Развивающие игры для детей 5-6 лет в домашних условиях
Интересные игры дома с детьми старшего дошкольного возраста
Игры, развивающие слуховое восприятие у детей 5-6 лет
Слухачи
Цель игры: развить внимание, слуховую память.
Необходимые материалы, и наглядные пособия: предметы, изготовленные из разных материалов (деревянные и металлические ложки, фарфоровый чайник и др.).
Ход игры
Эта игра должна проходить в помещении, знакомом ребятам. В игре надо использовать предметы, которые ребята хорошо знают.
Дети должны узнать предмет по звуку, который он издает. Во время игры участники должны закрыть глаза. В это время ведущий должен постучать по одному предмету. Это должен быть предмет определенного качества, металлический, деревянный, пластмассовый или из другого уже известного ребенку материала. Во время первых игр основная задача ребенка — определить это индивидуальное качество. Можно даже ограничиться двумя предметами. Впоследствии можно просить точного определения предмета.
Рассказ по слуху
Цель игры: развить слуховую память, внимание, творческое воображение, фантазию.
Необходимые материалы и наглядные пособия: предметы, изготовленные из различных материалов.
Ход игры
Эта игра в определенной степени — разновидность предыдущей. Ее отличительной чертой является внесенный в нее творческий элемент. Она может проводиться, когда предыдущая уже будет вполне освоена.
В этой игре участнику предлагается сразу несколько предметов, которые необходимо угадать на слух. Это первая часть задания. Вторая часть включает сочинение рассказа, в котором действуют предметы или персонажи, издающие эти звуки.
Принеси
Цель игры: развить слуховое восприятие, внимание, скорость реакции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мягкие и пластмассовые игрушки, жетоны или пуговицы.
Ход игры
Эта игра предназначена для самых маленьких. Проводить ее лучше в той комнате, где находятся все игрушки вашего малыша. В ней также может участвовать несколько детей.
Ведущий должен сесть на стул у того места, где находятся все игрушки. Участники встают от ведущего на расстоянии не менее 2 м. Теперь ведущий называет предметы, которые ему нужно принести. Если ребенок услышал название предмета правильно и принес нужную игрушку, он получает жетон (или пуговицу). Тот участник, который набрал большее количество жетонов, считается победителем.
Найди себе пару (первый вариант)
Цель игры: развить внимание, слуховое восприятие, творческое мышление.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистые листы бумаги и карандаши.
Ход игры
Эта игра идеально подходит для праздников и любой веселой компании. Перед началом игры на отдельных листках бумаги записываются названия животных, причем в 2 экземплярах. Затем участникам игры раздаются эти листочки и через определенный промежуток времени выключается свет. В темноте все участники должны издавать те звуки, которые характерны для его животного. Главная задача участников — найти свою пару на слух, т. с. то животное, которое может издавать подобные звуки. Через минуту свет включается, и те участники, которые не смогли выполнить задание, считаются проигравшими. Эту игру можно повторять на протяжении вечера несколько раз.
Найди себе пару (второй вариант)
Цель игры: развить внимание, слуховое восприятие, творческое мышление.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистые листы бумаги и карандаши.
Ход игры
Для этого сначала нужно выбрать 2 участников и решить, кто из них будет искать другого. Тому участнику, который будет заниматься поисками, завязывают глаза. Теперь второй участник должен издавать какой-нибудь звук, по которому его и попытается найти второй игрок. Оставшиеся ребята могут не скучать, а активно мешать поискам, издавая свои или похожие звуки.
Игры, развивающие цветовое восприятие у детей 5-6 лет
Мозаика
Цель игры: развить внимание, логическое мышление, умение различать цвета.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый альбомный лист, 5 фломастеров разного цвета.
Ход игры
В этой игре могут участвовать как 2, так и несколько игроков.
Участники игры должны сесть за стол и положить на его середину альбомный лист и фломастеры. Затем тот участник, который делает первый ход, должен нарисовать на этом листе любую геометрическую фигуру, кроме круга. Желательно, чтобы она была небольшого размера и обязательно закрашенная фломастером одного цвета. Это может быть квадрат, прямоугольник, ромб, различные многоугольники и т. д. Следующий участник должен нарисовать новую фигуру на одной из сторон первой, но уже фломастером другого цвета. Затем новую фигуру рисует следующий игрок и т. д.
Главное правило заключается в том, чтобы ни одна из сторон новой фигуры не соприкасалась с фигурой того же цвета.
Победителем в этой игре считается тот, кто последним нарисует фигуру нового цвета.
Цветная картинка
Цель игры: развить цветовое восприятие, внимание, умение сосредоточиться.
Необходимые материалы и наглядные пособия: любая книжка с цветными картинками.
Ход игры
Расположитесь с ребенком за столом и возьмите выбранную вами книжку. Откройте первую картинку и предложите вашему малышу рассказать о том, что на ней изображено, какие события разворачиваются.
Затем дайте задание ребенку еще раз внимательно просмотреть эту картинку и выписать все цвета, которые встречаются на ней. Если у ребенка возникают затруднения, сконцентрируйте его внимание на отдельном предмете. Выяснив, какого он цвета, переходите к следующему.
Если ваш малыш уже хорошо разбирается в основной цветовой гамме (красный, синий, зеленый, черный, белый, желтый), назовите и покажите ему новые цвета (оранжевый, фиолетовый, сиреневый и др.).
Детективы
Цель игры: развить цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: цветная картинка, чистый лист бумаги, карандаш.
Ход игры
В некоторой степени эта игра является продолжением предыдущей.
Для начала вам с ребенком необходимо проанализировать картинку и выписать все те цвета, которые на ней встречаются.
Затем вы даете вашему малышу задание найти в том помещении, где вы находитесь, все предметы каждого из выписанных цветов. Если в этой игре принимает участие несколько человек, то можно устроить конкурс. Тот, кто обнаружит больше всего предметов, будет считаться победителем.
Синий или красный!
