Мероприятие для детей в лагере дневного пребывания

Тематическая беседа в летнем лагере

Тема: Зеленые святки

«Не с одного неба, из-под земли тепло идет», - говорили на Руси об июне. Первый месяц долгожданного лета был богат работой и праздниками.

Запасы заканчивались: «Июнь - в закрома дунь», «Поищи, нет ли где жита, по углам забыто», «Собери с пола соринки, сделаем по хлебу поминки». Голодный месяц заставлял радеть о будущем урожае. Но за напряженным трудом не забывались старинные обряды и молитвы.

Церковный календарь обращен ввысь, к святым заступникам. 4-го (все даты по новому стилю) празднуется Вознесение Господне. 14-го - день Святой Троицы; триединства Бога-отца, сына его - Христа и Божественного Духа. Понедельник после Троицы называют Духов День, следующее воскресенье - Неделя всех святых. За ней следует Неделя русских святых - тех, кто возносил молитвы и жил во благо народа.

В днях народного календаря отражаются насущные заботы земледельца: «Поводит июнь на работу, отобьет от песен охоту».

2 июня - «Фалалей - досевай огурцы скорей».

3 июня - «Ранние льны, поздние овсы». Хорошо, если в этот день пойдет дождь. Народная мудрость учит: «Сей овес в грязь - будешь князь».

4 июня - на Вознесение крестьяне выходили на свои поля смотреть, как растут хлеба. К этому дню готовили из теста выпечку в форме лестницы. Она якобы могла помочь Христу взойти на небо. В Московской губернии пекли блины и лепешки в форме полукруга - «Христу на онучи». Поев в поле принесенную с собой еду, поднимали повыше маленьких детей, спрашивали: «Видишь Москву?» Приговаривали: «Расти рожь большая, вот эдакая».

В день Вознесения не работали, так как опасались, что синь неба упадет на поля: «Не паши, не сей, не то родятся одни васильки».

9 июня не подметали избы, чтобы не нарушить мира в семье: «На Федору не выноси из избы сору».

11 июня - «Пришла Федосья - во ржи колосья», а в лесу - первые грибы.

13 июня - «распрягальник» - «Севу край, коня распрягай».

До начала сенокоса можно было отдохнуть. К этому времени, накануне Троицы, были приурочены различные празднества.

В средне- и южнорусских губерниях, например, совершали обряд «крещения кукушки», означавший закрепление дружбы. Выполняли его девушки, молодые женщины, а в некоторых местностях и парни.

Из цветов, ветвей или травки «кукушкины слезки» делали подобие чучела птицы. На него надевали рубаху, сарафан, платок, украшали лентами, бусами, навешивали крестик.

Две девушки или два парня обменивались после этого нательными крестами в знак того, что они объединялись душою.

В некоторых местностях кукушку «хоронили»: клали в ящик или коробку и закапывали в лесу. На другой день доставали и разбирали украшения. Их хранили в течение года, так как считалось, что кумовство длится год. На следующий год обряд повторяли. При этом можно было выбрать другую подругу или друга.

В четверг накануне Троицы собирались девушки на свой особый праздник - Семик. Шли нарядные красавицы в луга и рощи приветствовать такую же молодую расцветающую природу. «Мы пойдем в лесок, мы сплетем венок», - пели они.

Венки завивали из цветов и из веточек березы. В разных местностях были свои способы свивания веточек. Их заламывали, связывали лентами в кольцо, делали воротца или, напротив, привязывали к траве.

Венки заплетали для гадания. Каждая девушка могла заплести его для себя и для своих домочадцев.

Обычай обязывал всех совершать обряд. «Кто венков не вьет, того матка умрет», - пугали припевки. Какая судьба ждет каждого владельца венка, узнавали по состоянию листвы. Если она останется до Троицы зеленой, будет сохранено здоровье того, на кого загадано.

Одна забота о людях, другая - об урожае. Круг - символ солнца, и венки, сплетенные в кольцо, должны были передать земле жар светила, а молодой, растущей зелени - тепло девичьей души.

Пойдем, девочки,

Во луга-лужочки,

Мы завьем веночки.

Завивать веночки

На ягоды добрые,

На жито густое,

На ячмень колосистый,

На овес росистый.

На гречку черную,

На капусту белую.

