Сценарий мероприятия для детей начальной школы по духовно-нравственному воспитанию

Внеурочное занятие для младших школьников «Чудо-посуда»

Россия процветает искусством.

Н. К. Рерих

Цели: прикоснуться к красоте, воспетой в песнях, легендах и ожившей в простых предметах обихода; рассмотреть основные технологические этапы изготовления деревянной хохломской посуды и закрепить представление о росписи в практической работе.

Оборудование: краски, кисти, баночки с водой (для детей); выставка детских работ; выставка книг; изделия Хохломы на партах, на столе учителя; «белье» - деревянные нерасписанные заготовки; фото и слайды с изображением технологического процесса; запись народных мелодий; картонные шаблоны «черпачки» - заготовки на класс.

Ход занятия

Учитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите внимательно на предметы, нарисованные и сделанные! На округлых, золотистых боках чаши изображены ярко-красные и черные травинки, по тулову вазы изгибаются нежные листики и веточки с упругими ягодами черной смородины, на поверхности солоницы и ковша расцветают и вовсе нигде не виданные золотые цветы. А маленький ковш напоминает добрую сказочную птицу. Эти необыкновенные предметы созданы хохломскими мастерами, работавшими в селе Семино и городе Семенове Нижегородской области.

Давайте отправимся в небольшое увлекательное путешествие и узнаем, как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?

Разное сказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил. Посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать.

Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей и стала чашка золотой.

Это, конечно, легенда. Начало «золотой» росписи идет от древних мастеров-живописцев. Из осины и липы делали они легкую и прочную посуду. Давайте вспомним основные этапы технологии создания изделий, о которых мы с вами говорили на предыдущих уроках.

Опрос: Какими инструментами работал мастер?

Ответы детей: топором, ножом, на станке (показ фото).

Основными этапами работы были следующие:

I. «Белье» - изготовление деревянных заготовок. (Демонстрация изделий.)

II. Грунтовка (в составе глина) - красно-коричневого цвета. (Демонстрация фото.)

III. Лужение (втирание алюминиевого порошка). (Показ изделия ши фото.)

IV. Крашение (роспись изделия).

V. Лачение и сушка.

Каждый этап был важным и ответственным, потому что от тщательно выполненной работы и зависело качество сделанного предмета.

Продолжим наше путешествие и перенесемся мысленно в Нижегородчину, где еще совсем недавно в селах можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома», ведь так ее называли, и где она взяла свои огненные краски. Пусть об этом поведают нам наши девочки.

Дети рассказывают легенду.

Легенда о мастере

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер- иконописец. Сам царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал мастера за труды его. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие далекие леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, ясным для всех и понятным, а еще мечтал о том, чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами, ягодками да тонкими веточками. Так хороши были чашки, что слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие стали здесь избы рубить да селилиться рядом, чтобы мастерству поучиться, ремеслом овладеть. Да не очень-то получалось.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Учитель. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор жаром дышат, поют хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. Как в любой легенде, в той, что мы услышали, есть вымысел, но правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

И мне думается, что не исчез тот мастер, а ушел далеко-далеко, где не нашли его царские посыльные. Как вы думаете, почему он это сделал?

Ученики. Думаем, что больше всего любил он свободу и волю.

Учитель. А еще говорят, что оставил мастер волшебную шкатулку с завещанием для тех, кто будет жить и творить в XXI веке, для тех, у кого чиста душа и светлы помыслы, потому что только такая душа может подхватить огонь души мастера и продолжить его дело. Таким и умение лучше других дается. И говорят про них: «Есть божий дар!»

И в вашем классе есть такой человек (Подходит и берет за руку, ведет к столу того, кто рисует лучше других.) Хорошо тебе рисование дается, видно, выбран ты мастером, а значит, быть тебе моим помощником, тебе и открывать шкатулку.

Ученик открывает шкатулку, достает из нее «обожженный» документ и читает завещание мастера.

«Письмо молодому другу...

...Из мудрых и вечных камней

сложите ступени грядущего...

Завещаю беречь, хранить, приумножить

И взять в новое тысячелетие...»

