Внеклассное мероприятие по литературе 6 - 8 класс

Внеклассное мероприятие в школе «Сказки о кораблях и крыльях Владислава Крапивина»

Действующие лица

Ведущие 1, 2

Автор (писатель В. Крапивин)

Привидение

Пираты: Джон Кривая Нога, Пушкадер, Боб Рыбка

Необходимый инвентарь: игровое поле для игры в «Морской бой».

Ведущий 1. В сегодняшней газете я прочел интереснейшее объявление! (Зачитывает.)

Внимание! Внимание!

Дамы и господа! Девочки и мальчики! Все большие и маленькие любители морских путешествий! Пароход «Капитан Румб» акционерного общества «Юферс и Большая компания» 1 июня сего года отправляется в увлекательное плавание по Атлантическому, Индийскому и Тихому океанам!

Билеты пока еще есть (хотя совсем немного!).

Если вы хотите испытать интересные приключения, увидеть заморские чудеса и побывать на замечательном острове Нуканука, спешите в кассу, которая расположена в таверне «Новая Долбленая тыква»!

А в конце плавания все дети получат на память о путешествии толстую книгу «Удивительные морские истории» с замечательными разноцветными картинками.

Ведущий 1. Трудно пройти мимо такого удивительного объявления, хочется немедленно что-то делать: тормошить родителей, бежать за билетами и немедленно отправляться в путешествие.

Но хочу вас успокоить: бежать никуда не надо, наоборот, нужно поскорее переделать все дела, сесть поудобнее и раскрыть книгу писателя Владислава Крапивина.

Ведущий 2. Давным-давно, когда писатель еще был мальчиком Славкой, он любил сочинять стихи и всякие истории.

Первое стихотворение он придумал в очень юном возрасте (было ему 4,5 года). Это была короткая эпиграмма, в которой сообщалось о некоторых нехороших качествах Славкиного соседа-первоклассника. Поскольку в упомянутой эпиграмме не все слова удобно говорить громко, мы их здесь не приводим. За те несколько строчек, распеваемых на весь дом, будущий писатель был поставлен в угол, но стремления к сочинительству не потерял и продолжал придумывать стихи, сказки, рассказы, а во втором классе даже написал «роман».

Ведущий 1. В этом 20-страничном произведении речь шла о пиратах, буре, кораблекрушении и прочих морских приключениях.

Дело в том, что второклассник Славка мечтал стать капитаном дальнего плавания. В ту пору многие мальчишки мечтали сделаться капитанами (гораздо чаще, чем сейчас). Удавалось это, конечно, не всем. Мальчику Славке не удалось.

Ведущий 2. Когда он закончил школу, врачи дали ему от морского училища, как говорится, поворот на 180 градусов: «Не с вашим здоровьем, молодой человек, соваться в моря- океаны». Видимо, в давние военные годы дошкольного детства «молодой человек» недобрал положенной нормы калорий и витаминов.

Автор. Ну и ладно, пойду в учителя. Родители были педагогами, и я стану, буду давать ребятам такие уроки, что другие учителя помрут от зависти; стану добрым, мудрым и справедливым наставником, совсем не таким, как наш завуч (имя опускается), от которой я натерпелся в свое время.

Beдущий 1. Но здесь опять случилась неудача: почему-то в том году в местном пединституте не было приема документов. Будущий писатель пережил и эту неудачу.

Автор: Ладно, с морем не вышло, с педагогикой тоже, но уж сочинять истории мне никто не помешает!

Ведущий 2. И чтобы научиться этому делу как следует, он из родного города Тюмени поехал в Свердловск и поступил на журфак. И начал писать рассказы.

Очень скоро начинающий литератор понял: чтобы писать о чем-то всерьез, надо это «что-то» знать.

Автор. Бесполезно сочинять роман про сталеваров, если никогда не видел мартеновскую печь. Бессмысленно придумывать повесть о водолазах, если сам погружался только в ванну. И так далее. Нужно понимание темы.