Цель игры: развить слуховое восприятие цвета, внимание, умение концентрироваться, воображение, логическое мышление.
Необходимые материалы и наглядные пособия: вам потребуется сказка или рассказ, который ваш ребенок хорошо знает.
Ход игры
Перед тем как начать игру, вам необходимо переделать выбранный рассказ. Для этого нужно заменить все названия цветов на самые необычные и нелогичные. Например: красный волк, оранжевая шапочка, зеленое небо, розовый лес и т. д.
Затем вам необходимо объяснить ребенку, что ему предстоит прослушать сказку, в которой перепутаны все названия цветов. Его цель — найти все ошибки и исправить, назвав правильный цвет.
Если у него возникают затруднения и он не может запомнить все ошибки сразу, прочитайте сказку определенными фрагментами или предложения. Помимо этого, вы можете голосом делать акценты на тех местах, где содержатся ошибки.
Цветные предметы
Цель игры: развить цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: негромкая веселая музыка, 5-6 предметов одного цвета (кубиков, игрушек, карандашей), секундомер, поощрительный приз.
Ход игры
Эту игру лучше всего проводить в детской комнате, где много игрушек.
Объясните ребенку, что сейчас вам предстоит искать различные предметы одного цвета. Делать это необходимо за определенный промежуток времени. Затем вы даете команду отыскать три предмета красного цвета за 30 секунд. За это время ваш малыш должен найти и принести или показать (если предмет очень тяжелый) эти предметы. Если он справился, можно давать следующее задание, если нет, то он лишается какой-то части приза.
В эту игру можно играть и с большим количеством участников. Тогда все игроки делятся на две команды, и для первого конкурса от каждой команды выбирается по одному человеку. В этом случае на поиск выделяется большее количество времени.
Эту игру можно усложнить, если назвать для поиска предметы не одного цвета, а разных: например, 2 красных, 1 желтый, 2 синих. Это усложнит поиск и добавит в игру разнообразие.
Игры, развивающие восприятие формы и качества предметов
Сыщик
Цель игры: развить восприятие формы и качества предмета, внимание, умение сосредоточиться, целеустремленность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: негромкая музыка и какое-нибудь поощрение.
Ход игры
Сообщите ребенку, что сейчас ему предстоит поиграть в сыщика. Он должен будет найти предметы, которые находятся в данной комнате. Они не спрятаны, но у вас о них совсем немного информации. Затем вы перечисляете качества какого-то выбранного вами предмета. Например, если это телевизор, то отличительными качествами будут следующие признаки: большой, квадратный (или плоский), может что- то показать, у него есть кнопки и т. д.
С каждым разом определяющих качеств должно быть меньше.
Расскажите ребенку, что, чем быстрее он отгадает предмет, тем больше и лучше будет его приз.
Художники
Цель игры: развить внимание, координацию, восприятие формы предмета, воображение, понимание друг друга.
Необходимые материалы и наглядные пособия: достаточно просторное помещение.
Ход игры
Эта игра проводится в большой компании и способствует пониманию и сближению ее участников между собой.
Сначала выбирается ведущий, который будет начинать игру. Затем все игроки должны встать в круг и закрыть глаза. Ведущий берет руку своего соседа слева и правой рукой начинает чертить на ней определенную фигуру. Это может быть и известный предмет (цветок, дом, человечек), и просто абстрактная фигура (ее можно рисовать, когда ребята уже освоятся в игре). Если с первого раза второй участник не догадался, что это за фигура, то ее можно повторить несколько раз. Когда он угадал эту фигуру, он сообщает об этом ведущему и начинает чертить ее на руке следующего участника, и так по кругу, пока ход не дойдет до последнего игрока. Он должен нарисовать ее на руке ведущего, а тот сообщит, насколько правильно до него дошла эта фигура. Если она дошла с ошибками, то необходимо проанализировать, где была совершена ошибка и почему.
Эту игру можно усложнить двумя способами. Первый заключается в установке определенного количества повторений начертания. Второй способ заключается в возможности запуска нескольких рисунков по кругу, чтобы остальные участники не скучали.
Кто в домике живет?
Цель игры: развить восприятие формы предмета, его особенностей, внимание, аналитические способности, образное мышление.
Необходимые материалы и наглядные пособия: наборы картинок на различную тематику (дома, цветы, транспортные средства и т. д.).
Ход игры
Перед началом игры необходимо подготовить материал для ее проведения, т. е. к каждой картинке нарисовать определенную схему. Например, если перед вами фотография или рисунок небоскреба, то его схема должна быть в виде прямоугольника, закрашенного темным цветом, с многочисленными маленькими квадратиками — окошками более светлого цвета. Если это одноэтажный дачный домик, то схема должна состоять из квадрата, треугольника, стоящего на нем, и окошка. Подобные схемы должны быть нарисованы и ко всем остальным картинкам.
Затем вы показываете первую схему и раскладываете перед ребенком все картинки на определенную тему. Ребенок должен подумать и выбрать ту из них, которая, по его мнению, соответствует этой схеме. Если он совершил неправильный выбор, необходимо попросить его объяснить свой выбор и исправить его.
Эту игру можно проводить и в другом виде, когда вы показываете вашему малышу картинку, а он должен выбрать для нее подходящую схему.
Кто здесь лишний?
Цель игры: развить способности восприятия формы и качества предмета, внимание, аналитическое мышление.
Необходимые материалы и наглядные пособия: наборы, состоящие из одинаковых предметов, и одного, чем-то отличающегося.
Ход игры
Расположите перед вашим ребенком первый набор предметов. В нашем случае это будут кубики. Один из этих кубиков должен чем-то отличаться. Отличие может быть самым разнообразным. Например, по цвету (все кубики будут красного цвета, а один желтого) или по форме, тогда в набор кубиков можно включить мячик. Цель ребенка: не только обнаружить лишний предмет, но и постараться объяснить, почему он так решил.
Постепенно отличия должны быть все менее заметными. Например, можно составить следующий набор: все кубики одного цвета, а один более старый (у него может быть помятым один из уголков).
