Внеклассное мероприятие для младших школьников. День работников сельского хозяйства
Праздник ко Дню работников сельского хозяйства. Сценарий «Хлеб - это праздник и будни»
Цель: показать значимость хлеба в жизни человека; воспитывать уважение к труду, к работникам села, бережное отношение к хлебу.
Оборудование: магнитофон, музыкальный диск, плакаты, костюмы, венки, снопики зерновых культур, картины известных художников.
Ход мероприятия
(В записи звучит перезвон церковных колоколов, затем песня «Матушка Россия» в исполнении Т. Булановой. Исполняется танец «Русское поле». Впереди Сеятель с коробом зерна, «разбрасывает» зерно по вспаханному полю. Зернышки, роль которых исполняют дети, начинают прорастать. Колосится и созревает нива. Появляются косари, жницы. Они убирают урожай, «делают» снопы, которые «сходятся» воедино, образуя копну, из середины которой поднимается вверх большой каравай хлеба. Из копны делают импровизированные ворота, куда входят в русских костюмах мальчик и девочка, кланяются. На белом рушнике держат каравай хлеба, приглашают гостей на праздник.)
Ведущие (мальчик и девочка). Дорогие гости! Просим на праздник Урожая! Отведайте хлеба-соли.
(Все танцоры в русских костюмах. Танец с движениями, имитирующими труд крестьянина.)
Мальчик. Человек проник в космос, освоил атом...
Девочка. Но продолжает пахать, сеять - возделывать ниву.
На сцену выходит человек в крестьянской одежде. Это пахарь - известный Микула Селянинович, который «в поле посвистывает, бороздочки помётывает».
Микула Селянинович. Хлеб и человек... Хлеб и жизнь... Эти понятия неразделимы. Нет на свете продукта более нужного. Почётна и ответственна профессия пахаря-хлебороба. Есть хлеб - будет и песня. Есть хлеб - будет и мир. Хлеб - это история нашей Родины; это наше сытное время. Надо знать цену хлеба, уметь его экономить, быть бережливыми и рачительными хозяевами. В хлебе древний человек видел дитя, порождённое Землёй. Пахарь- крестьянин умел работать. Своим трудом он гордился, делился последним куском хлеба с соседями, приобщал их к земледелию. Чем лучше мы живём, тем настойчивее надо прививать уважение к труду хлеборобов. Хлеб не терпит равнодушия. С ним связано всё. Пусть не забывается сказка о хлебном «Колобке»: Я по амбару метён, по сусекам скребён, в масле пряжен, на окошке стужен...».
Мальчик. Послушайте загадки.
Одно бросил -
Целую горсть взял. (Зерно.)
Он на солнышке стоит
И усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони –
Золотым зерном набит. (Колос.)
Девочка.
Зимой бело,
Весной черно,
Летом зелено,
Осенью стрижено. (Поле.)
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла. (Пшеница.)
Мальчик и девочка (вместе). Давайте поиграем!
Дети. Поиграем-поиграем!
Девочка. Предлагаю игру «Мельница».
(Играющие встают в круг, каждый участник кружится на месте.)
Мальчик.
При этом все поём:
Мели, мели, мельница,
Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай
И в мешочки набивай!
Девочка.
А я вот про мельницу могу так сказать:
Крутись-вертись, жернов,
Съеден хлеб наш чёрный!
Съеден вкусный белый хлебик,
Мели новый, мельник!
(На последнем слове песни все должны остановиться и застыть, не шевелясь. Кто из игроков упадёт или не сумеет вовремя остановиться, из игры выбывает, остальные повторяют песню и опять кружатся.)
Микула Селянинович. Прежде чем испробовать хлебушка нового урожая, надо было много и тяжело работать. Техники не было, пахали сохой, убирали серпом. Но не забывали при этом петь. Песня облегчала труд людей. (Из «Песни пахаря» А. Кольцова.)
Пахарь.
Весело на пашне,
Ну, тащися, сивка!
Я сам друг с тобою,
Слуга и хозяин.
Пашенку мы рано
С сивкою распашем,
Зёрнышку сготовим
Колыбель святую.
С тихою молитвой
Я вспашу, посею.
Уроди мне, Боже,
Хлеб - моё богатство!
(Выходят две жницы.)
1-я жница. Матвей Козырев.
ЖАТВА
Полосою ржи широкою
Идут жницы загорелые
И серпами рожь высокую
Жнут, снопами вяжут спелую.
2-я жница.
И кладут копнами, кучами
Рожь, надежду, своё золото,
Что их силами могучими,
Да кровавым потом добыта.
Жницы (вместе).
Бог на помощь, люди добрые,
Дай вам силу да терпение,
Чтобы в пору вам, во времечко
Убрать золото - имение.
Жнец. Ян Райнис.