Ведущий 1. А что мог понимать вчерашний школьник, кроме собственного детства, приятелей-одноклассников и всяких случаев из своей мальчишеской жизни?

Вот и стал писать именно про детство. Годы шли, писатель Владислав Крапивин писал книгу за книгой и в конце концов (через 40 лет) решил посчитать: сколько чего у него набралось. И оказалось, что сочинил он 10 романов, 45 повестей, несколько сборников рассказов, а также всякие пьесы, сценарии, стихи, очерки, статьи и тому подобное. И что вышло у него около 180 книг, и что языков, на которые переведены его рассказы, повести, романы и сказки, свыше 30. Писатель сам слегка удивился таким числам, но сочинять не перестал.

Автор. Я ведь все равно ничего другого, кроме как писать книжки, не умею.

Ведущий 2. Но это не совсем правда. Есть у него еще одно занятие, которое тоже на всю жизнь. Давным-давно молодой человек, которого все еще звали Славой, собрал вокруг себя ребячью компанию. Через несколько лет компания превратилась в крепкий отряд, где ребята занимались корреспондентским делом, учились фехтованию, строили парусники, на которых ходили по уральским озерам. Отряд этот, который называется Пресс-центр, и парусная флотилия «Каравелла» живут до сих пор. А Владислав Крапивин не меньше чем написанными книгами гордится двумя десятками парусных яхт, которые он вместе с ребятами построил собственными руками и по собственным чертежам. Правда, сейчас уже Владислав Петрович не командует «Каравеллой», но остается наставником и сохраняет полученное от ребят навечно звание командора. Так его зовут и ребята, и взрослые — моряки и писатели, художники и журналисты, учителя и библиотекари.

Владислава Крапивина часто приглашают на встречи со школьниками, студентами, где он рассказываете своем творчестве. И кто-нибудь обязательно спросит: «А как вы написали свою первую книгу?»

Автор. Когда-то я ждал этого вопроса с удовольствием. Потом настороженно. Приходилось говорить: «Вы уж не обижайтесь, если слышали это раньше. Возможно, кое с кем из вас мы встречаемся не впервые, а вопрос такой задают обязательно — вот и приходится рассказывать одну и ту же историю».

Наконец, я стал бояться этого вопроса: ужасно неловко чувствовать себя гастролером, который выступает с одним и те же номером.

Выход был один: поскорее написать про свою первую книжку рассказ и напечатать в газете или журнале. Тогда пускай спрашивают! Я буду говорить: «Про это уж напечатано. Прочитайте, если вам интересно, там все-все рассказано».

Ведущий 1. Маленький мальчик Слава очень любил читать. И вот однажды в его голове возникла мысль: «Как человек придумывает книгу, от которой не оторвешься?» А потом еще одна: «Наверное, писать такую книгу еще интереснее, чем читать...» И, наконец, третья: «А не попробовать ли самому?» Когда человеку 7 лет, у него решительный характер.

Автор. Мне казалось, что для работы над книгой нужны две вещи: бумага и карандаш (чернила не годились: они напоминали об уроках и гасили вдохновение).

Карандаш у меня был. Даже карандаши. Цветные. 6 штук в коробке с надписью «Спартак». Мама положила их под новогоднюю елку и утверждала, что это подарок Деда Мороза. Но я на восьмом году жизни верил в Деда Мороза не больше, чем в то, что когда-нибудь стану отличником. Я отточил кухонным ножом красный и черный карандаши. Красным я выведу название и первую заглавную букву — как в старинных книгах. А черным буду писать весь роман. Я сразу решил, что это будет роман — с морскими приключениями, пиратами и сокровищами.

Решил и вывел название: Остров Привидения. (Что-то пишет на листе бумаги.)

