Игры со словами для начальной школы, 1-3 класс

Игры со словами и не только для младших школьников

Звери, птицы

Дети встают в круг. Ведущий находится в центре круга. Он держит в руках мяч и произносит:

Знаем мы всех птиц, зверей.

Ну-ка, мяч, лети скорей!

(Имя ребёнка), мяч лови

И нам птицу (зверя) назови!

Ведущий бросает мяч названному ребёнку, который должен назвать птицу или зверя (животное), в зависимости от задания ведущего, и вернуть мяч обратно. Кто не смог назвать или повторился — выбывает из игры или отдаёт фант.

Деревья, кустарники, цветы

Дети встают в круг вместе с ведущим. Ведущий говорит:

Знаем все вокруг цветы,

И деревья, и кусты.

Мяч, катись-катись по кругу,

Назовём сейчас друг другу

И деревья, и кусты,

И различные цветы!

Ведущий хлопает в ладоши и говорит, например, «Цветы!». Дети передают мяч по кругу. Каждый, кто взял в руки мяч, должен назвать какой-либо цветок. Затем ведущий снова хлопает в ладоши и говорит «Кустарники!» или «Деревья!», а через некоторое время опять «Цветы!». Кто не смог в очередной раз назвать нужное растение или повторился, выбывает из игры или отдаёт фант.

Фрукты, ягоды, овощи

Дети становятся в круг лицом к центру. Трём игрокам вручается по резиновому мячу. Все мячи — разного цвета. Например: зелёный — фрукты, красный — ягоды, жёлтый — овощи. По сигналу ведущего все мячи передают из рук в руки по кругу. Ведущий называет какой-либо фрукт, овощ или ягоду. Передача мячей прекращается, а игрок, держащий в руках мяч соответствующего цвета, подбрасывает его вверх и ловит. Тот, кто перепутает фрукты, ягоды и овощи, становится на место ведущего.

Животные по слогам

Выбирается водящий. Дети образуют круг, водящий с мячом находится внутри круга. Водящий произносит название животного, которое состоит из одного слога, например, «слон, тигр, лев...» и бросает мяч любому из игроков; тот, в свою очередь, тоже называет какое-либо животное из одного слога и бросает мяч следующему игроку. Так происходит до тех пор, пока кто-нибудь не сможет назвать такое животное. Он возвращает мяч водящему, а сам выбывает из игры. Водящий называет животное, состоящее из двух слогов: «кошка», например, и бросает мяч дальше. И опять, когда кто-либо не сможет назвать такое животное, возвращает мяч водящему. Дальше водящий произносит название животного, состоящее из трёх слогов, а потом из четырёх. Побеждает игрок, который последним произнесёт название животного, состоящего из четырёх слогов.

Пятый элемент

Выбирают водящего. Дети рассаживаются на стулья в ряд. Водящий ходит между игроками, останавливается около кого-либо из игроков и говорит: «Назови пятый элемент!» При этом он должен быстро назвать четыре предмета из одного смыслового поля, например: стол, стул, шкаф, кровать; или: сом, карась, ёрш, пескарь; и начать порядковый счёт до пяти: первый, второй, третий... Игрок, к которому обращается водящий, должен успеть назвать пятый элемент в цепочке раньше, чем водящий скажет слово «пятый». Повторять сказанное водящий и игрок не имеют права. Если игрок правильно назвал пятый элемент, то игра продолжается дальше, если ошибся или не успел назвать, то становится водящим, а настоящий водящий занимает его место на стуле.

Нет

Дети образуют круг (сидят или стоят), среди них находится ведущий. «Нет деревьев без корней», —- говорит ведущий. «Нет моря без воды», — говорит игрок, сидящий от ведущего слева. Остальные продолжают в том же духе. «Нет игры без риска», «Нет птицы без крыльев», «Нет леса без деревьев», «Нет дружбы без друзей», «Нет ботинка без подошвы» и т.д. Тот, кто не смог предложить свой вариант, выходит из игры.

Длинная рифма

Один из игроков начинает игру. Он говорит любое слово, желательно короткое, например, «маяк». Второй игрок говорит слово, рифмующееся с первым. Следующий игрок добавляет ещё слово в рифму и т. д. Получается длинная цепочка рифм: «дьяк, хряк, армяк, тюфяк, стояк, остряк, сибиряк, здоровяк, шапокляк, червяк, краковяк, добряк, моряк...» Кто первым не сможет назвать подходящее слово, получает минус. Набрав три минуса, он выходит из игры.

