Как организовать и провести игру? Роль взрослых в детской игре
Технология организации игр с детьми. Как же взрослому вести себя в игровой деятельности, в которую включен ребенок? Это особый разговор. От поведения взрослых во многом зависит мера открытия ребенком через игру новых жизненных ситуаций. Играя, взрослый вводит в мир игры необходимые нормы общественной жизни, необходимые для ребенка. Мы рассматриваем игру как универсальный вид деятельности, позволяющий влиять не только на развитие психических процессов, но и на социализацию личности ребенка. Поэтому для нас важно познакомить вас с техникой организации игровой деятельности.
Технология организации игровой деятельности
Как процессуальная технология воспитания она имеет определенную структуру: сюжет игры — игровые роли — игровые действия — использование игровой атрибутики — игровые отношения между участниками.
Вне зависимости от типа игровых технологий и возраста участников игры все они подчиняются определенным этапам:
1. Постановка воспитательной цели.
2. Выбор игры в соответствии с целью.
3. Создание специальных активных групп подготовки к игре.
4. Ознакомление участников игры с ее правилами.
5. Проведение игры.
6. Подведение итогов игры.
Организуя игры с детьми, нельзя забывать о регулировании нагрузки. Дети быстро устают. Правда, надо отдать должное, они так же быстро восстанавливают силы. Но лучше предупредить чрезмерную усталость. Для этого взрослому необходимо быть внимательным и следить за признаками усталости, которые могут быть выражены следующим образом:
* выражение лица ребенка становится напряженным, движения суетливыми, а сам ребенок напряженным;
* движения выполняются нечетко, суетливо, появляются не оправданные правилами игры движения;
* кожа ребенка может покраснеть или побледнеть, под глазами появляются круги или синий оттенок;
* ребенок может потеть больше, чем обычно, появляется одышка, учащается пульс.
При использовании игровых техник взрослому принадлежит организационная роль. Игра требует от него такта и умений адекватно строить взаимоотношений участников игры.
В качестве примера приведем несколько правил их организации игры с дошкольниками и младшими школьниками:
* нельзя навязывать игры детям. Старайтесь вместе с ними выбрать игру, или придумать ее;
* нельзя, чтобы кто-то из детей оставался вне «игрового поля»;
* нельзя, чтобы результаты игры унижали личность ребенка;
* нельзя предлагать ребенку ту или иную роль, если вы не уверены, что он с ней справится;
* нельзя противопоставлять себя группе детей. Играйте вместе с ними.
В современной литературе, посвященной играм, предлагается огромное количество разных игр, но мы посчитали целесообразным составить примерную программу игр для ребенка и предложить ее вам. В программу входят игры, соответствующие нашим рассуждениям. Безусловно, такая программа может быть иной и включать другой набор игр, расширяя классификацию. В технологии использования игр нет и не может быть четких и обязательных алгоритмов действий. Все зависит от особенностей организации игровой деятельности, индивидуальных и возрастных особенностей детей, в ней участвующих.
Похожие статьи:
Как правильно воспитывать и развивать детей
Что делать, если ребенок не хочет выходить из игры?
Что лучше для развития ребенка, играть со сверстниками или с взрослыми?
Как ребенка 4-х лет можно оторвать от процесса игры. Как можно дисциплинировать ребенка?
Как быть, если ребенка не принимают играть в игры, организуемые детьми во дворе?
Нет комментариев. Ваш будет первым!