С каждой новой игрой должно увеличиваться количество предметов, параллельно можно добавлять уже не один лишний предмет, а несколько.
Железный иди деревянный
Цель игры: развить способность различать форму и качества предметов, внимание, наблюдательность, логическое и образное мышление, умение сосредоточиться.
Необходимые материалы и наглядные пособия: список самых различных предметов, негромкая музыка.
Ход игры
Перед началом игры вам необходимо выписать около 40 предметов, сделанных из различных материалов. В идеальном варианте эти предметы желательно найти и показать, чтобы ребенок мог их потрогать и запомнить визуально.
Суть игры заключается в том, чтобы ребенок, услышав название предмета, сразу определил, какого он качества. Например: кастрюля — железная, стол — деревянный, ложка — железная, стакан — стеклянный, шкаф — деревянный и т. д.
Если ваш малыш совершает ошибки в определении, нужно остановиться на этом предмете и подробно разобрать, из чего он сделан.
Игры, развивающие логическое, образное мышление и речь
Ложка к тарелке
Цель игры: развить логическое мышление, внимание, аналитические способности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: различные картинки небольших размеров (около 60 штук), картон, клей, ножницы.
Ход игры
Эта игра требует определенных приготовлений.
Просмотрите выбранные вами картинки и выберите те, на которых изображены предметы, схожие по форме, материалу, из которого они изготовлены, или по другим параметрам. Затем из картона вырежьте около 30 прямоугольников, размеры которых должны быть 5 см в ширину и 10 см в длину. Возможны и другие варианты, все зависит от размера картинок, которые вы выбрали. Далее необходимо вырезать картинки и с помощью клея наклеить по 2 штуки на картон. Теперь материал для игры полностью готов.
Игра в некоторой степени напоминает домино, так как заготовленные карточки должны выстраиваться по тому же принципу. В отличие от домино правила здесь менее строгие.
В начале игры необходимо раздать всем участникам игры по 6 карточек. Если определенное количество карточек осталось, их нужно отложить: их можно будет брать тогда, когда закончатся те карточки, которые были розданы. После этого выбирается участник, делающий первый ход, и определяется порядок игры. Когда первая карточка окажется на столе, следующий по очереди участник должен найти в своих карточках ту картинку, которая могла бы логически или практически иметь с ними что-то общее. Например, если на первой карточке нарисованы дерево и поле пшеницы, то к ним логически могут подойти изображения книжки (так как бумага изготавливается из дерева) и хлеба (так как его пекут из пшеничной муки). Если очередной участник не может найти у себя логически схожий предмет, то ход переходит следующему игроку.
Главное в этой игре, чтобы дети научились находить логические связи между предметами, внешне, казалось бы, очень далекими, и умели их объяснить.
Поход в гости
Цель игры: развить внимание, аналитические способности, творческое мышление.
Необходимые материалы и наглядные пособия: несколько чистых листов бумаги (можно цветной), карточки с изображением различных животных или сказочных персонажей (главное, чтобы заметно отличались по размеру) и ножницы.
Ход игры
Перед началом игры вам необходимо вырезать из бумаги прямоугольники и треугольники разных размеров. Затем на столе из них выложить домики (прямоугольники играют роль основной части дома, треугольники — роль крыши). К этому занятию можно привлечь и самого ребенка. Рядом разложить картинки с изображением животных. В нашем случае это будут слон, собака, муравей, кошка, динозавр и мышка.
После этих приготовлений предложите ребенку представить, что сейчас вы с ним отправитесь в гости к некоторым сказочным персонажам. Но для этого вам необходимо выяснить, где же они живут. Затем обратите его внимание на домики, которые вы вместе выложили на столе, и картинки животных. Попросите его подумать, в каких домиках могли бы жить эти животные, и, главное, объяснить, почему он так решил. Если он затрудняется и не может найти правильного решения, помогите ему наводящими вопросами.
В этой игре, как и в предыдущей, главное не правильность ответа, важно, чтобы ваш ребенок научился логически рассуждать.
Конструктор
Цель игры: развить внимание, аналитические способности, воображение, умение концентрироваться на одном задании, усидчивость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: схематичные картинки-образцы с изображением тех предметов, которые составляет ребенок (примерный размер — тетрадный лист), комплект деталей, из которых можно составить эти картинки.
Ход игры
Ребенок усаживается за стол, ему сообщается о цели данной игры — собрать определенную картинку. Ему раздается комплект деталей. Затем показывается первая картинка. Когда ребенок начинает раскладывать, вы должны наблюдать и при возникающих затруднениях помогать. На одну картинку должно уходить не больше 15 минут.
Примерные варианты картинок и наборов деталей:
1) девочка — туловище (трапеция), ноги (2 маленьких прямоугольника), руки (2 маленьких треугольника), голова (круг);
2) дом — основа дома (большой квадрат), крыша (треугольник), окошко (маленький квадрат), маленький прямоугольник (труба на крыше);
3) грузовик — основной корпус (большой прямоугольник), 2 колеса (2 кружочка), кабина — трапеция, окошко в кабине (маленький прямоугольник).
Остров
Цель игры: развить внимание, наблюдательность, аналитические способности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: 2 чистых листа бумаги в клеточку и карандаши.
Ход игры
Эта игра является разновидностью популярной игры «Морской бой». В ней также должны участвовать 2 человека. Каждый участник игры получает чистый лист и рисует на нем квадрат следующих размеров: 6 клеток в длину и 6 клеток в высоту. Это будет таинственный остров. Каждый игрок должен спрятать на этом острове свои сокровища в сундуках. Их роль будут играть квадратики, состоящие из 2 клеток. Таких сундуков может быть около 5. Рядом со своим квадратом нужно нарисовать еще один, но не заполнять его, это будет остров противника. На этом квадрате нужно будет отмечать все найденные сундуки соперника. Затем на 2 квадратах с левой стороны у каждой клеточки необходимо написать цифры от 1 до 6, с правой стороны — буквы от «А» до «Е». Это будут координаты острова, по которым вы будете искать сокровища. Когда игроки совершат все приготовления, можно начинать игру. Они должны сесть так, чтобы не было возможности заглянуть в карту острова друг друга. Затем называют определенные координаты (например:«А5» или «ДЗ»), они должны постепенно обнаружить все сокровища своего соперника. Победителем окажется тот, кто быстрее найдет весь клад другого игрока.