Учитель. О чем слова мастера? Что он завещал беречь и хранить? (Искусство, ремесло, секреты мастерства.)

Что значит «приумножить»? (Сделать больше, создать своими руками новые предметы и произведения искусства.)

«Взять в новое тысячелетие...» (Знания.)

(Стихи Н. К. Рериха «Завещание мастера» - хороший повод обсудить с детьми важные понятия, обозначить их место в современной системе ценностей.)

На доске ковш-утица. В старину ее называли братиной, потому что могла собраться вокруг нее вся братия, вся родня.

- Все ли ладно с утицей, все ли добро сделано?

Ученики. Черпачки не расписаны.

Учитель. Давайте распишем их, выполним наказ мастера - «доброе приумножать»! Посчитайте, сколько на братине черпачков? Верно, семь. Это число не простое, оно - заветное, народом любимое, в нашей культуре часто встречающееся. Не случайно у нас 7 дней в неделе, 7 чудес света, 7 нот в гамме, 7 цветов в радуге, 7 «я» - семья.

Мы сейчас на уроке проведем конкурс мастеров: 7 самых лучших черпачков украсят утицу - ковш, который мы оставим на память классу, а остальные подарят свои черпачки друзьям и близким. Поэтому старайтесь, ведь на черпачок будут любоваться дорогие вам люди, так пусть же им будет приятно! Это будет просто неповторимый подарок.

Давайте вместе вспомним основные элементы хохломской росписи.

Ученики. Травка, кустик, ягодки.

Учитель. Наверное, все догадались, где же взяли мастера эти элементы, у кого они учились. Конечно, у природы. Вот перед вами милые уголки природы, вдохновлявшие мастеров на чудо-красоту. (Демонстрация слайдов.)

Прошу вас обратить внимание на то, что художники не стремятся показать растения такими, какими мы видим их в жизни. Хохломские узоры декоративны! Полюбовались? А теперь - за дело. Начинаем творить, чудо-мастера! (На все задание 20 минут.)

Вспомните, какими цветами работал мастер? (Черный, красный, желтый, зеленый.)

Дети работают под веселую народную мелодию.

Учитель приглашает ученика, открывавшего шкатулку, выбрать лучшие 7 черпаков; при этом объясняя, почему он выбрал мальчика.

Учитель. В старину живописью промышляли в основном мужчины и учились тому промыслу с 10 лет. Долгие годы трудились, чтобы мастерами стать, и становились. Но всегда среди них особенные были - «с искрой божьей».

Я не случайно выбрала (называется имя), вы все знаете, как он хорошо рисует, у него порой получаются просто необыкновенные работы. Этому нельзя научить, это дано природой.

Лучшими черпачками украшают ковш-братину.

Итог занятия: слава о мастере в людской памяти жила, молва его славу далеко разносила, и в подтверждение славе были его дела - его посуда, вобравшая в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Учитель. Как вы считаете, выполнили ли мы наказ мастера: сохранили, сберегли, приумножили и взяли в новое тысячелетие?

Поняли ли вы теперь, что значат слова мастера:

«Из мудрых и вечных камней

Сложите ступени грядущего...»?

Мудры знания, а вечны красота, любовь, искусство...

Своими работами вы положили первую ступень в Грядущее, Будущее. А таких ступеней в жизни будет ох как много....

Если кто-то из вас заинтересуется и захочет узнать чуточку больше об удивительных мастерах, творящих добро, несущих радость людям, он может обратиться к книгам, представленным нами на выставке. (Демонстрант книги.)

Пусть завершат наше небольшое путешествие слова А. Чуя- нова - фотохудожника, много лет посвятившего исследованию художественного наследия Нижегородского края: «...Пока на Земле трудятся мозолистые руки мастера, есть надежда, что народное творчество будет жить в веках!»

Благодарю всех за урок! Спасибо всем, кто хорошо поработал!

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Игра – путешествие

Конспект внеклассного мероприятия в 3 классе

Сценарий внеклассного мероприятия 3-4 класс

Сценарий внеклассного мероприятия для 2 класса по теме: Новый год

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Праздник красок

Нет комментариев. Ваш будет первым!