень выразительно описал внешность тех, с кем свела его судьба. А как выглядел сам юный герой? Вам было дано домашнее задание: 1) создать словесный портрет рассказчика - своеобразную «вставку» в роман; 2) нарисовать иллюстрацию - живописный портрет юноши. Посмотрим, как участники состязаний справились с заданием.

Представители команд демонстрируют иллюстрации и читают свои письменные работы. Выполнение задания оценивается по пятибалльной шкале.

Подведение итогов. Подсчитывание полученных баллов. Объявление победителей.

XI. Заключительное слово.

Ведущий. Роберт Льюис Стивенсон призывал писателей: «Будем по мере сил учить народ радости и будем помнить, что уроки эти должны звучать бодро и воодушевленно, должны укреплять в людях мужество». Творчество самого Стивенсона полностью соответствовало этому замечательному девизу. Его произведения, захватывающие, подчас трагические, всегда укрепляли в людях стойкость, силу духа, оптимизм. Надеюсь, что уроки прочитанной книги о поиске сокровищ будут иметь именно такое значение в вашей жизни.

Похожие статьи:

Турнир-викторина для школьников 12-14 лет

Литературная игра по мифам Древней Греции 5 класс. Конспект

Викторина с ответами для 6-7 класса. Любимые книги

Музыкальная игра викторина для школьников

Литературная игра-викторина для школьников 5-6 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!