Поля под солнцем
Желты кругом,
И скоро жнец
Взмахнёт серпом.
Жжёт солнце, точит
Косу бедняк –
Смеётся парень:
Он не дурак.
Пахарь и жницы (вместе).
Хлеб наш очень трудный,
Потому что трудовой!
Микула Селянинович.
Время не идёт, а мчится.
Глядь! А техника внедряться
Стала в земледелие села
И к машинам привела.
Пахарь.
Дарим вам загадки-складки.
Для уборки урожая
На поля я выезжаю,
И за несколько машин
Я работаю один. (Комбайн.)
Железный нос
В землю врос.
Роет, копает,
Зеркалом сверкает. (Плуг.)
Жнец.
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет –
Семь плугов тащит. (Трактор.)
За трактором по полю ходит она,
Отборного ей насыпают зерна.
А где её след чуть заметный ложится,
Там буйно потом урожай колосится. (Сеялка.)
(На сцене появляется воин.)
Воин.
С хлебом русский человек-
Богатырь из века в век!
И недаром хлеб солдатский
Наши воины по-братски
Честно деля г меж собой,
Уходя на смертный бой.
Ведь когда стреляют пушки
И когда враги вокруг,
То последнею краюшкой
С другом делится лишь друг.
Воины ковали победу, отстаивали мир. А кто же ещё причастен к созданию хлеба?
Дети. Пусть ответят нам герои праздника!
Девочка.
Посеяли хлеб хлеборобы весной,
Созрел он и встал золотою стеной.
Мальчик.
И слышит страна:
За уборку пора!
Для хлеба нужны
Комбайны и трактора.
Мальчик и девочка (вместе). Дадим!
Металлург.
Отвечают в цехах
Металлурги:
Для хлеба машины мы сделаем быстро.
Но только нам нужен
Металл непременно!
Мальчик и девочка (вместе). Дадим!
Рудокоп.
Нам только руду
Подавайте сюда.
Для хлеба
С рудою спешат поезда.
Мальчик. Проложены рельсы дорог.
Все. Для хлеба!
Шахтёр. Идёт на-гора уголёк.
Все. Для хлеба!
Нефтяник. Нефтяники нефть достают.
Все. Для хлеба!
Мальчик.
И краны, и вышки
До самого неба.
Все.
Для хлеба! Для хлеба! Для хлеба! Для хлеба!
Девочка.
Когда за столом
Вы, ребята, сидите,
Все. Помните! Хлеб создают: хлебороб, рабочий, нефтяник, строитель, шахтёр, машинист, металлург.
Микула Селянинович. Пора игру затевать, хлебушко прославлять. Кто с нами?
Играющие делятся на две команды, встают рядами друг против друга и поют.
- Кто с нами, кто с нами
Пашенку пахать,
Кто с нами?
- Мы с вами, мы с вами
Пашенку пахать.
Мы с вами!
- Кто с нами, кто с нами
Жито рассевать,
Кто с нами?
- Мы с вами, мы с вами
Жито рассевать
Мы с вами!
- Кто с нами, кто с нами
Жито серпом жать,
Кто с нами?
- Мы с вами, мы с вами
Жито серпом жать.
Мы с вами!
- Кто с нами, кто с нами
Жито в снопы класть,
Кто с нами?
- Мы с вами, мы с вами
Жито в снопы класть,
Мы с вами.
- Кто с нами, кто с нами
Снопы на ток возить,
Кто с нами?
- Мы с вами, мы с вами
Снопы на ток возить.
Мы с вами!
- Кто с нами, кто с нами
Жито молотить,
Кто с нами?
- Мы с вами, мы с вами
Жито молотить.
Мы с вами!
- Кто с нами, кто с нами
Каравай выпекать,
Кто с нами?
- Мы с вами, мы с вами
Каравай выпекать.
Мы с вами!
- Кто с нами, кто с нами
За столом пировать,
Кто с нами?
- Мы с вами, мы с вами
За столом пировать.
Мы с вами!
Во время исполнения песни играющие движениями показывают, как они работают в поле: пашут, сеют жито, жнут его, вяжут в снопы, молотят на току, выпекают каравай и пекут.
Микула Селянинович. На душе и светло и радостно стало. Стариной тряхнули. Только засуха могла и может помешать урожаю. А засуха - спутница голоду. Но люди находят пути избавления от этого нежелательного явления.
(Звучит композиция М. Фадеева «Война» к к/ф «Триумф». Идёт пластическая зарисовка, изображающая засуху. Колосья поникли, лежат на земле. Хотят подняться, но сил мало. И вдруг в музыке всплеск. Все оживает.)
Жнец (о засухе).
Всё жаждет, истомясь от зноя;
Всё вопиёт: дождя, дождя!
И рады все, что солнце мглою
Покрылось, сумрак наводя.
Яков Полонский
Пахарь.