В шляпе!

Дети встают в круг. Ведущий, находящийся в центре круга, вручает одному из игроков шляпу. Дети передают шляпу по кругу, а ведущий называет слова — предметы одежды и головные уборы. Как только он называет головной убор (не обязательно шляпу), игрок, у которого в этот момент шляпа находится в руках, должен быстро надеть её, сказав при этом: «В шляпе!», снять её и передать следующему игроку. Кто «прошляпил» — выходит из игры.

Слова для игры: френч, крылатка, кокошник, горжетка, ермолка, шапокляк, матроска, тельняшка, феска, тюрбан, хламида, канотье, козырь, папаха, ковбойка, толстовка, косынка, риза, кивер, цилиндр, котелок, камилавка, сомбреро, панама, бейсболка, кушак, фуражка, каска, треуголка, косоворотка, ушанка, пелерина, пилотка, бескозырка, кимоно, жабо, сари, чалма, тюбетейка, фуфайка, шаль, килт, берет, кипа, будённовка, картуз, бурка, платок, бандана.

Цветной аукцион

У ведущего игры, как и полагается, должен быть молоточек, которым он будет ударять во время проведения «аукциона».

Внимание! Внимание!

Цветной аукцион!

Я говорю заранее,

Что интересен он!

Дайте мне скорей ответ:

Что имеет жёлтый цвет?

(Одуванчик, лимон, желток, солнце, песок...)

А сейчас я жду ответ:

Что имеет красный цвет?

И так ведущий спрашивает дальше, перечисляя другие цвета. От ведущего зависит, будет он принимать или нет такой, например, ответ: «Рубашка» или «Карандаш», ведь и то, и другое может иметь разные цвета. Если играет младшая группа детей, то вполне можно принимать и такие ответы, но дети постарше должны называть предметы, которые в принципе не могут иметь другой цвет или небольшое разнообразие в цвете. Например, пожарная машина и кровь могут быть только красными, трава и иголки сосны — зелёными, молоко и снег — белыми и т.д. По каждому цвету определяется победитель: тот, кто последним назовёт предмет этого цвета.

ФИО

Для весёлых и болтливых

Есть игра с названьем «ФИО».

Эта странная игра

Привязалась к нам с утра.

Мы весь день в неё играли

И нисколько не устали.

Предлагаю поиграть.

Я вам буду называть

Имя или просто слово,

А вы будьте все готовы

ФИО новое назвать

Слову этому под стать.

Иван... Иван Иванович Иванов,

Чурбан... Чурбан Чурбанович Чурбанов,

Баран... Баран Баранович Баранов, фонтан...

Фонтан Фонтанович Фонтанов.

Егор...

Бугор-

Топор...

Забор...

 

Мы неплохо подбираем

Рифму нужную в момент.

Что же, дальше продолжаем

Этот наш эксперимент.

 

Борис...

Редис...

Маркиз...

Сервиз...

 

Исай...

Шалтай...

Болтай...

Кусай...

 

Семён...

Дракон...

Батон...

Патрон-

 

Назар...

Базар...

Пиар...

Гусар...

Игру можно продолжать долго. Её можно усложнить, называя игрокам лишь имена, а рифмованные слова (не обязательно имена существительные) пусть предложат сами. Имена: Тарас, Трофим, Антон, Сергей, Кирилл, Адам и т.д.

Потешный театр

Выбирают водящего, который выходит из комнаты. В его отсутствие играющие выбирают строчку из какого-либо стихотворения или известную фразу. Все участники игры делятся на группы по числу слов в этой фразе и распределяют, какое слово какая группа будет произносить. Например, во фразе «Ребята, давайте жить дружно» первая группа произносит слово «ребята», вторая — «давайте», третья — «жить», четвёртая — «дружно». Водящий возвращается, и его встречает «потешный театр». Каждая группа произносит своё слово одновременно с другими группами. Задача водящего — назвать фразу и угадать, откуда она взята.

Похожие статьи:

Сценарий конкурсной программы для 1-2 класса

Игровая программа в начальной школе

Развивающие игры для детей от 6 до 11 лет

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Праздник красок

Загадки с ответами. Доскажи словечко для детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!