Внеклассное мероприятие по экологии, 8 класс
Экологический вечер для школьников 7-9 класса. Сценарий «Земля - наш общий дом»
Не природе нужна наша защита.
Это нам необходимо ее покровительство:
Чистый воздух, чтобы дышать,
Кристальная вода, чтобы пить,
Вся Природа, чтобы жить.
(Реймерс.)
Цели и задачи: воспитывать экологическую культуру личности как регулятора отношений человека и природы; развивать экологическое мышление.
Оборудование: декорации - изображение листьев, цветков кувшинок и лилий, стрекоз, бабочек, водной глади озера; нарисованный на ватмане камень с надписью: «Направо пойдешь — сыт будешь, налево пойдешь - испугаешься, прямо пойдешь - удивишься»; таблицы по зоологии с изображением вскрытой лягушки, древних пресмыкающихся, кистеперой рыбы, стегоцефала; изображение современных земноводных, занесенных в Красную книгу; открытки или рисунки; надпись на ватмане: «Научная лаборатория», «Музей»; изображения древних земноводных животных; костюмы для исполняющих роли доктора, ученого, лягушек, аистов, совы.
Ход мероприятия
Учитель. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня наш разговор об экологии. А что изучает экология?
Ответ учащихся.
Образно говоря, экология - это наука о том, как жить в собственном доме.
Для одних организмов дом - это небольшой водоем, в котором они обитают. Дом современного человечества - вся планета Земля. В нашем огромном доме накопилось множество проблем. Одна из них, например, - истребление уникальных видов растений и животных. Человеческая алчность, жажда безграничного обогащения угрожают существованию многих видов животных: тюленю и глухарю, рыси и росомахе, и даже обыкновенной гадюке. Мир сиротеет. Да и над всем человечеством нависла опасность. Появление жизни на Земле - уникальный, может быть, единственный счастливый случай во всей необозримой Вселенной.
Природа, частью которой мы являемся, многообразна и многолика. Долгое время считалось, что человек - царь и властелин природы, призванный, ни с чем не считаясь, покорять ее и подчинять своим нуждам.
Если мы посмотрим на нашу планету сверху, как бы с самолета, то увидим вырубленные леса, тучи дыма и гари, загрязненные моря и реки.
Если мы поднимемся еще выше, посмотрим на Землю из космоса, то, может быть, тогда, глядя на эту маленькую, одинокую и беззащитную планету, мы осознаем, насколько велика ответственность каждого из нас за ее судьбу.
Мы, вместе со своей цивилизацией, есть часть природы, встроены в нее и не можем без нее существовать. Известный ученый - эколог Реймерс - сказал:
Не природе нужна наша защита.
Это нам необходимо ее покровительство:
Чистый воздух, чтобы дышать,
Кристальная вода, чтобы пить,
Вся природа, чтобы жить.
Со временем люди поняли, что, погубив природу, они погубят и себя. Поэтому главное условие существования человека на Земле - не покорение, а сотрудничество с природой, бережное и заботливое отношение ко всему живому на Земле.
Наверное, самое главное - всегда помнить, что наше будущее зависит не от кого-то, а лично от каждого из нас. И пусть пока вы не можете сделать многого, на первых порах достаточно будет хотя бы не мусорить, не ломать деревья, защищать животных. Достаточно почаще присматриваться к жизни хрупкого весеннего цветка и греющейся на солнце ящерицы, прислушиваться к пению птиц и плеску речных волн, и тогда вы сами почувствуете, что мы должны спасти этот мир. По подсчетам ученых, для решения экологических проблем остается всего несколько десятилетий. Поэтому решать эти проблемы придется вам, а чтобы их решить, вы должны быть экологически грамотными людьми.
Литературный монтаж.
Под тихую музыку «Звуки природы» звучат стихи Р. Рождественского, А. Тарковского, посвященные проблемам экологии.
- Мудра Природа - что и говорить!
Ничто от века не творила слепо.
- Зачем над твердью распахнула небо?
- Чтоб птицам в воздухе парить!
- Зачем, о боже, жутко поглядеть, -
Она так щедро расплескала воду?
- Затем, чтоб рыбам тоже дать свободу,
Плодясь, подводным царством овладеть.
- Но вот она пустила по Земле,
Гордясь своим уменьем, Человека.
- Тебе - сказала - все:
Моря и реки, леса и долы - все тебе! Навеки!
Весь белый свет! И звезды в том числе! Бери!
Остри свой разум и владей.
- Я Человек! Я посредине мира!
Передо мною миллиарды инфузорий,
За мною - миллиарды звезд!
Я Человек! И мне природа покорилась.
