Игры для детского лагеря

Природа конфликта

Цели: Проводится для понимания природы конфликта формирования отношения к конфликтам как к новым возможностям творчества и самосовершенствования. Развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации. Отработка навыков «Я»-высказываний, способствующих разрешению конфликтных ситуаций, демонстрация стиля сотрудничества как одного из основных элементов профилактики разрешения конфликтов, выявление факторов эффективного общения, способствующих достижению взаимопонимания между участниками, позитивное утверждение личности.

Преамбула: Люди часто представляют конфликт как борьбу между двумя противоборствующими сторонами. Никто не может избежать конфликтов — они занимают важное место в нашей жизни. Однако гораздо эффективнее воспринимать конфликт как проблему, в решении которой принимают участие обе стороны. Конфликт может быть использован для открытия альтернативных возможностей и поиска перспектив роста. Существуют три основных навыка разрешения конфликтов и построения мирных взаимоотношений: ободрение, общение и сотрудничество. Ободрение означает уважение лучших качеств партнера по конфликту. Общение включает в себя умение слушать партнера так, чтобы это помогло понять, из-за чего возник конфликт, что для него наиболее важно и что он намерен сделать, чтобы разрешить конфликт, а также умение дать такую же информацию с вашей точки зрения, при этом воздерживаясь от использования слов, способных вызвать гнев и недоверие. Сотрудничество строится на предоставлении другому слова, признании способностей другого, сведении идей воедино без доминирования кого-либо, поиске консенсуса, взаимной поддержке и взаимопомощи.

Описание:

1. «Что такое конфликт».

Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта («Конфликт — это...»). После этого в импровизированную «корзину конфликтов» (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом можно выйти на определение конфликта.

2. «Работа в микрогруппах».

Для формирования микрогрупп по 5-6 человек предлагается следующий игровой вариант. Участники делятся на подгруппы (см. «Игры на деление по парам и группам»).

Задача участников на этом этапе — определить в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов. После работы в микрогруппах участники объединяются для обсуждения наработок. Высказанные мысли с некоторой редакцией записываются на лист ватмана.

В процессе обсуждения необходимо прийти к идее трех составляющих, которые приводят к конфликту: неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Эту идею лучше довести до участников через образ айсберга, малая, видимая, часть которого — конфликт — над водой, а три составляющих — под водой. Таким образом просматриваются пути урегулирования конфликта: умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность другого. Эта идея также представлена в виде айсберга.

3. «Молва» (см. упражнение «Сплетни»),

Активными игроками в этой игре являются шесть участников. Остальные — наблюдатели, эксперты. После выполнения этого задания ведущий перечитывает рассказ уже для всех участников игры. Каждый игрок может сравнить свой вариант пересказа с оригиналом. Как правило, в процессе пересказа происходит искажение первоначальной информации. Этот факт желательно обсудить со всеми участниками тренинга.

Возможная история для игры «Молва»

Я ходил по крытому кооперативному рынку, когда увидел милицейские машины, останавливающиеся у всех дверей. Рядом со мной были два человека, которые мне показались подозрительными; один выглядел очень взволнованным, а другой испуганным. Первый схватил меня за руку и толкнул внутрь торгового зала. «Притворись, что ты мой ребенок», — прошептал он. Я услышал, как милиционер крикнул: «Они здесь!» — и вся милиция побежала в нашу сторону. «Я не тот, кого вы ищете, — сказал мужчина, который держал меня. — Я просто пришел за покупками со своим сыном». «Как его зовут?» — спросил милиционер. — «Его зовут Сергей», — ответил один мужчина, в то время как другой сказал: «Его зовут Коля». Милиционеры поняли, что эти мужчины не знают меня. Они допустили ошибку. Поэтому мужчины отпустили меня и побежали прочь. Они столкнулись с прилавком. Повсюду покатились фрукты и овощи. Я увидел, как некоторые мои друзья поднимают их и кладут себе в карманы. Мужчины выбежали через дверь со стороны здания и остановились. Их ожидало около двадцати милиционеров.

Мне было интересно, что они такое натворили. Возможно, это связано с мафией.

Обсуждение:

• С какими трудностями вы столкнулись при получении и передаче информации (если таковые были)? Что происходит с общением людей в случае искажения информации?

• С чем можно сравнить варианты пересказа сюжета?

4.«Варианты общения».

Участники разбиваются на пары.

«Синхронный разговор»

Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, «Книга, которую я прочел недавно». По сигналу ведущего разговор прекращается.

«Игнорирование»

В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

«Спина к спине»

Во время упражнения участники сидят спинами друг к другу. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.

«Активное слушание»

В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении. Затем они меняются ролями.

Обсуждение:

• Как вы ощущали себя во время проведения первых трех упражнений?

• Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?

• Что мешало вам чувствовать себя комфортно?

•  Как вы себя ощущали во время последнего упражнения?

• Что помогает вам в общении ?

5. «Шалаш».

