Существуют ли игры, призванные формировать у ребенка волевые усилия?
Да есть, это игры по правилам. К ним можно отнести подвижные игры и дидактические игры.
Подвижные игры — это игры, содержащие сюжет и проводимые по правилам. К таким играм можно отнести спортивные игры; сюжетные игры с правилами; игры с правилами, но без сюжета; драматизированные игры с сюжетом и с правилами. Этой системой подвижных игр ребенок овладевает постепенно.
В 3-4 года для него значимы драматизированные игры с определенным сюжетом.
В 5-6 для него уже и интереснее игры с несложными правилами, но без сюжета. К примеру, такие как «Кошки-мышки», «Охотник и зайцы».
В 6-7 лет приоритетными становятся подвижные игры с правилами и без сюжета. Спортивные же игры появляются практически с приходом ребенка в школу. Кроме подвижных игр к играм с правилами относятся и дидактические игры, занявшие свое лидирующее место в школе.
Сущность подобных игр заключается в том, что детям предлагаются в занимательной форме умственные задачи. Это игры, предназначенные для формирования познавательной активности ребенка. Задачи таких игр приобретают ярко выраженную обучающую окраску.
В чем еще значимость дидактических игр?
А в том, что с приходом в школу ребенок меняет приоритетный вид деятельности — с игровой на учебную. Переход этот достаточно болезненный для первоклассника. Вот тут то и поможет игровая деятельность. Она поддерживает ребенка, показывает ему, что с новым видом деятельности — учебной он справится. Игры с правилами содействуют развитию воли ребенка. Ведь ему предстоит преодолевать затруднения, возникающие в ходе игры.