Дидактические игры и их роль в обучении детей

Дидактические игры и их роль в обучении детей

Какие игры называют дидактическими? Какие бывают дидактические игры? Назначение дидактических игр.

Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе. Они используются педагогами как средство обучения и воспитания. Ребенок по приходе в школу еще «держится» за игру как за знакомое действие, помогающее ему войти в мир взрослых. Позволим себе заметить, что дидактические игры — это, на наш взгляд, не только прерогатива учителей. Родители тоже могут использовать этот вид игр в своей родительской практике. Для этого необходи­мо знать несколько важных вещей. К таким знаниям отнесем причины использования дидактических игр в деятельности ребенка и непосредственно технологию их использования.

В качестве причин использования дидактических игр в учебной деятельности ребенка можно рассмотреть следующие причины:

♦ опора на игровые элементы способствует более активному включению детей в учебную деятельность, поскольку для детей школьного возраста игра еще очень значимый вид деятельности;

♦ дидактические игры способствуют развитию познавательных процессов у младших школьников, поскольку на рубеже шести и семи лет (возраст прихода в школу) у детей преобладает наглядно-образное мышление и с помощью игровых элементов можно добиться хороших результатов;

♦ с помощью дидактических игр можно более активно формировать познавательную мотивацию у детей. Общеизвестно, что при поступлении в школу у детей мотив учебной деятельности еще не сформирован. Игра исправляет эту неподготовленность к сложностям школьной жизни.

Учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена прежде всего на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку. Есть нечто, отличающее дидактическую игру от учебной задачи, хотя она включает в качестве элементов игровые мотивы. В отличие от последней в дидактической игре учебная задача возникает как игровая задача самого ребенка.

Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он привлекает ребенка, вызывает у него интерес, маскируя некоторым образом учебную задачу. Дело в том, что дидактическая игра специальный вид игры. Не всегда возможно демонстрировать яркие, привлекательные сюжетные линии. Все-таки надо учитывать, что эта игра «работает» на учебный процесс.

Можно выделить бросающееся в глаза расхождение между игровыми мотивами и неигровыми способами деятельности. Это важный и достаточно сложный момент использования дидактических игр, поскольку ребенка надо бережно «вынуть» из игры и ввести в серьезную учебную задачу так, чтобы он не потерял интереса к содержанию и результатам игры. Прежде всего игра должна способствовать воспитанию у детей интереса и потребности в интеллектуальной деятельности.

Современные педагоги считают, что дидактическая игра является не столько способом получения новых знаний, сколько способствует переводу знаний с уровня ознакомления на уровень их обобщения.

Похожие статьи:

Существуют ли игры, призванные формировать у ребенка волевые усилия?

Нет комментариев. Ваш будет первым!