Мероприятие для детей в лагере дневного пребывания
Тематическая беседа в летнем лагере
Тема: Зеленые святки
«Не с одного неба, из-под земли тепло идет», - говорили на Руси об июне. Первый месяц долгожданного лета был богат работой и праздниками.
Запасы заканчивались: «Июнь - в закрома дунь», «Поищи, нет ли где жита, по углам забыто», «Собери с пола соринки, сделаем по хлебу поминки». Голодный месяц заставлял радеть о будущем урожае. Но за напряженным трудом не забывались старинные обряды и молитвы.
Церковный календарь обращен ввысь, к святым заступникам. 4-го (все даты по новому стилю) празднуется Вознесение Господне. 14-го - день Святой Троицы; триединства Бога-отца, сына его - Христа и Божественного Духа. Понедельник после Троицы называют Духов День, следующее воскресенье - Неделя всех святых. За ней следует Неделя русских святых - тех, кто возносил молитвы и жил во благо народа.
В днях народного календаря отражаются насущные заботы земледельца: «Поводит июнь на работу, отобьет от песен охоту».
2 июня - «Фалалей - досевай огурцы скорей».
3 июня - «Ранние льны, поздние овсы». Хорошо, если в этот день пойдет дождь. Народная мудрость учит: «Сей овес в грязь - будешь князь».
4 июня - на Вознесение крестьяне выходили на свои поля смотреть, как растут хлеба. К этому дню готовили из теста выпечку в форме лестницы. Она якобы могла помочь Христу взойти на небо. В Московской губернии пекли блины и лепешки в форме полукруга - «Христу на онучи». Поев в поле принесенную с собой еду, поднимали повыше маленьких детей, спрашивали: «Видишь Москву?» Приговаривали: «Расти рожь большая, вот эдакая».
В день Вознесения не работали, так как опасались, что синь неба упадет на поля: «Не паши, не сей, не то родятся одни васильки».
9 июня не подметали избы, чтобы не нарушить мира в семье: «На Федору не выноси из избы сору».
11 июня - «Пришла Федосья - во ржи колосья», а в лесу - первые грибы.
13 июня - «распрягальник» - «Севу край, коня распрягай».
До начала сенокоса можно было отдохнуть. К этому времени, накануне Троицы, были приурочены различные празднества.
В средне- и южнорусских губерниях, например, совершали обряд «крещения кукушки», означавший закрепление дружбы. Выполняли его девушки, молодые женщины, а в некоторых местностях и парни.
Из цветов, ветвей или травки «кукушкины слезки» делали подобие чучела птицы. На него надевали рубаху, сарафан, платок, украшали лентами, бусами, навешивали крестик.
Две девушки или два парня обменивались после этого нательными крестами в знак того, что они объединялись душою.
В некоторых местностях кукушку «хоронили»: клали в ящик или коробку и закапывали в лесу. На другой день доставали и разбирали украшения. Их хранили в течение года, так как считалось, что кумовство длится год. На следующий год обряд повторяли. При этом можно было выбрать другую подругу или друга.
В четверг накануне Троицы собирались девушки на свой особый праздник - Семик. Шли нарядные красавицы в луга и рощи приветствовать такую же молодую расцветающую природу. «Мы пойдем в лесок, мы сплетем венок», - пели они.
Венки завивали из цветов и из веточек березы. В разных местностях были свои способы свивания веточек. Их заламывали, связывали лентами в кольцо, делали воротца или, напротив, привязывали к траве.
Венки заплетали для гадания. Каждая девушка могла заплести его для себя и для своих домочадцев.
Обычай обязывал всех совершать обряд. «Кто венков не вьет, того матка умрет», - пугали припевки. Какая судьба ждет каждого владельца венка, узнавали по состоянию листвы. Если она останется до Троицы зеленой, будет сохранено здоровье того, на кого загадано.
Одна забота о людях, другая - об урожае. Круг - символ солнца, и венки, сплетенные в кольцо, должны были передать земле жар светила, а молодой, растущей зелени - тепло девичьей души.
Пойдем, девочки,
Во луга-лужочки,
Мы завьем веночки.
Завивать веночки
На ягоды добрые,
На жито густое,
На ячмень колосистый,
На овес росистый.