С чего начинаются главные события во всех классических романах с морскими приключениями? Конечно, с бури. Вспомним «Робинзона», «Пятнадцатилетнего капитана», «Гулливера»... Я не хотел отступать от правил. Я написал: «Буря была ужасная...» Вторая строчка рассказывала, что «волны были, как десятиэтажный дом».

«Ветер выл, как тысяча змеев-горынычей, и дул сразу со всех сторон...»

Поразив воображение будущих читателей картиной небывалого урагана, я приступил к изложению событий.

Ведущий 1. События заключались вот в чем. Среди бушующих десятиэтажных волн беспомощно болталось судно с поломанными мачтами, изодранными парусами и разбитым рулем. Это была пиратская шхуна «Черная макарона». Почти всю команду смыли ревущие гребни, и осталось там лишь три человека: матрос Боб Рыбка, боцман Пушкадер и капитан Джон Кривая Нога. Они то плакали, то молились, то ругали бурю страшными «пиратскими» словами. В трюме открылась течь, и надежды на спасение не было.

Автор. Однако я понимал, что, если пираты потонут, роман придется кончать в самом начале. И поскольку в своей книжке я был хозяин, то с помощью громадной волны швырнул несчастную «Макарону» на скалы у небольшого острова. Шхуна булькнула и пошла на дно, а пиратов море милостиво выбросило на берег.

Буря сразу выключилась, так как больше была не нужна, небо очистилось. Море стало гладким. Засияло солнышко. Пираты пришли в себя на белом песчаном пляже...

Скоро Джон Кривая Нога, Пушкадер и Боб Рыбка разобрались в обстановке. Они поняли, что судьба (то есть автор) забросила их на необитаемый остров. Сначала они крепко изругали судьбу (про автора им ничего не было известно), а потом сообразили, что дело не так уж плохо: лучше сидеть здесь, чем кормить рыб на дне океана.

Ведущий 1. Конечно, необитаемый остров — не дом отдыха, но жить здесь было можно. Росли кокосы, водились на берегу вкусные крабы и черепахи. Если не лениться, с голоду не помрешь. Из пальмовых листьев пираты построили шалаш, из крабов сварили похлебку в большой раковине. В другой раковине — плоской, как сковородка, — приготовили омлет из черепаховых яиц. После сытной еды они сидели у маленького костра и лениво разговаривали. Тут наступил вечер, а за ним красивая тропическая ночь...

Автор. Не помню, как я описывал эту ночь, но представлял я ее очень ясно.

Над морем и островом висело темно-зеленое небо с громадной луной. Луна была похожа на медный начищенный таз. Пальмы казались черными.

Пламя костра освещало довольные пиратские лица. Они еще ничего не знали...

Ведущий 2. Они не знали ужасного сюрприза, который подготовил им автор. Дело в том, что остров был не совсем необитаемый. С давних-давних пор здесь жило-было Привидение... Откуда оно появилось тут, Привидение и само не помнило. Скорее всего, какой-то сильный ураган подцепил его на дворе старинного рыцарского замка и ради шутки занес на этот остров. Привидение очень тосковало в одиночестве. Всем известно, какая задача у привидений — кого-нибудь пугать. А кого можно пугать на необитаемом острове? Крабов? Черепах? Птичек? Но эти существа, в отличие от людей, совершенно не боятся нечистой силы.

Привидение по своей натуре было трудолюбивым и общительным. Оно томилось без работы и боялось потерять квалификацию. И вот впервые за много столетий наступил для него радостный день. Вернее, ночь, потому что все привидения работают в ночную смену.

После захода солнца Привидение почистило обветшалый саван, немножко порепетировало в своей пещере полузабытые «пугательные приемы», потом определило по звездам, что уже полночь, и вышло на работу.

Картина 1

Пираты, уютно устроившись, играют в карты.

Джон Кривая Нога. Три кита в глотку, твоя карта бита, Пушкадер!

Боб Рыбка (замечая Привидение). Мама, что это? Ой, я больше не буду.

Привидение бегает вокруг пиратов, завывает, машет руками, хохочет.

