Сюжетные подвижные игры для младших школьников
Подвижные игры в начальной школе
Лиса и куры
Играющие, изображающие кур, то взлетают на «насесты» (встают на рейки), то слетают на землю (спрыгивают с реек), то ходят около «курятника». «Лиса» находится поодаль. Подобравшись к «курятнику», она может осалить любого игрока, касающегося земли хотя бы одной ногой. Осаленного берет за руку и ведет в «нору». Но по пути встречается «охотник». «Лиса» выпускает «птицу», а сама убегает в «нору». «Птица» возвращается в «курятник», после чего «куры» слетают с «насестов». Игра повторяется 5—6 раз.
Достань орешек
Ребятам показывают белочку, рассказывают о ней и предлагают поиграть в игру. Подвешивают на нитках орешки. Детей учат, оттолкнувшись одновременно обеими ножками, подпрыгнуть и схватить орешек. Ребята подпрыгивают, пока не достанут. «Добычу» складывают в корзинку. Вместе с учителем ребята идут в другой конец комнаты, рассаживаются на стульях или на ковре. Учитель колет орешки и раздает ребятам. Слушают русскую народную потешку «Сидит белка на тележке, продает она орешки».
Достань колокольчик
Ребята сидят на стульях, им рассказывают о божьих коровках, показывают иллюстрации. Поют песенку:
Божья коровка, черная головка,
Улети на небо, принеси нам хлеба,
Черного и белого, только не горелого.
Ребятам раздают фигурки божьих коровок, показывают нарисованные на полу дорожки, путь к цветам на полянке (там развешаны колокольчики на нитках).
Ребята цепочкой бегут друг за другом. На «полянке» останавливаются, подпрыгивают, оттолкнувшись двумя ногами, дотягиваются до колокольчика. Попрыгав в высоту, дети спокойно возвращаются «домой».
Белки и собачки
Ребята встают в круг, выбирается водящий, он будет за собачку, все остальные — «белки». Водящий должен поймать мяч у «белок», которые перекидывают его друг другу.
Зайцы в огороде
Чертятся 2 круга, один в другом. Выбирается один ведущий — «сторож», остальные участники — «зайцы». «Сторож» стоит во внутреннем круге — «огороде». «Зайцы» находятся в большом круге и прыгают на двух ногах — то в «огород», то в свой круг обратно. По сигналу «сторож» ловит «зайцев», находящихся в «огороде», догоняя их до пределов внешнего круга.
Часовые и разведчики
Участники игры делятся на две равные команды: «часовых» и «разведчиков» — и выстраиваются в шеренги вдоль двух противоположных сторон площадки на расстоянии 10—20 метров одна от другой. Перед носками играющих чертятся линии, а посередине площадки на одинаковом расстоянии от команд рисуется кружок. В него кладут мяч или другой предмет.
Игроки команды «разведчиков» должны стараться унести мяч, а команда «часовых» должна его стеречь.
По сигналу 2 игрока (крайние с правого фланга каждой шеренги) выбегают на середину площадки к мячу. «Разведчик» делает различные движения, чтобы отвлечь внимание «часового» и унести мяч в свою команду. «Часовой» повторяет все движения «разведчика» и в то же время следит за мячом. Если «разведчик» схватит мяч, «часовой» старается его догнать и осалить, чтобы взять в плен. Если «часовой» не поймает «разведчика» с мячом до линии его «дома», то сам идет в плен на противоположную сторону и становится на левом фланге команды противника.
Игра продолжается до тех пор, пока не переиграют все «часовые» и «разведчики». В конце игры подсчитываются пленные в каждой команде. Выигрывает команда, имеющая больше пленных. Затем играют второй раз, поменявшись ролями. После второй игры опять подсчитывают пленных. Побеждает команда, сумевшая в роли «разведчиков» и «часовых» захватить больше пленных.
Можно играть и один раз. В этом случае игроки в командах рассчитываются на первый и второй. Играющие под первым номером в одной команде — «разведчики», а в другой — «часовые», у играющих под вторым номером роли меняются.