Сканворд
Цель игры: расширить словарным запас, развить внимание, умение концентрироваться, аналитическое мышление.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги в клеточку, карандаш.
Ход игры
В этой игре ваш ребенок должен попробовать самостоятельно составить сканворд. Перед тем как начать игру, вам нужно нарисовать основу для сканворда, в которую будут вписываться слова. После этих приготовлений вы можете пригласить ребенка и объяснить ему задание. Оно заключается в следующем: ваш малыш должен вписать свои слова в заготовленную вами основу, чтобы получился настоящий сканворд. При этом слова, которые он вписывает, должны быть ему знакомы. Так, рядом ему нужно будет написать определение к ним или задать вопрос. Для первых игр нужно выбирать небольшой сканворд, состоящий из 5-10 слов. Впоследствии можно увеличивать их размеры.
Если в игре участвует несколько человек, то после его составления всем можно обменяться сканвордами и уже заняться их разгадыванием.
Магический квадрат
Цель игры: развить внимание, аналитические способности, расширить словарный запас.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый листок бумаги в клетку и карандаши.
Ход игры
В этой игре может участвовать неограниченное количество игроков, но идеально участие 3 человек.
На чистом листе бумаги нужно начертить квадрат размером 6x6 клеток. Затем в третьем или четвертом ряду нужно написать слово из 6 букв (например, собака), и первый участник должен подписать к этому слову 1 букву, чтобы получилось новое слово. Например, подписав букву «К» к букве «О», можно получить слово «сок». Следующий участник должен получить новое слово путем прибавления еще 1 буквы и т. д. В этой игре нельзя использовать имена собственные или название городов. Случайно образовавшиеся слова не считаются.
Проигравшим в этой игре окажется тот, кто не сможет придумать очередного слова.
Если количество участников больше 3 человек, то по кругу можно пустить несколько квадратов. Размеры квадрата могут варьироваться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
Электрификация
Цель игры: расширить словарный запас, развить речь, внимание, умение сосредоточиться.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника игры.
Ход игры
Правила этой игры заключаются в следующем: участниками выбирается длинное (можно сложное) слово, например, электрификация. Затем засекается определенное время, за которое участники игры должны составить как можно больше новых слов из выбранного большого (из выбранного нами слова можно составить слова «тир», «риф», «акция», «лекция» и т. д.).
Победителем считается тот, кто составит самое большее количество слов.
Цветочки
Цель игры: развить мышление, словарный запас.
Ход игры
В начале игры все садятся в круг, выбирается определенная тема (например, цветы) и ведущий, который назовет первое слово. Затем участники игры должны вспомнить все, что можно перечислить к этой теме.
Когда будет объявлено о начале игры, ведущий назовет первое слово (например, тюльпан). Следующий за ним участник говорит название нового цветка, которое должно начинаться с последней буквы предыдущего слова (например, незабудка). Следующий игрок называет цветок, название которого начинается с буквы «а» (например, астра) и т. д.
В этой игре побеждает тот, кто назовет последним новый цветок.
Придумай фразу
Цель игры: развить внимание, мышление, пополнить словарный запас.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги, карандаш.
Ход игры
Эта игра идеально подходит для длительных путешествий или для детей, которые не могут участвовать в подвижных играх.
Суть этой игры — составление фразы. Ее можно составлять как из маленьких слов, так и из номеров машин (этот вариант подходит для поездок). Например, из слова «ток» можно составить следующее предложение: «Таня отмывает коридор». Из номера машины «мосо» можно составить такое предложение «Моряки отплывали с острова».
Из одного слова или номера можно составить несколько предложений. Победителем считается тот, кто составил большее количество предложений за самое короткое время. Главное, чтобы предложения были смысловыми и грамотными.
Заколдованные имена
Цель игры: развить внимание, аналитические способности, расширить словарный запас, научить выделять первую букву.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги, карандаш, картинки с изображением различных предметов.
Ход игры
Если ваш ребенок еще не умеет читать, то эту игру нужно проводить с помощью карточек. Для этого вам нужно подобрать карточки с изображением тех предметов, из первых букв которых можно сложить какое-нибудь имя. Например, имя «Оля» можно составить, используя карточки со следующими картинками: озеро, лыжи, яблоко. Вы должны разложить эти карточки в таком же порядке. Ваш ребенок определит, что на этих картинках изображено, выделит в этих словах первую букву и составит из них новое слово. Если ребенок уже умеет читать, то эти слова вы можете выписать на листочке, он должен их прочитать, а затем выполнить те же задания.
Вкусная арифметика
Цель игры: развить аналитические способности, внимание.
Необходимые материалы и наглядные пособия: конфеты.
Ход игры
В игре могут участвовать 2 человека. На стол выкладываются конфеты. Затем друг за другом каждый игрок может взять из общей кучи 1, 2 или 3 конфеты. Проигравшим окажется тот, кто возьмет со стола последнюю конфету. Для того чтобы выиграть, нужно постараться сделать так, чтобы на столе осталось 5, 9 или 13 конфет. В этом случае, сколько бы ваш соперник ни взял конфет, ему все равно достанется последняя.
Буквенный лабиринт
Цель игры: развить аналитические способности, наблюдательность, память, расширить словарный запас.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистые листы бумаги, карандаши для каждого участника.
Ход игры
На листе бумаги рисуется квадрат размером 6x6 клеток. Затем в каждой клетке пишутся буквы алфавита в хаотичном порядке. Суть этой игры состоит в том, чтобы из букв сложить слова. Двигаться можно и в прямом, и в обратном направлении. Движение по диагонали тоже возможно. Главное, чтобы направление движения не нарушалось. Не принимаются имена собственные и названия городов. Проигравшим считается тот, кто последним не сможет придумать нового слова.
