Консультация для родителей. Развитие художественно творческих способностей ребенка в семье

Консультация для родителей. Развитие художественно творческих способностей ребенка в семье

Немного истории

Вопросы, связанные с развитием художественного творчества в семье, волновали педагогов очень давно. Выдающиеся педагоги прошлого считали, что, для того чтобы родители правильно воспитывали ребёнка, необходимо предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы. Именно тогда Я. А. Коменский в помощь матерям создаёт первую в мире детскую энциклопедию, а И. Г. Песталоцци пишет руководство для матерей о том, как им научить своих детей рисовать и эстетически воспринимать окружающую действительность.

Л. Н. Толстой считал, что в дошкольном детстве приоритет в вопросах не только воспитания, но и образования должен принадлежать семье. По его мнению, искренность и сердечность в отношениях и общении родителей с детьми являются основным условием в решении воспитательно-образовательных задач.

К. Д. Ушинский также отводил семье огромную роль в развитии личности ребёнка. При этом он утверждал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать необходимые знания и умения в процессе взаимодействия с педагогами. К. Д. Ушинский подчёркивал, что особо важная роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит матери. Именно она ближе всех стоит к ребёнку, заботится о нём с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности. Д. И. Писарев считал, что работа по эстетическому развитию ребёнка должна начинаться в семье, и как можно раньше. Поэтому для матерей была разработана специальная программа, в которой были чётко сформулированы задачи для каждого возрастного периода и даны практические советы, не утратившие своей значимости и сегодня. К ним относятся рекомендации по созданию в домашней обстановке развивающей среды «для радостного созерцания прекрасного», а также методы и приёмы, которые позволяли матерям в процессе тактичного и деликатного общения «не учить детей искусству, а побуждать наслаждаться изящным».

Н. И. Новиков и Д. И. Писарев особое значение придавали содержанию произведений искусства. Они считали, что не следует демонстрировать детям сцены насилия и агрессии, необходимо охранять малышей от всяких впечатлений страха и ужаса. К сожалению, мы не знаем, насколько эффективными были эти рекомендации в то время, но сейчас это крайне актуально, так как дети на экранах телевизоров постоянно видят модели агрессивного поведения, и это крайне опасно для их психического здоровья. А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский понимали, что родители остро нуждаются в специальных педагогических знаниях, поэтому призывали педагогическую общественность организовывать на базе любых образовательных учреждений специальные школы для родителей. При этом А. С. Макаренко призывал педагогические коллективы найти такие способы воздействия на родителей, чтобы семейное воспитание не противодействовало общественному, а помогало ему.

Родители — первые учителя ребёнка в развитии его художественного творчества

За период дошкольного детства ребёнок проходит большой путь в развитии своего творчества. Беспомощные каракули малышей постепенно сменяются предметными и сюжетными рисунками. Но главное не это, а то, что продуктивные виды детской деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование) играют важную роль в общем и художественном развитии ребёнка.

Социально-личностному развитию ребёнка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки и т. п., которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В художественно-эстетическом развитии ребёнка важную роль играет моделирующий характер изобразительной деятельности, который позволяет ему по своему усмотрению отражать окружающую действительность и создавать те или иные образы.

Творческая работа дошкольника с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом. У ребёнка формируется очень важное умение — самому себя занять интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с разными материалами дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие представления о способах и приёмах их использования при создании изображения.

Действия с материалами и инструментами (кистью и др.) положительно влияют на развитие руки ребёнка, координацию движений обеих рук, действий руки и глаза и т. п. В процессе продуктивной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к тому, что они делают, развивается художественный вкус. По мнению педагогов и психологов, умение ребёнка создавать изображение является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе.

Отечественные и зарубежные учёные установили, что продуктивные виды детской деятельности не могут эффективно развиваться спонтанно. Художественное развитие ребёнка происходит под влиянием общения со взрослыми в специально созданной для этого развивающей среде и во многом зависит от материалов и оборудования, которыми пользуются дети.

Создание условий для развития детского творчества в семье

В результате специального изучения было установлено, что в настоящее время в большинстве семей не созданы условия для полноценного развития детей в изобразительной деятельности.