По условиям игры «часовой», не повторивший всех движений «разведчика», проигрывает. Ловить убегающего можно только до черты его «дома». Если, убегая от преследователя, игрок потерял мяч, он идет в плен.
Коршун и наседка
В игре участвуют 10—12 ребят. Один из играющих выбирается коршуном, другой — наседкой. Все остальные — цыплята. Они становятся за «наседкой», образуя колонну. Все держатся друг за друга, а стоящий впереди — за «наседку». «Коршун» становится в трех-четырех шагах от колонны. По сигналу руководителя он старается схватить «цыпленка», стоящего последним. Для этого ему нужно обогнуть колонну и пристроиться сзади. Но сделать это нелегко, так как «наседка» все время поворачивается лицом к нему и преграждает путь, вытянув в стороны руки, а вся колонна отклоняется в противоположную от него сторону.
Игра продолжается несколько минут. Если за это время «коршуну» не удастся схватить «цыпленка», выбирают нового «коршуна», и игра повторяется.
Охотник и сторож
Из числа играющих выбираются охотник и сторож. «Сторож» становится посередине площадки. Возле него чертят круг диаметром в 2 м, остальные играющие (звери) разбегаются по площадке в разных направлениях. «Охотник» гонится за ними, стараясь кого-либо запятнать. Пойманные отводятся в круг под охрану «сторожа». Их можно выручать. Для этого достаточно ударить стоящего в кругу по вытянутой им руке (переходить за линию круга пойманные не могут). Но если «сторож» или «охотник» запятнают выручающего, он сам отправляется в круг.
Вырученные «звери» убегают и присоединяются к остальным. Игра прекращается по усмотрению руководителя.
Лягушка и цапля
По углам большого квадрата ставят стулья, к ножкам которых привязывают веревку на высоте 40—50 см, образуя веревочный четырехугольник — «болото». Вокруг болота — «луг». Выбирают водящего — «цаплю». Остальные играющие — «лягушки». «Лягушки» находятся в «болоте», а «цапля» гуляет по лугу. По сигналу «цапля» идет на «болото» и ловит «лягушат». Они могут спастись, если успеют запрыгнуть на «кочки» — четыре гимнастических скамейки, стоящих за пределом «болота».
Два Мороза
На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. 8 середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз — Красный нос и Мороз — Синий нос. Они обращаются к играющим со словами:
Мы — два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Мороз — Красный нос,
Мороз — Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
И начинают перебегать из одного города в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остается на том месте, где был пойман, и должен с распростертыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.
Воробьи-попрыгунчики
На полу или на площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — «кот», он помещается в центре круга. Остальные играющие — «воробышки» — становятся за кругом, у самой черты. По сигналу руководителя «воробышки» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается
В дальнейшем можно установить правило: впрыгивать и выпрыгивать только на одной ноге.
Карусель
Играющие становятся в круг. На земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом-кругом,
Все бегом-бегом-бегом.
Играющие двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде руководителя: «Поворот!» — они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь «сесть на карусель», т. е. взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места «на карусели» можно только до третьего звонка (хлопка). Опоздавший на карусели не катается.
Совушка
Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит на середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные — жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает — все оживает!» все «жучки», «бабочки», «птички» бегают по кругу, «махая крылышками», «совушка» в это время спит, т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает — все замирает!» — «птички», «жучки» и «бабочки» останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а «совушка» в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в гнездо — середину круга; они тоже становятся Совушками и при повторении игры все вместе вылетают на охоту.
Волки во рву
Посередине площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 70—199 см одна от другой. Это коридор, «ров». Линии могут быть не параллельными, а сужаться с одной стороны до 70 см, с другой — доходить до 100—120 см, чтобы в ходе игры ребята сами выбирали место, где им легче перепрыгивать «ров».