Как меня зовут?
Цель игры: развить аналитические и логические способности, внимание.
Необходимые материалы и наглядные пособия: комната с расставленными по кругу стульями.
Ход игры
Это групповая игра, и в самом ее начале выбирается первый водящий. Он должен уйти в другую комнату или закрыть уши. В это время остальные участники должны загадать какого-то известного человека или сказочный персонаж. Когда этот игрок вернется, он должен, задавая наводящие вопросы, догадаться, о ком идет речь.
Расшифровка
Цель игры: развить мышление, внимание, аналитические способности, расширить словарный запас.
Необходимые материалы и наглядные пособия: комната с расставленными по кругу стульями.
Ход игры
В этой игре участвуют, как минимум, 2 участника.
Сообщите ребенку, что сейчас ему предстоит играть роль расшифровщика. Предложите ребятам представить, что вы вместе работаете в секретной организации. Совместно придумайте, чем вы могли бы заниматься, что вы могли бы выпускать. Пусть дети пофантазирует. Затем расскажите им историю о том, что у вас был обнаружен шпион, но, к сожалению, вы точно не знаете, кто он. Вами пойман предатель, но он не может говорить и на все вопросы может отвечать кивком головы — либо да, либо нет.
Распределите между ребятами, кто из них будет играть роль расшифровщика, а кто — роль предателя. Затем ребенок, который играет роль предателя, должен вспомнить кого- то из известных сказочных или мультипликационных героев и назвать первую букву его имени. Второй участник, в течение определенного времени задав около 20 вопросов, должен угадать, кто этот герой.
Когда расшифровщик выяснит имя этого персонажа, ребята могут поменяться ролями, и теперь расшифровкой может заняться ребенок, игравший роль предателя.
Победителей в этой игре нет, хотя победителем можно считать того, кто за меньшее количество вопросов угадает имя предателя.
Похожие буквы
Цель игры: развить мышление, внимание, аналитические способности, расширить словарный запас.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника игры. Небольшой рассказ или просто набор слов, в которых есть общие буквы.
Ход игры
Откройте выбранный вами рассказ, прочитайте его, попросите вашего малыша пересказать его. Затем расскажите вашему ребенку, что сейчас вам предстоит искать общие буквы в разных словах из этого рассказа.
Выберите 2 слова, в которых можно найти общие буквы, и попросите ребенка найти и показать их.
После того как будет выполнено это упражнение, можно переходить к следующему. Его можно проводить как в письменном варианте, так и в устном. Придумайте слово, которое будет у вас ключевым. Выберите несколько букв, которые вы будете считать общими и станете искать в других словах. Например: в качестве ключевого слова вы выбрали слово «лошадка» и решили, что общими буквами у вас будут «а», «о» и «к». В данном случае производными будут следующие слова: «корзина», «корова», «комната» и т. д.
Методические указания: количество общих букв надо увеличивать постепенно, начиная с одной буквы. Если ваш малыш затрудняется в поиске производного слова, предложите ему свое и проанализируйте вместе, могут ли там быть общие буквы.
Шпионские игры
Цель игры: развить внимание, мышление, аналитические способности, воображение, творческое мышление.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги, карандаш, ножницы.
Ход игры
Эта игра рассчитана на несколько участников, хотя ее можно проводить и с одним ребенком.
Сначала нужно распределить роли шпиона и шифровальщика (если вы играете с ребенком вдвоем, то роль шпиона играет ваш малыш). Затем вы или ребенок, который будет шифровальщиком, придумываете какое-нибудь слово. Чистый лист бумаги разрезается на определенное количество частей, соответствующее количеству букв в слове. На каждый лист шифровальщик записывает по одной букве из задуманного им слова. Сворачивает эти бумажки и прячет их по разным местам. Все шпионы в этот момент находятся в другой комнате.
Цель шпионов — найти бумажки с буквами и составить из них слово пароля. Во время поисков шифровальщик может им мешать и запутать их.
Вместо букв могут выписываться слова из известной пословицы или поговорки. Для ребят постарше могут выписываться строчки из знакомого им стихотворения.
Победителем в этой игре считается тот, кто быстрее всех обнаружит все листочки и составит пароль.
«Самолет пролетел над бегемотом»
Цель игры: развить мышление, внимание, память, аналитические способности, образное мышление.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги, карандаш.
Ход игры
В процессе этой игры проводятся ассоциации, связывающие далекие по смыслу слова. Так, например, если в качестве первоначальных даются слова «самолет» и «бегемот», из них можно составить следующее смысловое предложение: «Самолет пролетел над бегемотом» или более нереальное «Бегемот пробежал перед самолетом».
Для ребят постарше это упражнение можно значительно усложнить. Эти далекие по смыслу слова выписываются в 2 столбика напротив друг друга. Цель ребенка — запомнить слова из первого столбика за счет ассоциаций со словами из второго. На изучения слов ребенку дается от 10 до 15 минут. Затем вы оставляете ему список слов из второго столбика, а он с помощью придуманных им самим ассоциаций должен вспомнить и произнести все слова из первого столбика.
Методические указания: чтобы ваш ребенок не схитрил и вместо ассоциаций просто не выучил один из столбиков слов, нужно сделать следующее. Во-первых, сразу не говорите ему, какой именно столбик слов вы попросите его вспомнить. Во- вторых, попросите его все ассоциации произносить вслух.
Начинать эту игру нужно с нескольких слов, постепенно увеличивая их количество.
Пословицы и поговорки
Цель игры: развить творческие навыки, внимание, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: книга с пословицами и поговорками.