(Вместе.) - Да, мы - цари!
Мы сотворили чудеса,
В искусствах, равно как в науке,
Мы покорили небеса,
И атом передали в руки!
- Мы милостей не ждали от природы,
Мы брали их, решая боем спор,
И перед нами расступались воды,
И пятились медвежьи кряжи гор.
- Владевшая шестью материками,
Природа защищалась до конца...
Она лежит сегодня перед нами –
Отечная от дыма и свинца.
Нам было одолеть ее непросто,
Но в рукопашном с нею, глаз на глаз,
Мы проявили силу и упорство...
А где же милосердие у нас?
- Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот...
- У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого пока...
- Пока нам кажется, что мы умней Природы.
Самообман - не более того.
Наш мозг, при всем величии его, -
Не бог, не царь, а вещество Природы!
- Леса топорщатся, и степь клубится,
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы... Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
- Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы ждут в реке,
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
- Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы,
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы???
Учитель. А сейчас мы покажем вам сказку, но не простую, а экологическую.
Как говорил А. С. Пушкин: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В нашей сказке речь пойдет о земноводных животных, к которым относятся лягушки, тритоны, саламандры, жабы. Земноводными эти животные называются потому, что их личинки развиваются в водной среде, а взрослые особи могут жить и в воде, и на суше.
Посмотрев нашу сказку, ребята, вы узнаете, что же страшнее всего на белом свете для лягушек, чего они больше всего боятся и легко ли им живется рядом с нами на Земле.
Мы выясним, коснулись ли экологические проблемы жизни этих животных. Кроме этого, постарайтесь запомнить, какое значение имеют земноводные в природе и жизни человека.
Экологическая сказка для детей «Чего боятся земноводные?».
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПЕРСОНАЖИ:
Сказочник
Ученый
Экскурсовод
Мудрая сова
Доктор
1- й аист
2- й аист
Отец лягушат
Старший лягушонок
Средний лягушонок
Младший лягушонок
Действие 1.
На сцене декорация лесного озера - голубая вода, листья и цветки лилий и кувшинок, водоросли, стрекозы. На листьях кувшинок сидит семья озерных лягушек: отец и три сына.
Сказочник. В некотором лесном царстве-государстве, не в степи, не в поле, а на берегу небольшого тихого озера жила- была семья обыкновенных озерных лягушек. И, как водится в других сказках, было у отца три сына - три зеленых лягушонка. Вот однажды созвал отец своих сыновей и говорит им...
Отец лягушат. Послушайте меня, дети мои! Стар я совсем стал, занемог, трудно мне от дома отлучаться, а очень хочется узнать мне, старику, что же на белом свете делается? Не дает мне покоя один вопрос: чего бояться нам, земноводным, что на свете белом для нас страшнее всего? Вы у меня лягушатки молодые да смелые, отправляйтесь-ка в путь по белу свету и все разузнайте. Кто из вас на вопрос мой ответит, того щедро вознагражу. Да и нам всем спокойнее жить будет - раз знать будем, откуда беды ждать, а то ох как нелегко стало на белом свете жить. Ступайте в путь!
Сказочник. Вот отправились три лягушонка в путь. Долго ли, коротко ли они шли - повстречался им на дороге огромный камень. А на камне том надпись: «Направо пойдешь - сыт будешь, налево пойдешь - испугаешься, прямо пойдешь - удивишься». Задумались лягушата.
Старший. Придется нам тут, братцы, расстаться. Как же нам выбрать, куда кому идти?
Средний. Да чего тут выбирать: понятное дело - всем хочется сытыми быть. Давайте тянуть жребий - кому что достанется, туда и пойдем.
Младший. Правильно! Давайте жребий тянуть!
Кидают монетку.
Сказочник. Вытянули лягушата жребий. Досталось старшему прямо идти, среднему лягушонку - направо, а младшему налево. Расстались братья и направились каждый по своей дороге.
Скачет младший лягушонок и смотрит по сторонам, опасности боится. Вдруг услышал он шум и успел только прыгнуть под кустик да притаиться. Видит: идут два аиста и между собой разговор ведут.
1-й аист. Ох, как же есть охота! Я такой голодный, лягушек десять точно за один раз проглочу.
2-й аист. И я со вчерашнего дня ничего не ел. Ну ничего, сейчас до отвала наедимся! Здесь лягушек, говорят, полным- полно стало. Сейчас мы до них доберемся!
Младший лягушонок (из-за кустов выглядывает). Ой, страшно-то как! Не хочу я, чтобы меня съели!
Появляется Мудрая сова.
