Деловая игра «Семейный бюджет», 7 класс
Деловая игра для учащихся 7 класса «Домашняя академия»
Составитель: Н.И. Герасимова
Участники: учащиеся 7-го класса, их родители классный руководитель.
Цели:
1) расширить представление родителей и детей о семейном бюджете, его планировании и распределении;
2) способствовать формированию у подростков умения распоряжаться деньгами;
3) содействовать развитию взаимопонимания детей и взрослых.
Подготовительная работа
I. Классный руководитель совместно с участниками разрабатывает сценарий игры, составляет вопросы для обсуждения, составляет сообщение о важности и актуальности темы «Бюджет семьи».
II. Родители готовят блюда из черствого хлеба и рассказы о возможных способах обновления старых вещей. Один из родителей готовит сообщение об экономии семейного бюджета.
III. Учащиеся подбирают игровые задания и оформляют кабинет.
Оформление, оборудование, инвентарь:
а) конверты с вопросами для обсуждения;
б) на классной доске надпись названия деловой игры и определение понятия «семейный бюджет»;
в) образцы таблиц «Семейный бюджет»;
г) столы и стулья для групповой работы.
* * *
I. Классный руководитель. Все начинается с семьи: и первый крик ребенка, и долгие ночи над колыбелью, и первые шаги. Будут первые радости и первые неудачи. Но всегда и во всем — все идет из семьи. С семьи начинается и экономическое воспитание. И сегодня мы проведем деловую игру под названием «Домашняя академия». Говорить мы будем о бюджете семьи и постараемся выяснить, как формируется семейный бюджет и какое участие в этом принимают наши дети. Важность темы «Бюджет семьи» обуславливается тем, что от того, как складывается экономическая жизнь семьи, во многом зависит семейное благополучие. Постоянная нехватка денег — причина частых ссор во многих семьях. Бытовая неустроенность отнюдь не способствует установлению теплого домашнего климата. Налаженное домашнее хозяйство существенным образом меняет психологический климат семьи, позволяет сделать отношения в семье спокойными, отпадают поводы для скрытых и явных обид. Особенно благотворно действует плановость семейного быта на детей. В семье, где хозяйство планируется с активным участием всех ее членов, удовлетворение материальных потребностей происходит спокойно, без духовных травм и отрицательных эмоций. Если нет обдуманного и принятого всеми плана расходов, неизбежно создается впечатление, что удовлетворение потребностей зависит не от реальных возможностей семьи, а лишь от умения взрослых вести хозяйство, их нежелания или желания дать на что-то деньги. Это хронический повод для недовольства, упреков, ссор.
В семьях с налаженным денежным хозяйством ребенок из месяца в месяц, из года в год участвует в обсуждении денежных вопросов, учится согласовывать свои потребности с потребностями других членов семьи, с реальными возможностями дохода родителей. «Трудно себе представить, насколько менее требовательными становятся дети, если они вместе с вами утверждают бюджет», — пишет французский писатель Эрве Базен.
Ребенок должен знать о необходимости расходов на питание, одежду, гигиену, коммунальные услуги, транспорт и о том, что лишь оставшиеся деньги можно использовать на удовольствия и на вещи, украшающие жизнь. При таком подходе ребенок чувствует себя полноценным участником семейных дел.
II. Круглый стол. Команда детей и команда родителей, каждая за своим столом, обсуждает предложенные вопросы, а затем по очереди подходит к большой таблице «Семейный бюджет» и рассказывает о результатах обсуждения.
Вопросы команде детей
1. Из каких доходов складывается семейный бюджет?
2. Как могут школьники увеличить доходы семьи?
3. На какие нужды расходуются деньги в вашей семье?
4. Участвуете ли вы в распределении семейного бюджета?
5. Дают ли вам родители карманные деньги? Если да, то на что вы их тратите?
6. На чем можно сэкономить, чтобы расходы бюджета семьи не превышали доходы?
Вопросы команде родителей
1. Из каких доходов складывается семейный бюджет?
2. Как могут дети школьного возраста увеличить доходы семьи?
3. На какие нужды расходуются деньги в вашей семье?
4. Участвуют ли ваши дети в распределении семейного бюджета?
5. Даете ли вы своим детям карманные деньги? Если да, то проверяете ли вы, на что эти деньги тратятся?
6. На чем можно сэкономить, чтобы сделать семейный бюджет бездефицитным?