Джон. Клянусь кривой ногой, я брошу пиратское ремесло!

Пушкадер. Я тоже клянусь, капитан! Я тоже клянусь!

Рыбка. А я вообще! Я давно собирался. Я хотел поступить в садовники и выращивать анютины глазки! Это мой любимый цветок.

Привидение. Уавы....ахшм....бамухшим....а-ха-ха-ха! 0- хо-хо!

Ведущий 1. Так продолжалось, пока звезды не показали четыре часа пополуночи. Тогда Привидение, довольное проделанной работой, отправилось на отдых. А обалделые от ужаса пираты до восхода солнца лежали на песке, потом сделали зарядку и занялись дневными трудами, с тревогой ожидая вечера.

Изголодавшееся по работе Привидение не собиралось так легко оставлять несчастных робинзонов. Вторая ночь оказалась полна тех же ужасов, и третья ночь... И четвертая.

Но у человеческого характера есть неплохое свойство: постепенно он привыкает к самым большим страхам. И вот на седьмую ночь...

Картина 2

Пираты сидят у костра. Появляется Привидение.

Джон (обращаясь к нему). Слушай, парень... Ты какой- то странный, ей-богу. Все ходишь в сторонке, разговариваешь не по-нашему... Ты подходи, не стесняйся. У нас вот и похлебка осталась. На одном острове живем, пора уж познакомиться.

Ведущий 2. Привидение застыло на мгновение и задумалось. А потом, смущенно покашливая, присело к пиратам.

Привидение. Вообще-то вы правы... Здрасте. Вот что, ребята... Я смотрю, люди вы неплохие. Сами говорите, что в пираты пошли не по злобе, а от скудной жизни.

Рыбка. Да мы совсем уж перевоспитались.

Привидение. Вот и хорошо. Потому-то я хочу открыть вам одну тайну... Видите вон ту кривую пальму?

Пираты. Видим.

Привидение. Если там, куда в полдень упадет тень от верхушки, вы станете копать яму, найдете сокровище.

Пираты с криками убегают к пальме, Привидение летит за ними.

Ведущий 2. И они нашли сокровища. Но что было с ними делать? Здесь, на острове, на них нельзя было купить даже пирожок с морковкой. И они решились на то, на что раньше решиться не могли: соорудили плот и с попутным ветром поплыли через океан. А Привидение, чтобы не скучало, взяли с собой.

Автор. Я был полным хозяином в своем романе и сделал так, что плавание протекало вполне благополучно, при тихой и теплой погоде. Тяжело нагруженный плот приплыл прямо в тот город, где Джон, Пушкадер и Боб когда-то были маленькими и ходили в школу. Теперь бывшим пиратам больше не надо было заниматься разбоем.

На свои сокровища каждый купил себе корабль и сделался настоящим капитаном.

Ведущий 1. А Привидение поселилось на берегу, в развалинах старого маяка. Всем известно, что развалины для привидения все равно, что для человека дом со всеми удобствами.

Скоро в городе стало известно, что в башне разрушенного маяка завелась нечистая сила. На маяк потянулись толпы туристов. Стали приезжать из других городов и даже стран. Привидение работало изо всех сил: летало по темным коридорам, сверкало глазами и выло на разные голоса. Губернатор потирал руки: деньги от туристов текли рекой в городскую казну...

Ведущий 2. Правда, в конце концов, Привидение переутомилось и потребовало у губернатора два выходных в неделю. Тот, конечно, согласился...

Когда капитаны Джон Кривая Нога, Пушкадер и Боб Рыбка приплывали в родной город, Привидение являлось к ним в гости. Они вчетвером сидели в кают-компании и вспоминали свои приключения на необитаемом острове.

Автор: Так закончилась моя первая книжка, которая писалась целых пять вечеров.