Ход игры
Для участия в этой игре ваш ребенок должен уже хорошо читать. Есть несколько вариантов ее проведения. Во-первых, вы с ребенком можете вместе почитать пословицы и поговорки. Затем, совмещая начало и конец из разных поговорок, вы можете составить из них свои. Главное, чтобы в них заключался определенный смысл. Хотя бессмысленные поговорки тоже полезны, так как они поднимают настроение.
Во-вторых, вы сами составляете смешные поговорки. В этом случае цель вашего ребенка — определить, из какой поговорки взята та или иная часть новой пословицы.
Составить рассказ
Цель игры: развить внимание, умение сосредоточиться, логическое и творческое мышление.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги и карандаш.
Ход игры
Суть этой игры состоит в том, чтобы написать рассказ, слова которого должны начинаться с заданных букв. До начала игры вы должны решить, какое слово или набор букв вы будете использовать. Если это слово, то оно должно состоять, как минимум, из 10 букв. Кроме того, можно использовать алфавит в прямом и обратном порядке. Затем выделяется определенное время, за которое необходимо составить рассказ (5—10 минут). По истечении этого времени ваш ребенок должен сочинить рассказ.
Для детей дошкольного возраста эту игру можно проводить устно, используя карточки с буквами алфавита. В этом случае можно оказывать значительную помощь. Вы можете вместе придумывать слова на заданные буквы и пытаться соединить их в предложения.
Мое будущее
Цель игры: развить воображение, внимание, художественные и аналитические способности, коммуникабельность, умение высказывать свою точку зрения.
Необходимые материалы и наглядные пособия: по 2 листа чистой бумаги и карандаш на каждого участника игры.
Ход игры
Каждому участнику игры раздаются листы бумаги и карандаш. Теперь объясняется, что ребятам необходимо нарисовать себя в настоящее время и себя в будущем. На это задание дается около 10 минут. Затем работы отдаются ведущему. Он их перемешивает и достает один из рисунков. Дети должны постараться не только угадать, кто на нем изображен (сколько лет этому человеку, чем он занимается, что на нем надето и т. д.) — в идеальном варианте они должны сочинить целую историю об этом человеке и угадать, кто нарисовал этот рисунок. При этом его автор активно принимает участие в обсуждении и не выявляет своего авторства.
Аленький цветочек
Цель игры: развить внимание, аналитические способности, образное мышление, воображение.
Необходимые материалы и наглядные пособия: 20—30 маленьких камешков или пуговиц для каждого игрока, кубик с цифрами.
Ход игры
Суть этой игры — собрать как можно быстрее из камешков задуманную картинку.
В начале игры вы определяете, какую картинку вы будете собирать и сколько именно камешков нужно в ней использовать. Затем вы решаете, кто делает первый ход, и начинаете игру. Для этого вам и понадобится кубик, так как выпавшее на нем число будет означать то, сколько камешков вы можете использовать в своем рисунке. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из участников первым не соберет свою картинку. Затем начинается новый раунд, придумывается новая картинка, и игра начинается заново.
«Облака — белогривые лошадки...»
Цель игры: развить образное мышление, внимание, умение сосредоточиться, восприятие формы и качества предмета, аналитические способности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: негромкая музыка.
Ход игры
Порой в пасмурную погоду сложно поднять настроение не только ребенку, но и самим родителям. Эта игра не только развивает самые разнообразные качества у ребенка, но и способствует созданию хорошего настроения и оптимистическому взгляду на окружающий мир.
Главное условие проведения этой игры — наличие тучек на небе. Если она проводится на свежем воздухе, важно, чтобы не было дождя.
Суть игры — обнаружение облаков, тучек интересной формы. Тот, кто первый обнаружил такое облако, должен показать его и, главное, рассказать, на что оно похоже и какие ассоциации оно вызывает. В идеальном варианте ваш малыш должен придумать целую историю об том предмете или персонаже, на который похоже это облако.
Победителем считается тот, чей рассказ оказался самым интересным и увлекательным.
Эта игра станет еще и познавательной, если во время поиска тучек интересной формы вы будете рассказывать вашему ребенку об их разновидностях.
Закорючки
Цель игры: развить внимание, усидчивость, творческие способности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый листок бумаги и карандаш для каждого участника игры.
Ход игры
Раздайте каждому игроку чистый лист бумаги и карандаш и предложите нарисовать какую-нибудь закорючку в центре листа. Можно нарисовать и несколько закорючек, все зависит от желания игроков. Затем все должны поменяться друг с другом своими листочками. Теперь каждый участник игры должен посмотреть на закорючки, нарисованные другим человеком, и представить, как их можно дорисовать, чтобы они превратились в какой-нибудь полноценный рисунок. Важно, чтобы все линии предыдущего игрока сохранились и непосредственно были задействованы в будущем рисунке. Это может быть и изображение животного, и портрет человека, и пейзаж. Главное — проявить свою фантазию и образное мышление.
После того как ребята дорисуют свои картины, можно устроить конкурс на самые интересные и необычные.
Изобрази-ка
Цель игры: развить внимание, образное и логическое мышление, аналитические способности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: негромкая музыка.
Ход игры
В начале игры выберите темы, героев которой вы будете изображать. Это могут быть животные, представители различных профессий, цветы и т. д. Затем вы выбираете ведущего, того участника, который будет пытаться изобразить первый персонаж. Объяснять что-то словами нельзя. Можно использовать жесты и (или) звуки, которые мог бы издавать этот персонаж. Остальные участники должны угадать задуманного им героя.
Если ребята затрудняются и никто не может угадать, ведущий может подсказать первую букву в его имени или названии.
Тот участник, который первым узнает задуманный персонаж, становится ведущим. Теперь он загадывает и показывает новый персонаж.
Расскажи о картине
Цель игры: развить внимание, воображение, творческие способности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: негромкая музыка.
Ход игры
Расскажите вашему ребенку, что сейчас ему предстоит нарисовать картину, но делать он это будет самым необычным способом — без красок и карандашей.