Семейный бюджет
Доходы |
Расходы |
|
постоянные |
периодические |
|
Зарплата |
Квартплата |
Досуг |
Продажа мяса, моло- |
Ремонт жилья |
Иные |
ка, фруктов |
Питание |
|
Иные доходы |
Покупка одежды, |
|
|
обуви |
|
|
Другие |
|
Классный руководитель. «Хочется поговорить о карманных расходах школьников, — писал известный педагог А.С. Макаренко. — О том, как бывает плохо, когда ребенок не знает, откуда берутся средства, и когда он не умеет подчинить свои потребности потребностям семьи». Антон Семенович полагал необходимым выдавать детям карманные деньги, считая, что ребенок в таких случаях вынужден будет планировать расходы, экономить на одном, чтобы купить другое.
Как и когда выдавать ребенку карманные деньги? Основное — регулярность. Без нее у ребенка не появится возможность планирования. Выдавать нужно каждую неделю. Сумму определять надо, учитывая возраст и самостоятельность ребенка. Одну из форм сбережений — копилку — можно только приветствовать. Но деньги без разрешения ребенка брать из нее нельзя.
III. Практикум. Каждая семья с помощью таблицы составляет свой семейный бюджет на три месяца.
Доходы семьи |
Расходы семьи |
||||
ежемесячные |
одноразовые |
||||
Из чего складываются? |
Сумма |
На что? |
Сумма |
На что? |
Сумма |
|
|
|
|
|
|
Желающие семьи представляют всем составленный собственный бюджет.
IV. Родитель. Существенно изменились наши расходы. На продукты питания мы тратим в сумме больше, чем прежде. Сокращается потребление дешевых продуктов, а растет в нашем рационе доля более дорогостоящих и более калорийных продуктов: мяса, масла, колбас, заморских фруктов. В среднем наша семья тратит на питание от 1/3 до половины всех доходов. Приблизительно столько же тратится на промышленные товары. Растут расходы на предметы долгосрочного пользования: телевизоры, холодильники, мотоциклы. Чаще происходит смена одежды и обуви. Но в этом процессе, как и в любом другом, есть и свои негативные стороны. На Руси раньше бытовал обычай: ничего не покупать, что можно сделать и добыть самим, ничего не выбрасывать, что еще может сгодиться в хозяйстве. Можно экономить на заморских фруктах, поскольку всем известно, что в квашеной капусте больше витаминов, чем в апельсинах. Сократить можно и потребление жиров, если не жарить, а варить продукты, в них больше останется витаминов и они более полезны, чем жареные. Разумно воздерживаться от необязательных покупок, так как вещи, как и люди, не терпят одиночества: им требуется «достойное общество» из других дорогих вещей. Сколько мы тратим на приобретение новомодных шампуней, кремов, лосьонов! А ведь многие на этом заработали аллергию. Куда полезней использовать отвар ромашки, календулу, кожуру фруктов и овощей. А мы обычно выбрасываем это в мусорное ведро. Иногда так поступаем и с хлебом и с ненужными вещами. Вот сегодня как раз мы поделимся опытом приготовления блюд из черствого хлеба, расскажем о том, как можно обновить вещи.
Родители и дети делятся секретами рукоделия.
V. Учащиеся проводят игру «О деньгах и в шутку и всерьез».
1. Подумай и ответь:
— Как можно назвать положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще? (Безработица.)
— Товарная сделка, натуральный обмен. (Бартер.)
— Определенная сумма денег, которую каждому получателю доходов надо уплатить государству. (Налог.)
— Место в магазине для показа товара. (Витрина.)
— Наклейка на товаре с указанием его названия, качества, предприятия-изготовителя. (Ярлык.)
2. В магазине быстро подсчитайте стоимость 1 кг продукта:
200 г — 25 руб. 400 г — 5 руб.
300 г — 200 руб. 1200 г — 20 руб.
1500 г — 30 руб. 2 кг — 90 руб.
3. Вставьте в текст пропущенные слова:
«В 2016 г. средний денежный .., который получал ... России, составил 27300 рублей в...». (Пропущенные слова: доход, житель, месяц.)
4. Хотите заработать здесь и сейчас? Тогда бегом пронесите на тыльной стороне ладони вытянутой руки банкноту в 10 рублей. (При беге на длинную дистанцию купюра непременно слетит.)
Похожие статьи:
Классный час на тему: Здоровый образ жизни, 7 класс
День рождения пионерской организации. Сценарий
Нет комментариев. Ваш будет первым!