И оказалось, что читать ее неинтересно. Не потому, что плохо написано, а потому, что мне все уже было известно. Тогда я понял еще одну простую вещь: писатель пишет книги не для себя, ему нужны читатели!

Ведущий 1: И читатели нашлись. Это был сосед Лешка и его одноклассники. Роман им понравился.

Автор: Вдохновленный успехом, я сел писать вторую книгу. Но дело продвигалось хуже. Самое скверное, что целыми днями я думал только о своей новой книжке. Ни о чем другом! Это, конечно, сказалось на отметках. В табеле запахло двойкой по арифметике, а дома — крупным скандалом. Тогда я впервые понял, что писательская работа совсем не мед.

Спасла меня весна. Однажды, прыгая по лужам, я понял, что не хочу писать книги, а хочу, как все норм&тьные люди, кидаться комками из тающего снега, носиться по двору и делать из сосновой коры парусные кораблики.

У меня все было еще впереди.

Игра «Морской бой»

Играют две команды.

Команда 1: «Летучая пиявка».

Команда 2: «Три кашалота».

  География Морской язык Морские были и небылицы Пираты Загадки Подводный мир
  А Б В Г Д Е
1            
2            
3            
4            
5            
6            

А-1 (2; 3; 4; 5; 6) — география

1. На свете есть морей немало,

И пять из них «цветных» к тому.

Ты перечисли их сначала

И объясни мне, почему.

(Черное, Белое, Желтое, Красное, Мраморное.)

 

2. Ты к плаванью давно уже готов?

Знай, это море не имеет берегов.

Оно опасно, помнит каждый школьник, —

Ведь там находится Бермудский треугольник.

(Саргассово море. Часть Атлантического океана.)

 

3. Впередсмотрящий закричал: «Земля!»

В чем ты измеришь скорость корабля?

(В узлах.)

 

4. Стороны света ты знаешь, дружок?

Юг или север, запад, восток?

Немного извилиной пошевели:

Их на морском языке назови.

(Север — норд, юг — зюйд, запад — вест, восток — ост.)

5. Чему равна морская миля?

а) 1 км

б) 1852 м    +

в) 900 м

6. Мель в море это...

а) банка     +

б) склянка

в) подушка

Б-1 (2; 3; 4; 5; 6) — морской язык

1. Что означает морское выражение «Бить склянки»?

а) Разбить всю стеклянную посуду на судне.

б) Отметить колокольным боем время.    +

в) Уронить очки на палубу.

2. «Отдать якоря».

а) Возвращать якорь, взятый взаймы.

б) Меняться якорями.

в) Становиться на якорь.    +

3. «Дайте мне жвачку».

а) Попросить жевательную резинку.

б) Попросить макароны из камбуза.

в) Кусок пакли для окрашивания корпуса корабля.   +

4. «Травить».

а) День, когда травят насекомых на судне.

б) Рассказывать невероятные небылицы.   +

в) Говорят, когда плохое питание на корабле.

5. «Прижаться к берегу».

а) Плыть вплотную к берегу.

б) Лежать животом на песке.

в) Привязывать корабль накрепко к причалу.     +

6. «Семь футов под килем».

а) Пожелание удачного плавания.    +

б) Ответ на пиратское — «3 кита тебе в глотку!».

в) Просьба измерить глубину.

В-1 (2; 3; 4; 5; 6) — морские были и небылицы

Быль: +; небылица: —.

1. Громче всех умеет кричать... рыба. Это рыба-жаба с берегов Атлантического океана. Издали ее голос напоминает гудок парохода. А вблизи рыба-жаба голосит так, что становится больно ушам, будто проносится скорый поезд или работает машина, разбивающая асфальт (+).

2. По законам племени тумбо-юмбо неуспевающего ученика-второгодника надо было съесть (ведь это было людоедское племя). Но никто не решался на это: боялись стать такими же глупыми и ленивыми (—).

(Людоеды племени тумбо-юмбо не ели плохих учеников, потому что сами в школу не ходили. Не было у них школы. А если бы они учились, то не стали бы людоедами.)