Затем попросите его закрыть глаза и мысленно представить ту картину, которую он хотел бы нарисовать. Теперь предложите ему попробовать описать ее словами, начиная с самого центрального персонажа и постепенно переходя к ее более мелким деталям. Если он затрудняется, помогайте ему наводящими вопросами, уточняйте цвет и форму тех предметов, которые ваш ребенок называет.
Юные поэты
Цель игры: развить образное мышление, внимание, творческие способности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги и карандаш.
Ход игры
Эта игра требует хорошей эрудиции, поэтому с ней могут справиться только дети старшего возраста. Перед началом игры вам нужно придумать несколько рифм (например, елки — иголки, ночь — прочь и т. д.). Каждому участнику игры необходимо дать чистый листок бумаги и карандаш и предложить одну из заготовленных рифм, объяснить, что те слова, которые были предложены, должны находиться в конце каждой фразы. После этого вы вместе решаете, за какой промежуток времени все участники должны справиться с этим заданием, и ребята приступают к работе.
Победителем в этой игре будет тот, кто сочинит самое интересное и красивое стихотворение.
Мы сочиняем сказку
Цель игры: развить мышление, воображение и творческие способности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: любые картинки, например, карточки из детского лото.
Ход игры
Придумайте сами начало сказки, предложите его детям и попросите их продолжить сказку. Чтобы детям было легче, можно сочинить сказку, используя картинки.
Юные клипмейкеры
Цель игры: развить образное мышление, память, внимание, творческие способности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: сказка или рассказ (можно как знакомые, так и незнакомые).
Ход игры
Сядьте поудобнее и прочитайте (или вспомните) выбранную вами сказку. Затем предложите вашему ребенку представить, что сейчас вы вместе с ним будете играть роль клипмейкеров и вам нужно будет снять клип на прочитанную сказку. Для этого вам необходимо хорошо знать сюжет этого произведения. Для этого проанализируйте ее и перечислите всех героев и все ключевые события. Затем попросите его подробно описать внешний вид главных и второстепенных героев. В идеальном варианте лучше их нарисовать. После этого переходите к подробному описанию обстановки, отдельных сцен.
Когда вы закончите словесное описание сказки, попросите ребенка нарисовать несколько рисунков, которые будут фиксировать события ключевых моментов прочитанного произведения.
Угадай-ка
Цель игры: развить воображение, фантазию, навыки творческого, логического мышления, внимание, аккуратность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги, простой и цветные карандаши.
Ход игры
Ребенку выдается чистый лист бумаги и простой карандаш, завязываются глаза. В течение 1 минуты он может спокойно водить карандашом по этому листу. В итоге получается непонятная картина. Когда вы развяжете ему глаза, он должен проанализировать и попытаться представить, что там может быть изображено (человек, дерево, какое-то животное). Затем уже сознательно он должен дорисовать картинку и раскрасить ее цветными карандашами.
Психологические игры
Игры, развивающие коммуникативные навыки
Лебедь, щука и рак
Цель игры: развить внимание, физическую выносливость, координацию движений, целеустремленность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: длинная и крепкая веревка, 2 игрушки, веселая музыка.
Ход игры
В этой игре могут принимать участие 2 игрока. Она является вариацией на известную басню. Участники привязываются друг к другу веревкой за пояс. При этом они располагаются спина к спине. На расстоянии метра от них нужно положить игрушку или любой другой предмет. По команде ведущего участники должны достать игрушку. Каждому из них необходимо перетянуть на свою сторону соперника. Игра заканчивается в том случае, когда кто-то из участников достанет свою игрушку.
Расследование
Цель игры: развить внимание, память, коммуникативные и аналитические способности, наблюдательность.
Необходимые материалы, и наглядные пособия: слегка прозрачная занавеска.
Ход игры
Все участники закрывают глаза, а ведущий выбирает одного из них и ставит его за занавеску. Затем все открывают глаза, и ведущий объясняет задание. Ребята должны узнать, кто за занавеской (или просто проанализировать, кого среди них не хватает). Затем они должны вспомнить как можно больше его особенностей (цвет глаз, во что он одет, какие у него волосы и т. д.), т. е. должны дать как можно более точный его портрет. Когда ребята выскажут все свои предположения, спрятанный за занавеску игрок может выйти, а все остальные увидят, насколько точным было их описание.
Если участники игры совсем маленького возраста, то правила игры можно объяснить до того, как они закроют глаза. Так они смогут уже целенаправленно проанализировать внешность друг друга и запомнить гораздо больше отличительных качеств.
Веселая сороконожка
Цель игры: развить коммуникативные способности, координацию, внимание, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: веселая музыка.
Ход игры
В этой игре участвуют, как минимум, 6 человек. Большее количество игроков только приветствуется.
Все участники должны встать друг за другом и положить руки на плечи стоящего впереди. Игрок, который окажется первым, будет направляющим и водящим. Ребята должны наблюдать за водящим и идти строго по его следам. С помощью музыки можно ускорять и замедлять движение. Если ребята справляются с этим заданием, его можно усложнить. Ведущий может показывать не только направление, но и какие-то замысловатые движения. Например, передвижение на одной ноге, передвижение в ритме ламбады (в этом поможет музыка), какие-нибудь манипуляции руками и т. д. Те участники, которые не справились с заданием, выбывают из цепочки.
Кто твой друг?
Цель игры: развить коммуникативные навыки, внимание.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистые листы бумаги, карандаш.
Ход игры
Эта игра рассчитана на длительное проведение. Она может длиться целый вечер, день или несколько дней. При этом может совмещаться с другими играми. В ней могут даже принимать активное участие взрослые. Перед началом игры вам нужно записать имена всех участников на отдельных бумажках. Рядом нужно подписать ту роль, которую человек, вытянувший эту бумажку, будет играть по отношению к тому, кто на ней обозначен. Это может быть влюбленный, друг, мама. Затем все участники должны вытянуть себе имя тайного друга. При этом его имя нельзя озвучивать, так как никто другой не должен пока этого знать. После этого каждый участник игры по отношению к обозначенному для него другу должен вести себя так, чтобы он смог догадаться, какую тот играет роль. Причем следить за своим поведением нужно на протяжении всей игры.