Первые два участника становятся вплотную спиной друг к другу. Затем каждый из них делает шаг (два) вперед, для того чтобы установить равновесие и позу, удобную для двоих участников. Таким образом они должны представить собой основу «шалаша». По очереди к «шалашу» подходят и «пристраиваются» новые участники, находя для себя удобную позу и не нарушая комфорта других.

Примечание. Если участников более 12, то лучше сформировать две (или более) команды.

Обсуждение:

• Как вы себя ощущали во время «постройки шалаша»?

• Что необходимо было сделать для того, чтобы каждый ощущал себя комфортно?

6. «Акулы».

Материалы: два листа бумаги. Участники делятся на две команды. Всем предлагается вообразить себя в ситуации, когда корабль, на котором они плыли, потерпел крушение и все находятся в открытом океане. Но в океане есть один островок, на котором можно спастись от акул. (Каждая команда имеет свой «островок» — лист бумаги, на котором в начале игры могут поместиться все участники команды.)

Капитан (ведущий), увидев «акулу», должен крикнуть: «Акула!» Задача участников — быстро попасть на свой островок.

После этого игра продолжается — люди покидают остров до следующей опасности. В это время ведущий уменьшает лист бумаги наполовину.

По второй команде «Акула!» задача игроков — быстро попасть на остров и при этом «сохранить» наибольшее количество людей. Тот, кто не смог оказаться на «острове», выходит из игры. Игра продолжается: участники покидают «остров» до следующей команды. В это время лист бумаги уменьшается еще наполовину. По команде «Акула!» задача игроков остается той же.

По окончании игры результаты сравниваются: в какой команде осталось больше участников и почему?

7. «Похвали себя».

Участникам предлагается подумать и рассказать о тех свойствах, качествах, которые им нравятся в себе или отличают от других. Это могут быть любые особенности характера и личности. Напомним, что овладение этими качествами делает нас уникальными.

8.«Комплимент».

Каждому участнику предлагается сосредоточить внимание на достоинствах партнера и сделать ему комплимент, который бы звучал искренне и сердечно.

9. «Ливень».

Один из участников исполняет роль «дирижера» ливня и становится в центр круга. Как в оркестре, дирижер вовлекает каждого в исполнение симфонии дождя по очереди. Став лицом к одному из участников, «дирижер» начинает быстро тереть одну ладонь о другую. Этот участник подхватывает движение, и по мере того как «дирижер» поворачивается на месте, к действию подключаются все. Затем, дойдя до первого участника, он (она) начинает щелкать пальцами. Действие постепенно подхватывается всем кругом по мере того, как «дирижер» поворачивается. Следующий этап — хлопки по бедрам, участники стучат ногами. Постепенно, как при настоящей грозе, громкость уменьшается, дирижер проходит все стадии в обратном порядке до тех пор, пока последний исполнитель не перестает тереть ладони.

10. «Я»-высказывания.

Разыгрывается сценка на проблемную тему (например: друг опоздал на встречу и после предъявленных претензий не извинился, а стал нападать сам). Затем тренер объясняет, что для снижения накала конфликтной ситуации очень эффективно использовать в общении «Я»-высказывания. Это способ сообщения собеседнику о своих нуждах, чувствах без осуждения или оскорбления.

Принципы, на которых строятся «Я»-высказывания:

— безоценочное описание действий, которые совершил этот человек (не стоит говорить: «Ты пришел поздно», желательно сказать: «Ты пришел в 12 ночи»);

— ваши ожидания (не стоит: «Ты не вывел собаку», желательно: «Я надеялся, что ты выведешь собаку»);

— описание своих чувств (не стоит: «Ты меня раздражаешь, когда делаешь это», желательно: «Когда ты делаешь это, я испытываю раздражение»);

— описание желаемого поведения (не стоит: «Ты никогда не звонишь», желательно: «Мне хотелось бы, чтобы ты звонил, когда задерживаешься»),

Обсуждение:

• Почему, по вашему мнению, исполнители роли так поступили?

• Что помешало им спокойно воспринимать информацию?

11. «Ролевая игра».

Разыгрывается сценка на предыдущую тему, при этом используются «Я»-высказывания, но актеры меняются ролями: роль парня исполняет девушка, а роль девушки — парень.

Обсуждение:

• Что изменилось с использованием «Я»-высказываний?

• При каких обстоятельствах вы могли бы использовать навыки «Я»-высказываний в жизни?

12. "Искусство достойного отказа".

Участников спрашивают, часто ли и при каких обстоятельствах в повседневной жизни им приходится говорить «нет» и всегда ли это легко. При каких обстоятельствах, в каком окружении это сделать труднее? Затем на темы, предложенные самими участниками (ситуации отказа, которые вызывают трудности), разыгрываются сценки.

Обсуждение:

Совместно с группой вырабатываются приемлемые правила достойного отказа:

— твердо, но доброжелательно и спокойно говорить «нет», не вступая в препирательства, споры;

— соглашаться с доводами, но при этом стоять на своем;

— мягко прекратить разговор;

— привести собеседнику свои аргументы;

— предложить компромисс.

13. «Дружеская ладошка».

На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает свое имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).

Страницы: 1 2 3 4

Нет комментариев. Ваш будет первым!