Кому все это собирать, обрабатывать? Конечно, женщинам. А работа спорится, когда царят мир и дружба. У зеленых венков девушки дружились - кумились, по-девичьи ласково и поэтично. Лучшие подруги подходили с двух сторон к венку, заплетенному на березке, трижды целовались через него и обменивались крестиками, ленточками, платочками.

Стоявшие вокруг подруги пели: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». Совершившие обряд девушки называли друг друга с того времени сестрами и кумами. Их дружба нередко продолжалась всю жизнь.

Венки, заплетенные в Семик, оставляли на березках до Троицы. В этот день их расплетали, веточки срезали и вместе со множеством цветов несли в дом.

Празднование Троицы в народе называли зелеными святками, зеленой неделей, цветочной Пасхой.

Повсюду: на улице, в усадьбах и домах - ставили березки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках, лавках и полках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освященные цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту.

Особым почетом окружали в день Троицы березку. Это самое светлое и самое любимое дерево русских лесов, как гласит старинная легенда, росло когда-то в саду богини Берегини - хранительницы дома и семьи.

У березки были волшебные, непогибающие корни: если засыхало одно деревце, на его место поднимались два. Так в легенде высказывалась мечта людей о вечной, неумирающей природе.

Береза красива, да к тому же полезна. Весной поила она людей сладким соком, зимой обогревала жаром самых лучших дров, и лечила, и на разные поделки шла. С благодарностью чествовали березу россияне, когда надевала она свой зеленый наряд.

Заранее выбрав в лесу красивое деревце, молодежь после церковной службы собиралась возле него. Обязательно приносили с собой вареные яйца. Их окрашивали в зеленый цвет березовым листом или в красный - луковой шелухой.

Под березкой расстилали салфетки, раскладывали снедь: пироги, квас, пиво. Ели под песни и хороводы. Потом березку срубали, украшали лентами, бусами и яркими платками.

Одна или две девушки - певуньи и плясуньи - поднимали березку и несли в селение. За ними, взявшись за руки или обнявшись, шли другие девушки. Присоединялись парни. Затягивали известную песню: «Во поле березонька стояла».

В некоторых деревнях березку приглашали в гости: «Белая березонька, милости просим к нам». Деревце ставили на почетное место - перед иконами, а молодежь садилась за накрытые столы. Так обходили дома всех девушек.

Вечером уносили березку в поле или к реке, снимали в нее украшения и там бросали. В Восточной Сибири сохранилось поверье: березка, брошенная в воду, предохранит от засухи, а брошенная в поле защитит от градобития и неурожая.

В начале XX века в старинный обычай были внесены добавления. К дням Зеленых святок в некоторых городах и селениях начали приурочивать посадку деревьев.

Во Владимирской губернии Троицу стали заканчивать игрою в «Колосок». Колоском наряжали легкую, шуструю девочку. Молодые женщины и девушки становились парами, переплетали руки, делая мост. По нему шла девочка, а хор пел:

Пошел колос на ниву,

На белую пшеницу.

Уродится на лето

Рожь с овсом, со дикушей,

Со пшеницею!

Задние пары все время перебегали вперед, и таким образом шествие продвигалось к полю. Там девочка срывала горсть колосьев и бежала с ними к церкви.

В других местностях распространилась игра в «Ручеек». Пары девушек поднимали руки вверх, образуя арку. Под ней пробегала последняя пара и становилась вперед, подняв руки.

Так двигались девушки по дорогам к полям, как бы открывая ворота для будущего урожая, который потечет в закрома нескончаемыми ручейками. «Июнь - скопидом, мужику урожай копит».

Поток солнечных лучей льется в июне на землю, наполняет живительной силой растения. Из них плели девушки венки, подобные радужному солнечному кругу.

И, как в венках, переплетались в народных обычаях зоркость наблюдений, заветы предков, христианские обряды. Неразрывно были связаны будни и праздники, игры, песни и заклинания, надежды на помощь сил природы и на свои силы.

Похожие статьи:

Викторина для детей 10-12 лет с ответами в летнем лагере

Вечер знакомств в лагере. Сценарий

Экологическая игра по станциям в лагере. Сценарий

Мероприятие ко Дню памяти и скорби в летнем лагере

Сценарий закрытия сезона в лагере

Нет комментариев. Ваш будет первым!