Внеклассное мероприятие по экологии, 7-8 класс
Конспект мероприятия по экологии для учащихся 7-8 класса «Веселый круговорот»
Для подготовки мероприятия необходимо провести на факультативных занятиях по экологии ознакомление с темой “Природные сообщества”. Этот материал знаком детям из ботаники и зоологии. Для проведения мероприятия от каждого класса выбирается команда. Команда выбирает из предложенного списка задания для инсценировки:
1. Кто самый главный на лугу. (Луг.)
2. Отряд заблудился в еловом лесу.
3. Наш целитель - сосновый лес.
4. Степь да степь кругом.
5. Едем, едем на верблюде. (Пустыня.)
6. Издалека долго течет река Волга.
7. Озеро невелико, да живности много.
8. Красива дубрава, и жилья немало.
Команда в занимательной форме (сценка, сказка, стихи, песни) рассказывает о том, какие растения и животные населяют данное сообщество и какие взаимоотношения у живых организмов в этом сообществе.
(Принести фломастеры, карандаши, краски.)
Описание мероприятия
Ведущий.
Природа русская моя –
Она чудесней всех.
Зимой - бела, весной - светла.
А летом - краше всех,
Природа русская моя –
Луга, поля, холмы.
Прекрасней нет моей земли
С хорошими людьми.
Ира Бусыгина
Прекрасна и разнообразна природа нашей страны, но много ли мы знаем о том, кто живет рядом с нами, как сберечь эту красоту, почему, желая помочь природе, мы часто наносим ей непоправимый вред? Наш праздник устроен так, чтобы мы много узнали о природных сообществах, поиграли и выяснили, кто лучше всех знаком с природой нашей Родины, кто подсмотрел самые необычные случаи из жизни животных и растений.
В жизни растений, животных и человека все многократно- меняется и повторяется: сменяется день ночью, после лета наступает осень, зимой природа засыпает, и вновь начинается бурная жизнь весной. Растения служат пищей животным, травоядных животных поедают хищники, а отмершие растения и животные служат источником органического вещества для червей, жуков, бактерий. Так замыкается круговорот жизни. Из перегноя вновь берут минеральные вещества корни растений. Колесо жизни совершает новый поворот.
Первый конкурс называется “Веселый круговорот”.
Вам раздается список животных и растений, как можно быстрее вы должны построить круговорот жизни и поставить стрелочки, в каком направлении движется ваше колесо жизни. Каждая команда набирает 3 балла за правильный ответ плюс 1 балл - за скорость, минусуются баллы за ошибки. Одна ошибка - 1 балл плюс 1 балл - название природного сообщества. Итого 5 баллов.
Примеры карточек
Ельник
Ель, черника, мох, кислица, сибирский шелкопряд, тетерев, белка, куница, клест, белый гриб.
Сосновый лес
Сосна, кислица, лишайник-ксантория, вереск, кедровка, бурундук, масленок (гриб), соболь.
Луг
Костер безостый, тимофеевка луговая, люцерна, клевер, белянка, медведка, ящерица, улитка, лягушка, орел, дождевой червь.
Пустыня
Верблюжья колючка, полынь, саксаул, джузгун, тушканчик, ящерица, змея, орел-змееяд; насекомые: жук-навозник, саранча.
Степь
Ковыль, типчак, шалфей, чабрец, суслик, заяц, лиса-корсак, орел, кузнечик, ящерица, дождевой червь.
Водоем-озеро
Стрелолист, камыш, чилим - водяной орех, прудовик, плавунец, утка- кряква, скопа, ястреб, сазан, щука, рачки, зоопланктоны.
Волга
Осетр, сельдь, окунь, рогоз, ряска, личинки комаров (мотыль), донные моллюски, раки, вобла, рдест.
Дуб, боярышник, терн, ландыш, рябчик, дубовый шелкопряд, кукушка, ястреб, гриб -дубовик, дождевой червь, бактерии, перегной.
Для образца
Круговорот
Подведение итогов конкурса
Выступление первой команды.
Сообщество луга
После выступления приглашается по одному участнику от каждой команды для решения головоломки. Читая каждую вторую букву, можно восстановить пословицу о взаимоотношениях человека и природы.
Команда, первой прочитавшая пословицу, получает 3 балла, остальные - 0 баллов.
ККЕТКОЕЗКЕЕМКЛЕЮКЛЕЕКЛЕЕКЕЕТК, ЕТКОЕГКОЕЗКЕЕМКЛЕЯ КЖЕАКЛЕЕКЕЕТК. (Кто землю лелеет, того земля жалеет.)
Выступление второй команды.
Ельник
После выступления, пока жюри выставляет оценки и готовится третья команда, заполним таблицу.
Кто больше вспомнит названий лесных ягод?
1 |
Б |
|
Р |
|
Ч |
|
|
А |
1 |
Б |
|
Р |
|
С |
|
Л |
|
Т |
2 |
Ч |
|
Р |
|
М |
|
|
А |
2 |
Ж |
|
М |
|
Л |
|
С |
|
Ь |
3 |
Б |
|
У |
|
Н |
|
|
А |
3 |
Б |
|
Г |
|
Л |
|
Н |
|
К |
4 |
Г |
|
Л |
|
Б |
|
|
А |
4 |
Б |
|
Я |
|
Ы |
|
Н |
|
К |
5 |
0 |
|
Л |
|
П |
|
|
А |
5 |
С |
|
О |
|
О |
|
И |
|
А |
6 |
Ш |
|
П |
|
В |
|
|
К |
6 |
3 |
|
М |
|
Я |
|
И |
|
А |
7 |
Л |
|
М |
|
Н |
|
|
К |
7 |
К |
|
Ы |
|
О |
|
Н |
|
К |
8 |
Б |
|
Р |
|
А |
|
|
С |
8 |
А |
|
Т |
|
Н |
|
Д |
|
Я |
Ответы
1. Бирючина
2. Черемуха
3. Брусника
4. Голубика
5. Облепиха
6. Шиповник
7. Лимонник
8. Барбарис
1. Бересклет
2. Жимолость
3. Багульник
4. Боярышник
5. Смородина
6. Земляника
7. Крыжовник
8. Актинидия
Выступление о сообществе соснового леса.