Поменяйся местом
Цель игры: развить коммуникативные навыки, внимание, координацию, аналитические способности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: стулья для каждого участника, кроме одного.
Ход игры
Эта игра подходит для первоначального знакомства. Она помогает наладить контакт между детьми, способствует возникновению неформальной обстановки.
Все участники, кроме одного (он будет первым водящим), должны сесть на стулья. В это время ведущий должен назвать какой-нибудь признак, общий для всех (или для некоторых) участников. Это может быть цвет волос, половая принадлежность, детали гардероба и др. После того как он его назовет, те участники, к которым относится названное определение, должны поменяться местами. При этом цель ведущего — самому успеть занять стул. Тот участник, который не успел сесть на стул, становится новым водящим. Он должен назвать новое качество, способное объединить нескольких участников. Теперь по команде они должны поменяться местами.
Для ведущего важно делать сообщение внезапно, чтобы самому успеть занять место.
Лесные братья
Цель игры: развить коммуникативные, артистические способности, внимание. Игра способствует общению и взаимопониманию детей.
Необходимые материалы и наглядные пособия: негромкая, но веселая музыка.
Ход игры
В начале игры среди участников распределяются роли. Это могут быть определенные звери (заяц-именинник, обманщица-лиса, медведь-защитник и т. д.), характерные сказочные персонажи (Незнайка, Мальвина, Буратино, Знайка, Бармалей). Можно даже просто дать имена, отражающие их положительные и отрицательные человеческие качества (добрый, злой, общительный и т. д.).
Когда роли будут распределены, нужно подробно объяснить ребятам, что они должны в течение всей игры вести себя так, как вел бы себя в данной ситуации их персонаж. Если девочка играет роль Мальвины, она, как и ее героиня, на протяжении всей игры должна быть гостеприимной и доброжелательной (будет лучше, если такую роль получит скромная и незаметная девочка). Если мальчик играет роль Буратино, то он должен всем задавать вопросы, быть немного навязчивым. Подобным образом необходимо разобрать и проанализировать все роли.
Раздавать нужно роли тех персонажей, которые знакомы ребятам. Желательно, чтобы они были полной противоположностью характеру ребенка. Ведущий должен наблюдать за игрой, и, если у кого-то из ребят роль не получается, ее необходимо еще раз проанализировать или поменять.
В этой игре нет победителей и проигравших. Она идеально подходит для праздников, ее можно использовать как первую ознакомительную.
Игры, развивающие нравственные и волевые качества личности
Помоги дедушке!
Цели игры: научить ребенка внимательному отношению к окружающим его людям, доверию друг к другу, сосредоточенности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: секундомер, негромкая музыка.
Ход игры
Проводить эту игру лучше на свежем воздухе или в большой комнате. Количество участников в ней должно быть кратно 2. В эту игру можно играть как в команде, так и на скорость, если участников не больше 7 человек. Если это командная игра, то предварительно нужно еще и разделиться на 2 команды.
Сначала ведущий предлагает всем участникам разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Затем «дедушкам» завязываются глаза (детям нужно объяснить, что дедушка очень плохо видит) и с остальными ребятами придумывается маршрут, по которому нужно будет провести «слепого дедушку». Желательно, чтобы он не проходил по прямой дороге. Будет лучше, если придется обходить деревья, кусты на природе или какую-нибудь мебель в квартире. Пары встают па старт и по свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет этот путь.
Эту игру можно усложнить новым правилом, когда до «дедушки» нельзя будет дотрагиваться и руководить его движением можно только словами.
Запретные слова
Цели игры: расширить словарный запас ребенка, развить внимание, целеустремленность, хорошую и быструю реакцию, уверенность в себе.
Необходимые материалы и наглядные пособия: 5 жетонов каждому участнику игры (в качестве жетонов можно использовать бусины, пуговицы или другие небольшие предметы).
Ход игры
Выбираются слова, которые будут считаться запретными (например: «да» и «нет»). Сама игра проходит в форме беседы. Участники ходят по комнате и стараются друг с другом завести разговор. Главная цель — добиться от соперника того, чтобы он произнес одно из запретных слов. Тот, кто забыл об этом, считается проигравшим, и у него отнимается 1 жетон, который отдается тому, кто задал этот каверзный вопрос. У того, кто раздумывает над вопросом более 10 минут, тоже отнимается жетон. Тот, кто потерял все жетоны, считается выбывшим из игры.
Что мне в себе нравится и что не нравится
Цель игры: научить ребят адекватно оценивать себя и окружающих, умению тактично высказывать свое мнение о другом человеке, даже если он не очень симпатичен; развить аналитические способности, уверенность в себе.
Необходимые материалы и наглядные пособия: лист чистой бумаги и карандаш каждому участнику игры.
Ход игры
Эта игра может проводиться среди детей 9—10 лет. Особенно она будет своевременной, если вы заметили, что кто-то из ваших детей начал комплексовать по какому-то поводу и замыкаться в себе.
Каждому участнику дается лист бумаги и карандаш (будут лучше, если сначала в этой игре будет принимать участие небольшое количество детей). Каждый лист подписывается и делится на 2 колонки. В первой колонке ребята выписывают те качества, которые каждому из них в себе нравятся и не нравятся. Во второй колонке они представляют, что бы о них сказал близкий человек (например, мама или папа). Затем эти листочки собираются и раздаются другим ребятам. Они на обратной стороне этого листка выписывают те положительные и отрицательные качества, которые, по их мнению, имеет хозяин этого листка.
Когда все выполнят это задание, листы сдаются одному человеку. Он зачитывает эти записи, и все вместе их анализируют. Так выясняется, какие положительные и отрицательные качества действительно есть у каждого ребенка, а какие он сам себе придумал.
Похожие статьи:
Игры в детском саду в подготовительной группе
Задания в картинках для дошкольников 5-6-7 лет при подготовке к школе
Игры разминки для детей 6-7 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!