Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Домашние опасности. Плешаков. Школа России

План-конспект по окружающему миру во 2 классе на тему «Домашние опасности»

Цели: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома; изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать в быту; формировать мотивы к безопасному поведению в доме.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту; научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: анаграмма слова «опасности» на доске, карточки с вариантами ответов на вопросы теста, памятки для каждого ученика; у учащихся — цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Повторение правил дорожного движения

Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

— Давайте вспомним изученные нами правила дорожного движения. Расскажите о своей дороге в школу и обратно.

(Учащиеся составляют рассказ о том, как они возвращаются из школы домой, какие правила движения они должны помнить при переходе улиц, какие дорожные знаки встречаются на их пути.)

2. Тест

(Учитель читает вопросы, у учащихся карточки с вариантами ответов.)

1. Куда нужно смотреть, когда переходишь улицу?

а) сначала налево, а посередине дороги направо;

б) сначала направо, а посередине дороги налево;

в) сначала осмотреть всю дорогу, затем посмотреть налево, а посередине дороги — направо.    +

2. Что означает красный сигнал светофора?

а) «Внимание!»;

б) «Светофор сломан»;

в) «Движение запрещено».     +

III. Самоопределение к деятельности

(На доске анаграмма.)

ПСНОТИОАС

— Расшифруйте слово. (Опасности.)

— Где могут подстерегать нас опасности? (Ответы детей.)

— А дома могут?

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

— Прочитайте тему урока на с. 18 учебника. (Домашние опасности.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

- Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

- Рассмотрите рисунки на с. 18. Чем опасны изображенные предметы? (Ответы детей.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1, 2 (с. 12).

(Самостоятельное выполнение.)

3. Беседа

— Назовите вещи, предметы, которые могут быть опасными. (Выделяются предметы по их функциям и свойствам.)

• Острые вещи и предметы. (Ножницы, шило, ножи, вилки, иголки, бритвы...)

• Электроприборы. (Электрочайник, электроплита, электробритва, электрический миксер...)

• Предметы бытовой химии. (Стиральные порошки, ацетон, керосин, растворитель, краска, отбеливатель...)

V. Физкультминутка

Игра «А вам слабо?»

(Учащимся предлагается повторить за ведущим несколько движений. Например: дотронуться указательным пальцем правой руки до кончика носа, а указательным пальцем левой руки — до кончика правого уха, а затем наоборот — указательным пальцем правой руки — до кончика левого уха, а указательным пальцем левой руки — до кончика носа. Как правило, не у всех ребят это упражнение получается, но важно объяснить, что после небольшой тренировки будет получаться у всех. Можно предложить еще несколько аналогичных заданий, которые не только помогут детям понять необходимость тренировки своих умений и способностей, но и будут полезны для развития координации движений.)

VI. Продолжение работы по теме урока

(Класс делится на группы. Учащиеся читают текст на с. 19—20 учебника. Затем дети вместе с учителем формулируют правила безопасности.)

1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно клади на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Дом в порядке содержи:

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки

Ты на место положи!

2. Не засовывай руку в стиральную машину во время работы. Руку может затянуть внутрь и искалечить. Ни в коем случае не открывай боковую дверцу. Можно ошпариться кипятком.

3. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключи телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.

Прежде чем пойдете на свидание,

Чтобы навестить своих подруг,

Сделайте домашнее задание

И не забудьте выключить утюг!

4. Не тяни за электрический провод руками.

5. Ни в коем случае не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них.

6. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, лекарство может оказаться ядом, если принимать его не по назначению.

Химикаты — это яд,

И не только для ребят!

Вот что произошло с Алисой из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».

На столе оказался стеклянный пузырек. «Раньше его тут не было», - вспомнила Алиса. К горлышку пузырька была привязана бумажка, а на ней большими печатными буквами было выведено: «Пей».

Это, конечно, было очень мило, но рассудительная Алиса не торопилась. «Сначала, — решила она, — посмотрим, не написано ли где-нибудь тут "ЯД"». Алиса уже читала в детских книжках, как одни дети заживо сгорают на пожарах, а других пожирают кровожадные звери, и прочие занятные поучительные истории. А случались они потому, что эти дети не слушались старших и никак не желали запомнить, что если попилить палец пилой, то из него пойдет кровь, что если долго держаться за раскаленный утюг, то можно обжечься, и так далее. Вот почему Алиса никогда не забывала: если отпить из бутылки, на которой написано «ЯД», не исключено, что заболит живот.

На пузырьке не было написано «ЯД», и Алиса решила попробовать, что в нем. Оказалось до того вкусно — вроде вишневого сиропа со сливочным кремом, ананасом, хлебом с маслом, ирисками и жареной курицей, - что Алиса тут же выпила до капельки.

— Помогите! — закричала она. — Я складываюсь! Как телескоп!

Так оно и было...

7. Ни в коем случае нельзя открывать никаких упаковок с бытовой химией.

Особую опасность представляет утечка газа. Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, он может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Если вы почувствовали запах газа, нужно сделать следующее.

1. Срочно сказать об этом взрослым.

2. Сразу же открыть окна и проветрить квартиру.

3. Проверить, закрыты ли краны на плите.

4. Немедленно позвонить по телефону 04.

5. Ни в коем случае не включать свет и не зажигать спички.

VII. Рефлексия

— Закончите предложения.

• В жилом помещении опасными могут быть...

• Перед тем как воспользоваться приборами или инструментами, надо...

• Выходя из дома, надо...

• При включении и выключении электроприборов, надо...

• К оголенным электрическим проводам...

• Принимай лекарства...

• Средства бытовой химии...

• На балконе...

— А теперь ответьте на вопросы.

• Когда может сильно ударить током?

• О чем нам говорит оголенный провод?

• В какую домашнюю технику нельзя засовывать пальцы и почему?

• Почему утюг надо брать только за ручку?

• Чем на кухне можно обжечься? Как можно избежать этого?

• Какое вещество на кухне очень опасно?

• Что опасного в аптечке?

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

(Повторение основных правил безопасности в доме. Можно сделать памятки и раздать их учащимся.)

Домашнее задание

1. Придумать и нарисовать свои условные знаки для домашних опасностей.

2. Помнить и всегда соблюдать правила безопасного поведения в быту.

Дополнительный материал

К сожалению, довольно часто дети дошкольного и школьного возраста получают серьезные травмы там, где, казалось бы, им ничто не угрожает, а именно дома. И что больше всего огорчает — часто в присутствии взрослых. Пренебрежение именно со стороны взрослых правилами безопасного поведения в отношении детей и приводит зачастую к трагическим последствиям.

Наиболее травмоопасными факторами в бытовых условиях являются:

• открытый огонь (газ, горящий в газовой плите, огонь в печи, спички, зажигалки);

• острые предметы (ножи, вилки, ножницы, гвозди, иголки);

• стекло (бутылки, посуда);

• мелкие предметы (пуговицы, бусинки, монеты, значки и т. п.);

• емкости с кипятком;

• электрический ток (свободный доступ к розеткам, выключателям, проводам и приборам под напряжением);

• лекарственные средства (таблетки, микстуры, порошки и др.);

• средства парфюмерии и бытовой химии;

• доступ к окну и балкону.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Берегись автомобиля. Плешаков. Школа России

Сообщение о рыбе окунь, 2 класс. Окружающий мир

Сообщение о лососе для детей, 2 класс

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Опасные незнакомцы. Школа России

Рассказ про лес, 2 класс. Окружающий мир

Нет комментариев. Ваш будет первым!