Над полями ходит и сердито ропщет
Злой неурожай,
Взором землю сушит и колосья топчет.
Стрибог, помогай!
Ф. Сологуб
Косарь (радуясь, так как всё плохое позади).
Ах, что за минута
Приходит ко мне!
Я весь наполняюсь
Сладчайшею дрожью,
Как самый счастливый
В России - стране,
Богатой трудами,
Простором и рожью.
И. Наседкин
Микула Селянинович. Кто знает пословицы или поговорки о хлебе, земле, труде хлебороба?
(Дети приводят пословицы.)
• Какова земля, таков и хлеб.
• Ржаной хлебушка калачу дедушка.
• Красна весна цветами, осень - снопами.
• Кто сеет да веет, тот не обеднеет.
• Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.
• Снега надует - хлеба прибудет.
• Посеешь в погоду - больше приплоду.
• Глубоко пашешь - веселей пляшешь.
• Вешний день целый год кормит.
Девочка (обращаясь к мальчику).
Скажи мне,
Как правильней землю назвать:
Земля дорогая?
Земля золотая?
Мальчик.
Нет, лучше, наверно,
Сказать ей:
«Родная!
Земля - наша милая,
Добрая мать!»
Я. Абидов
Пекарь (показывает на каравай).
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Чёрный хлеб на столе –
Нет вкусней на земле!
Будет плакать мой хлеб,
Каравай мой румяный,
Если я разленюсь,
Если лодырем стану,
Плачет хлеб,
Что лентяй его в руки берёт.
Плачет хлеб.
Если к лодырю в рот попадёт,
Но ведь я не лентяй,
Я в работе проворный,
Улыбнись, каравай,
Улыбнись, хлеб мой чёрный!
Девочка и Мальчик. Посмотрите по сказке «Колосок» инсценировку. Сделайте для себя вывод, кто прав.
(На сцене Петушок и мышата - Круть и Верть.)
Петушок. Круть! Верть! Глядите, что я нашёл...
Мышата (вместе). Нужно его обмолотить!
Петушок. А кто будет молотить?
Круть. Только не я!
Верть. Только не я!
Петушок. Ладно, я обмолочу.
(На сцене беготня, шум мышат.)
Петушок. Эй, Круть! Эй, Верть! Глядите, сколько я зерна намолотил!
Мышата (дружно). Теперь зерно надо на мельницу нести. Муки намолоть.
Петушок. А кто понесёт?
Круть. Только не я!
Верть. Только не я!
Петушок (огорчённо). Ладно, я снесу зерно на мельницу.
(Взваливает себе на плечи мешок.)
Петушок (после похода на мельницу). Сюда, Круть! Сюда, Верть! Я муку принёс.
Мышата (хвалят Петушка). Ай да Петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги испечь.
Петушок. Кто будет месить?
Мышата.
Только не я!
Только не я!
Петушок (огорчённо). Видно, мне придётся.
(Петушок месит тесто. Мышата поют и пляшут. Пироги готовы. Петушок выкладывает их на стол.)
Круть (принюхиваясь). Ох, и проголодался же я!
Верть (потирая лапки). Ох, и есть мне хочется!
(Мышата дружно садятся за стол.)
Петушок. Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок?
Мышата (дружно). Ты нашёл!
Петушок. А кто колосок обмолотил?
Мышата (потише). Ты обмолотил!
Петушок (строго). А кто зерно на мельницу носил?
Мышата (тихо). Тоже ты.
Петушок (ещё строже). А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги пёк?
Мышата (чуть слышно). Всё ты. Всё ты.
Петушок. Вы что делали?
Мышата (плачут, выходят из-за стола). Ой-ёй-ёй-ёй!
Петушок. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
Микула Селянинович.
Эта сказка мала,
да ей хвала,
что лодырей назвала.
А вам, детки, всем намёк -
добрым молодцам урок.
(Из кулис с двух сторон выходят дети, вынося плакаты, зрители хором их читают.)
Зрители (читают).
Хлеб - всей жизни голова.
Хлеб - кормилец, наша пища.
Хлеб насущный - сила наша, молодецкая еда.
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.
(На сцену выходят Мальчик и Девочка. На белом рушнике держат каравай с солонкой.)
Мальчик. Просим пройти в кафе «Колосок» дорогих гостей!
Девочка. Отведать хлебушка белого, чёрного, сдобного, трудового.
Мальчик.
Хлебушек душистый
С коркой золотистой.
Девочка.
С аппетитом уплетай,
Молочком запивай!
(Все приглашаются к столу - отведать хлебушка с молоком.)
Похожие статьи:
День здоровья в начальной школе. Сценарий
Праздник осени для младших школьников
Сценарий выставки прикладного творчества для младших школьников
Внеклассное мероприятие по трудовому воспитанию в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!