Мудрая сова. Не бойся, лягушонок. Я смогу тебе помочь. Вот тебе мой подарок - новая одежда, плащ с яркими красными пятнами. Надень его и скачи своей дорогой, тебя никто не тронет.
Младший лягушонок. Даты что, сова? В таком плаще меня все хищники и птицы сразу заметят и съедят тут же! Лучше я в своей зелененькой одежде останусь. Отец говорил, что она имеет защитную, покровительственную окраску, она меня и сделает незаметным в траве.
Мудрая сова. Отец твой правильно говорил. Но и мой яркий плащ не простой, его яркая окраска называется предостерегающей. Многие твои родственники земноводные, например жерлянка и огненная саламандра, именно так спасаются от врагов.
Дело в том, что у всех, кто имеет яркие пятна, есть ядовитые кожные железы. Поэтому птицы остерегаются поедать ярко окрашенных земноводных, зная, что такая окраска сопутствует ядовитым железам.
Младший лягушонок. Ну хорошо, сова, уговорила ты меня. Давай свой плащ, попробую спастись! Может, поможет.
Надевает плащ и скачет по дорожке.
1-й аист. Смотри скорей, завтрак сам к нам скачет! Да какой жирненький, упитанный! Сейчас я его съем!
2-й аист. Да ты что? С ума сошел? Не видишь, что ли, какого он цвета? Он же несъедобный, ядовитый!
1-й аист. Ну скачи себе своей дорогой, не буду тебя есть, подожду, может, кто другой подходящего цвета попадется.
Аисты уходят со сцены.
Вопрос залу: почему аисты не съели лягушонка?
Младший лягушонок. О! Кажется, спасены! Ну, спасибо тебе, сова, за мудрый совет и за твой подарок. Вот я страху натерпелся! Теперь я знаю, что самое страшное - это когда тебя съесть хотят! Теперь я знаю, что предостерегающая и покровительственная окраска помогает в этом случае! Нужно всем своим об этом рассказать.
Действие 2.
Сказочник. Тем временем Средний лягушонок смело скакал по своей дорожке, ему ведь бояться было нечего.
Средний лягушонок. Ну и повезло же мне, братцы! А знаете, у меня есть любимая песня «В траве сидел кузнечик». Это песня про меня. (Поет 1-й куплет песни.) Самая хорошая мне дорога досталась: «Направо пойдешь - сыт будешь». И чем же это я буду сыт?
Вопрос залу: чем питаются лягушки?
Сказочник. Долго скакал Средний лягушонок по своей дороге. Лес и поле уже закончились, и вот попал он в чей-то огород. А еды там для него полным-полно! Живет там Средний лягушонок и беды не знает. Каждый день наедается до отвала слизней, червячков, жучков, комаров, мух. И лягушонок сыт, и хозяину огорода тоже хорошо - вредителей растений лягушонок съедает. Такой способ уничтожения вредителей растений с помощью их естественных врагов называется биологическим. Но вдруг, в один день, заболел животик у лягушонка.
Средний лягушонок (вбегает, держится за живот). Ой, живот болит! Спасите! Умираю! Мамочка, папочка, братья родные, помогите, спасите меня от гибели!
Сказочник. В это время мимо проезжала лесная «скорая помощь». Повезло нашему лягушонку.
Доктор. Ну, больной! Перестань причитать, лучше скажи, что у тебя болит.
Средний лягушонок. Животик! Животик у меня болит! Сил нет терпеть!
Доктор. Что ты ел сегодня?
Средний лягушонок. Как обычно: 12 комаров, 5 мух, 10 мошек, 3 слизня и все! Ах, нет, забыл - еще жука одного съел колорадского!
Доктор. Ну-ка дыхни в пробирку! (Лягушонок дышит в пробирку.) Все ясно с тобой, ты съел отравленного колорадского жука. Наверно, вчера люди опрыскивали картошку в огороде ядовитым веществом против колорадского жука. Все вредители были отравлены, но погибли не сразу. Вот такой полуживой колорадский жук и достался тебе на обед.
Средний лягушонок. Какие люди глупые! Хотели уничтожить вредителей, а вместе с ними и меня чуть не отравили. А я ведь пользу им приношу: уничтожаю вредителей, насекомых. Ну, хватит с меня! Натерпелся я страху! Возвращаюсь домой, к маме и папе. А огород пусть сожрут вредители, ничего людям не оставят! Теперь пусть умнее будут: сначала о последствиях думают, а потом ядохимикаты применяют.
Действие 3
Сказочник. Старшему лягушонку досталось идти прямо по дороге туда, где он очень удивится.
Скакал Лягушонок по дороге да увидел большой дом, а на нем вывеска: «Научная лаборатория». Решил Лягушонок зайти да разузнать, что к чему.