3. Чили — длинная, но очень узенькая страна. Два шага пройдешь — и уже граница! А рядом широко раскинулась Аргентина. Вот почему король Чили решил женить сына на аргентинской принцессе и объединить две страны в одну под названием Чилентина. Однако чилийский принц Хуан Педро пошел против воли отца и собирается жениться на бедной девушке, которую зовут просто Мария (—).

4. Учитель начальных классов из американского штата Флорида собирал ракушки на берегу океана. Он увидел кусочек стекла и поднял. Потом оказалось, что это драгоценный изумруд, который вынесли волны с корабля, затонувшего в этих местах 400 лет назад (+).

5. Английские моряки начиная с X—XI веков непременно брали с собой в плаванье черную кошку — на счастье. Если же корабль все-таки тонул, первым делом спасали кошку. А японские рыбаки черных кошек на судно не допускали — только рыжих (+).

6. Пиявка в банке с водой заменяет бюро прогнозов. Если она лежит на дне — будет ясно, поднялась на поверхность воды — жди дождя. А если беспокойно мечется в банке — чует приближение бури (+).

Г-1 (2; 3;4; 5; 6) — пираты

Мы смелые пираты,

Мы в море бой вели.

Не надо нам зарплаты —

Мы грабим корабли.

1. Исполни песню пирата:

15 человек на сундук мертвеца,

Йо-хо-хо, и бутылка рома.

2. Каким знаком пираты обозначают на картах зарытый клад? (+)

3. Что изображено на пиратском флаге, и как он называется? (Череп и скрещенные кости; Веселый Роджер.)

4. Назовите имя капитана, спрятавшего свои сокровища на острове? (Капитан Флинт.)

5. Любимый пиратский напиток:

а) кефир

б) ром   +

в) гоголь-моголь

г) кока-кола

6. Любимая валюта пиратов:

а) доллары

б) евро

в) пиастры    +

г) тугрики

Д-1 (2; 3; 4; 5; 6) — загадки

1. На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.    (Глобус)

2. Синий нос всегда на мороз. (Компас)

3. Дорога есть — ехать нельзя,

Земля есть — пахать нельзя,

Луга есть — косить нельзя,

В реках, морях воды нет.    (Карта)

4. Как называется самая длинная параллель? (Экватор)

5. Кругом вода, а с питьем — беда. (Море)

6. Моя стихия — океан,

Люблю я штормы, ураган,

Люблю я волны поднимать

И корабли на них качать.

Кто я, ответь же поскорей.

(Нептун, конечно, — бог морей)

Е-1 (2; 3; 4; 5; 6) — подводный мир

1. Важна, степенна, холодна,

А сквозь нее вода видна.

Лишь тронь — дрожит!

Возьмешь — скользит!

Куда волна — туда она.    (Медуза)

 

2. Круглый панцирь сбит добротно,

В глазках — желтые огни.

По бокам прижаты плотно

Две тяжелые клешни.    (Краб)

 

3. Уходит робко вглубь акула,

И осьминог на дно скользит.

Плывет навстречу с грозным гулом

Гигант глубин — могучий...     (Кит).

 

4. Нитки нет и нет ушка,

Нет плавников среди брюшка.

Она от года к году

Все шьет морскую воду.    (Рыба-игла)

 

5. Без воздуха живет она,

И, как могила, холодна.

Не пьет, хотя в воде сидит,

В броне, хотя и не звенит.    (Рыба)

 

6. Скучно в темной горнице

Бусинкам-затворницам.

Если их со дна достать,

Будут на балах блистать.    (Жемчужины)

Похожие статьи:

Конспект классного часа беседы в 7 классе о вреде табака

Девичьи посиделки. Сценарий

Классный час на тему: Здоровый образ жизни, 7 класс

Игра-путешествие на тему «Права ребенка», 7 класс

День рождения пионерской организации. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!