Викторина “Птицы”
Кто больше знает названий птиц?
Ч |
|
Ж |
1. Чиж |
1. Кулик |
К |
|
Л |
|
К |
|
С |
|
Ч |
2. Сыч |
2. Чибис |
Ч |
|
Б |
|
С |
|
В |
|
|
Ь |
3. Выпь |
3. Чайка |
Ч |
|
Й |
|
А |
А |
|
|
Т |
4. Аист |
4. Филин |
Ф |
|
Л |
|
Н |
Г |
|
|
Ь |
5. Гусь |
5. Ворон |
В |
|
Р |
|
Н |
У |
|
|
А |
6. Утка |
6. Дятел |
Д |
|
Т |
|
Л |
Г |
|
|
А |
7. Гага |
7. Дрозд |
Д |
|
О |
|
Д |
С |
|
|
А |
8. Сова |
8. Сайка |
С |
|
Й |
|
А |
О |
|
|
Л |
9. Орел |
9. Стриж |
С |
|
Р |
|
Ж |
Г |
|
|
Ф |
10. Гриф |
10. Щегол |
Щ |
|
Г |
|
Л |
У |
|
|
Д |
11. Удод |
11. Сарыч |
С |
|
Р |
|
Ч |
Ц |
|
П |
|
Я |
12. Цапля |
12. Баклан |
Б |
|
К |
|
|
Н |
С |
|
К |
|
Л |
13. Сокол |
13. Лебедь |
Л |
|
Б |
|
|
Ь |
ф |
|
3 |
|
Н |
14. Фазан |
14. Кондор |
К |
|
Н |
|
|
Р |
П |
|
Т |
|
X |
15. Петух |
15. Ястреб |
Я |
|
Т |
|
|
Б |
Выступление о сообществе степей.
Ведущий. Живые организмы часто сожительствуют друг с другом с взаимной пользой. Гриб получает от корней дерева органические вещества, а корни получают больше воды от грибницы. Назовите грибы, живущие под определенными деревьями.
1. Рыжик - ель, сосна.
2. Рядовка - тополь, сосна.
3. Груздь - береза, ольха, тополь.
4. Подосиновик - сосна, ель, осина.
5. Подберезовик - береза, осина.
6. Дубовик - дуб.
7. Моховик - сосна.
8. Белый гриб - сосна, ель, дуб, береза.
9. Масленок - сосна.
Каждому участнику показывается или гриб, или дерево, он должен назвать пару.
5. Выступление команды о сообществе пустыни, затем игра “Найди пару”.
Хищник всегда стремится найти жертву, а жертва - спастись от хищника. Попробуем вместе определить, какие животные находятся в паре хищник-жертва. Всем командам раздается задание с просьбой изобразить в виде пантомимы взаимоотношения, записанные на бумаге, не называя вслух ни одного действующего лица. На подготовку 1—2 минуты, и вызываются команды не по очереди, а вынимают номерки, как лото из мешочка.
Задания
1. Паук - муха.
2. Волк - заяц.
3. Лиса - суслик.
4. Дятел - короед.
5. Сова - мышь.
6. Скопа - рыба.
7. Леопард - антилопа.
8. Рысь-лось.
6. Выступление команды о Волге.
Викторина
1. Где строит дом паук-серебрянка? (В воде.)
2. Какое растение поднимается из воды с восходом солнца и вновь опускается на дно после захода солнца? (Кувшинка, водяная лилия.)
3. Какой грызун строит плотины на реках? (Бобр.)
4. Мех какого грызуна считается самым ценным и дорогим? (Шиншиллы.)
5. Где раки зимуют? (В ямах на дне реки.)
6. Какая птица возит свое гнездо и птенцов на себе? (Чомга.)
7. Какую птицу и как рыбаки используют для рыбной ловли? (Баклан, на горло ему надевают кольцо.)
8. Может ли утка питаться лягушками? (Нет, у нее цедильный ротовой аппарат, питается, процеживая ил.)
9. Почему паук-водомерка может бегать по поверхности воды? (Лапки паука водомерки не нарушают целостности поверхностной пленки воды.)
10. Какая птица охотится на насекомых, живущих у водных деревьев? (Брызгун, сбивает насекомых струйкой воды.)
7. Выступление команды о сообществе озера.
Викторина “Деревья”.
В |
Г |
О |
О |
П |
С |
Я |
И |
Ф |
А |
Ч |
Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т |
У |
Ь |
И |
X |
С |
Е |
Ж |
К |
Ы |
Н |
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
А |
А |
А |
А |
А |
Ь |
Р |
С |
А |
Р |
Н |
Впишите по вертикали названия деревьев. Победит тот, кто вспомнит больше названий деревьев.
Названия деревьев в столбцах.
1. Ветла. 2. Груша. 3. Ольха. 4. Осина. 5. Пихта. 6. Сосна. 7. Ясень. 8. Инжир. 9. Фикус. 10. Алыча. 11. Чинар. 12. Лимон.
8. Выступление команды о сообществе дубравы.
Подведение итогов праздника
Награждение лучших команд, участников, болельщиков.
Говорим при всем народе:
Чтоб продлить природы век,
Должен помогать природе
Друг природы - человек.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век,
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек!
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!