Стучит, дверь открывается, выходит Ученый.
Ученый. Ну здравствуй, лягушонок! Проходи, пожалуйста.
Старший лягушонок. А чем это вы тут занимаетесь? (Входит и видит плакат с изображением вскрытой лягушки.) Ой! Страх какой! Неужели смерть моя пришла? Сейчас и меня прирежут!
Ученый. Не пугайся. Сегодня ты наш гость! В нашей лаборатории проводятся важные научные эксперименты. Для проведения опытов ученым нужны лабораторные животные. Обычно в этих целях используют мышей, крыс, лягушек, собак, обезьян. К сожалению, некоторые опыты заканчиваются смертью подопытных животных. Но это - смерть во имя научных открытий! Не случайно в Париже и Токио благодарные люди установили памятник лягушке за неоценимые заслуги этих животных перед наукой.
Старший лягушонок. Да, страшновато во имя науки умирать!
Ученый. Земноводные вообще большую пользу приносят: регулируют численность насекомых, уничтожают вредителей растений, переносчиков заболеваний человека, входят в цепи питания многих животных. Кожица лягушек выделяет слизь, в составе которой есть вещества, убивающие микробов. В старину, когда не было холодильников, лягушек сажали в крынки с молоком, и оно не прокисало в жару. Сейчас ученые изучают слизь с целью получения лекарственных препаратов.
Старший лягушонок. Да есть чем нам гордиться! Хорошо, если бы все люди об этом знали и берегли нас. Поспешу своим сородичам обо всем рассказать.
Сказочник. Спешит лягушонок домой рассказать о том, что с ним приключилось, и вдруг на пути - новая преграда.
Читает вывеску: «Музей».
Старший лягушонок. А это еще что такое? Музеем называется. Зайду, посмотрю. (Входит и рассматривает изображения вымерших и редких видов.) Что это еще за страшилища?
Экскурсовод. Здравствуй, Лягушонок! Это твоя прапрапрабабушка, называется - кистеперая рыба.
Старший лягушонок. Не смешите, прапрапрабабушка! Я - лягушка, а она — рыба, разве это возможно?
Экскурсовод. Первые земноводные появились на Земле более 300 млн лет назад. Ученые считают, что их предками были древние кистеперые рыбы, у них были легкие и парные плавники, из которых могли сформироваться пятипалые конечности. Кстати, на ваше родство с рыбами указывает тот факт, что начальные стадии развития земноводных происходят в воде.
Старший лягушонок. Да, припоминаю! Когда я был головастиком, я жил в воде, там было хорошо, а потом я стал жить на берегу озера. Наверное, это и вправду моя прапрапрабабушка.
Экскурсовод (подводит лягушонка к изображенному на плакате стегоцефалу). А вот это еще один твой древний родственник - стегоцефал. Они жили в более позднее время и являлись первыми наземными обитателями. Потом стегоцефалы вымерли.
Старший лягушонок (смотрит на изображение занесенных в Красную книгу животных). Ну а эти-то вполне современные, почему они в музее?
Экскурсовод. Это редкие виды земноводных, занесенные в Красную книгу. Ты знаешь, что это за книга?
Старший лягушонок. Красная книга? Нет, не слышал. Наверно, туда занесены животные, имеющие красную окраску?
Обращается к залу: «А вы, ребята, знаете, что это за книга?» Экскурсовод. Красная книга - это список редких видов растений и животных, численность которых сокращается. В Красную книгу России занесены такие виды земноводных: малоазиатский тритон, тритон Карелина, обыкновенный тритон Ланца, уссурийский когтистый тритон, камышовая жаба, кавказская жаба, сирийская чесночница. (Показывает на плакате.) Сейчас они еще встречаются в природе, но через несколько лет могут исчезнуть с лица Земли. Причина сокращения их численности - изменение среды обитания, неблагоприятное воздействие человека на природу.
Старший лягушонок. Какой ужас! Они же все могут погибнуть! Вот страх какой! Расскажу своим, чего надо больше всего бояться!
Сказочник. Поскакал лягушонок домой. Как вы думаете, что он расскажет своим родственникам? Чего боятся земноводные...
Вот и сказочке конец, а кто смотрел, слушал да запоминал - молодец!
Учитель (беседует со зрителями).
- Ну что, ребята, понравилась вам наша сказка?
- Легко ли живется животным рядом с человеком?
- О каких экологических проблемах вы знаете?
- Сможет ли человек прожить на Земле без своих соседей: растений и животных?
Автор: И. В. Шепелева
Похожие статьи:
Экологическая игра по станциям в лагере. Сценарий
Конкурсная программа по экологии для школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!