На гречку черную,
На капусту белую.
Кому все это собирать, обрабатывать? Конечно, женщинам. А работа спорится, когда царят мир и дружба. У зеленых венков девушки дружились - кумились, по-девичьи ласково и поэтично. Лучшие подруги подходили с двух сторон к венку, заплетенному на березке, трижды целовались через него и обменивались крестиками, ленточками, платочками.
Стоявшие вокруг подруги пели: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». Совершившие обряд девушки называли друг друга с того времени сестрами и кумами. Их дружба нередко продолжалась всю жизнь.
Венки, заплетенные в Семик, оставляли на березках до Троицы. В этот день их расплетали, веточки срезали и вместе со множеством цветов несли в дом.
Празднование Троицы в народе называли зелеными святками, зеленой неделей, цветочной Пасхой.
Повсюду: на улице, в усадьбах и домах - ставили березки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках, лавках и полках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освященные цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту.
Особым почетом окружали в день Троицы березку. Это самое светлое и самое любимое дерево русских лесов, как гласит старинная легенда, росло когда-то в саду богини Берегини - хранительницы дома и семьи.
У березки были волшебные, непогибающие корни: если засыхало одно деревце, на его место поднимались два. Так в легенде высказывалась мечта людей о вечной, неумирающей природе.
Береза красива, да к тому же полезна. Весной поила она людей сладким соком, зимой обогревала жаром самых лучших дров, и лечила, и на разные поделки шла. С благодарностью чествовали березу россияне, когда надевала она свой зеленый наряд.
Заранее выбрав в лесу красивое деревце, молодежь после церковной службы собиралась возле него. Обязательно приносили с собой вареные яйца. Их окрашивали в зеленый цвет березовым листом или в красный - луковой шелухой.
Под березкой расстилали салфетки, раскладывали снедь: пироги, квас, пиво. Ели под песни и хороводы. Потом березку срубали, украшали лентами, бусами и яркими платками.
Одна или две девушки - певуньи и плясуньи - поднимали березку и несли в селение. За ними, взявшись за руки или обнявшись, шли другие девушки. Присоединялись парни. Затягивали известную песню: «Во поле березонька стояла».
В некоторых деревнях березку приглашали в гости: «Белая березонька, милости просим к нам». Деревце ставили на почетное место - перед иконами, а молодежь садилась за накрытые столы. Так обходили дома всех девушек.
Вечером уносили березку в поле или к реке, снимали в нее украшения и там бросали. В Восточной Сибири сохранилось поверье: березка, брошенная в воду, предохранит от засухи, а брошенная в поле защитит от градобития и неурожая.
В начале XX века в старинный обычай были внесены добавления. К дням Зеленых святок в некоторых городах и селениях начали приурочивать посадку деревьев.
Во Владимирской губернии Троицу стали заканчивать игрою в «Колосок». Колоском наряжали легкую, шуструю девочку. Молодые женщины и девушки становились парами, переплетали руки, делая мост. По нему шла девочка, а хор пел:
Пошел колос на ниву,
На белую пшеницу.
Уродится на лето
Рожь с овсом, со дикушей,
Со пшеницею!
Задние пары все время перебегали вперед, и таким образом шествие продвигалось к полю. Там девочка срывала горсть колосьев и бежала с ними к церкви.
В других местностях распространилась игра в «Ручеек». Пары девушек поднимали руки вверх, образуя арку. Под ней пробегала последняя пара и становилась вперед, подняв руки.
Так двигались девушки по дорогам к полям, как бы открывая ворота для будущего урожая, который потечет в закрома нескончаемыми ручейками. «Июнь - скопидом, мужику урожай копит».
Поток солнечных лучей льется в июне на землю, наполняет живительной силой растения. Из них плели девушки венки, подобные радужному солнечному кругу.
И, как в венках, переплетались в народных обычаях зоркость наблюдений, заветы предков, христианские обряды. Неразрывно были связаны будни и праздники, игры, песни и заклинания, надежды на помощь сил природы и на свои силы.
Похожие статьи:
Викторина для детей 10-12 лет с ответами в летнем лагере
Вечер знакомств в лагере. Сценарий
Экологическая игра по станциям в лагере. Сценарий
Нет комментариев. Ваш будет первым!