Двое водящих («волки») становятся во рву, остальные («козы») встают шеренгой на одной стороне площадки за линией «дома» (в 10—15 шагах от коридора). На другой стороне площадки линией обозначается «пастбище». По сигналу «козы» бегут из «дому» на «пастбище» и по дороге перепрыгивают через «ров». «Волки», не выходя из «рва», стараются осалить как можно больше «коз», за что «волкам» зачисляются очки.
После 3—4 пробежек выбирают новых «волков», и игра повторяется. Те ребята, которые ни разу не были осалены, считаются победителями. К ним причисляются и те «волки», которые набрали большее количество очков.
Веселые зверята
На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома» на расстоянии 15—20 метров один от другого. Посередине площадки становится водящий. «Охотник», стоя лицом к ребятам, которые располагаются за одной чертой, громко считает: «Раз, два, три!» Все играющие хором говорят: «Мы веселые зверята, мы зайчата и бельчата, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!» — и перебегают на противоположную сторону за линию другого «дома». Водящий ловит бегущих. Пойманные отходят в сторону. После этого водящий снова считает до трех, «зверята» повторяют речитатив и перебегают обратно. После трех- четырех перебежек пойманных пересчитывают, и они возвращаются в общий строй. Выбирают нового водящего, игра повторяется.
Правилами запрещается салить перебегающих за границей «дома». Спасаясь от преследования, нельзя забегать за боковые границы площадки.
Побеждают те, кто меньшее число раз был осален.
Воробьишки
Ребятам предлагают изобразить воробьишек, прыгать на двух ногах — показывают, как это делается: ноги слегка согнуть в коленях, отталкиваться двумя ногами, подпрыгнуть вверх.
Руководитель читает стихотворение:
Воробьишки, бойтесь кошки
Не скачите по дорожке,
Не сидите на скамейке,
Не летайте по аллейке.
По сигналу ребята подпрыгивают 4—5 раз на месте, затем берутся за руки, идут по кругу, останавливаются и снова подпрыгивают во время чтения стихотворения. Ребята сначала учатся прыгать по одному, затем парами лицом друг к другу.
Прыгайте, зайчата!
Ребятам говорят, что к ним в гости прискакал зайчик. Он здоровается с ребятами и рассказывает, какие у него сильные ноги. Зачем? Чтобы далеко прыгать, быстро бегать. Дети тоже должны двигаться, чтобы быть здоровыми и красивыми.
Читают стихотворение:
Прыг-прыг-скок
По двору, по улице.
Прыг-прыг-скок
По весенней лужице
Прыг-прыг-скок!
Детям предлагают побыть зайчиками. По сигналу ребята должны несколько раз прыгнуть вперед. Учитель хлопает в ладоши. Дети поворачиваются и прыгают обратно.
Гоп-гоп, мой конь
Ребятам показывают картинку, рассказывают о коне. Читают стихотворение:
Вы думаете, это — просто палка?
Это же лошадка!!!
Нет, я не шучу.
Со мной садитесь, покрепче держитесь,
По двору, по саду я вас прокачу.
Потом ребята свободно бегают — «скачут верхом на коне», подскакивают на месте, подгоняют коня: «Гоп-гоп!»
Бег сменяется подскоками и наоборот. Дети бегают, прыгают, топают ногами.
Лягушки
Мелом рисуют дорожку, вдоль на расстоянии 1 м раскладывают игрушки — лягушат. По другую сторону вдоль дорожки сидят ребята. Можно загадать загадку:
Скачет по дорожке,
Вытянувши ножки:
Ква-ква-ква!
Педагог показывает и объясняет, как нужно подпрыгивать на месте. Дети повторяют несколько раз. Потом им показывают, как нужно перепрыгивать через дорожку. Игра начинается по сигналу. Учитель следит, чтобы ребята немного наклонялись вперед, сгибали ноги в коленях, энергично отталкивались, прыгали вперед и вверх.
Похожие статьи:
Игры на развитие координации движений у младших школьников
Подвижные игры для детей 7-8-9 лет
Спортивная игра для школьников, 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!