Материалы, пособия и оборудование приобретаются родителями чаще всего стихийно, поэтому их подбор носит случайный характер и не способствует своевременному и полноценному развитию ребёнка, а в отдельных случаях даже наносит вред из-за низкого качества приобретённых материалов. Кроме того, многие родители считают, что для художественного развития ребёнка-дошкольника вполне достаточно занятий изобразительной деятельностью в условиях детского сада, а дома рисовать, лепить, заниматься аппликацией и конструированием вовсе не обязательно. Но это неверная точка зрения, потому что в дошкольном образовательном учреждении решаются одни задачи, а в семье — другие.

Во-первых, в детском саду ребёнок попадает в ситуацию специально организованной образовательной деятельности. В семье при наличии соответствующих условий ребёнок может занять себя наиболее интересным ему делом, что в большей степени способствует его личностному развитию.

Во-вторых, в результате специальных психолого-педагогических исследований было установлено, что на всех стадиях развития ребёнка-дошкольника особо значимым для него является понимание и поощрение его усилий именно со стороны родителей. При этом как в детском саду, так и в семье художественное развитие ребёнка невозможно представить без соответствующих материалов и оборудования. Родители должны знать, какие материалы, пособия и оборудование для занятий рисованием необходимы для развития их ребёнка в том или ином возрасте, и стараться приобретать именно их.

С целью оказания помощи родителям в решении этой задачи был разработан специальный перечень материалов и оборудования для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

В вопросах типизации и подбора материалов и оборудования учёные исходили из представлений о развитии творческих возможностей детей, сложившихся в отечественной психологии и педагогике. Кроме того, учитывались представления об условиях художественного развития детей от 3 до 7 лет, описанные в работах отечественных и зарубежных учёных. Остановимся более подробно на вопросе о том, как создать в семье условия для развития ребёнка в самом популярном виде изобразительной деятельности — рисовании.

Материалы и оборудование для занятий рисованием с детьми 3-7 лет

3-4 года

Здоровый, эмоционально благополучный ребёнок четвёртого года жизни отличается большой активностью и стремлением к самостоятельности. Поэтому отсутствие условий для проявления этой активности, по мнению врачей, часто является причиной нарушений возбудимости их нервной системы, а по мнению психологов, приводит к задержкам психического развития.

Свою активность и стремление к самостоятельности дети этого возраста могут успешно реализовывать в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. След, оставленный фломастером на бумаге, цветное пятно краски, видоизменённый комочек пластического материала и простенькая конструкция из строительного материала — это реальный продукт деятельности ребёнка, который он видит сам, может показать другим и испытать чувство удовлетворения за свои достижения. Поэтому продуктивные виды детской деятельности, как и игра, являются одним из любимых и развивающих занятий детей этого возраста.

Кроме того, изображая то, что его интересует и волнует, ребёнок получает уникальную возможность «выплеснуть» на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе, что имеет терапевтический эффект и способствует успокоению ребёнка.

Учёные установили, что правильно подобранные материалы и оборудование во многом способствуют социально-личностному развитию детей — появлению и развитию у них целенаправленности, то есть способности ставить простые цели и реализовывать их в процессе собственной деятельности.

Появление целенаправленности у детей этого возраста происходит совсем не так, как у взрослых, которые начинают любое дело с постановки цели. Вначале ребёнок просто манипулирует с понравившимися ему материалами. Но вдруг у него что-то получилось (штрихи на бумаге напомнили травку и т. п.). Малыш в своём сознании зафиксировал это, а затем смог вновь нанести штрихи на бумагу. А через какое-то время ребёнок уже сможет сказать, что он будет рисовать травку, то есть осуществлять целенаправленную деятельность.

Для того чтобы каждый ребёнок младшего дошкольного возраста смог сделать этот очень важный шаг в своём развитии, нужны соответствующие материалы и оборудование. И задача родителей — позаботиться о том, чтобы в семье было достаточно привлекательных, разнообразных и очень простых в использовании материалов.

Так как в основном жизнь и деятельность ребенка 3—4 лет связана с игрой, то и требования к результату определяются прежде всего возможностью использовать созданный им продукт в играх. Нарисовал малыш рельсы для игрушечного паровоза, поставил игрушку на них и «поехал»; сделал из кубиков гараж и разместил в нём свою машину и т. п.

Дети четвёртого года жизни при создании образа широко используют цвет. Для того чтобы они могли выразить своё эмоциональное отношение к образу, у них должна быть возможность широкого выбора различных цветов среди имеющихся красок, карандашей, фломастеров. Поэтому родителям необходимо позаботиться об увеличении количества цветов в изобразительных материалах.

Примерный набор материалов для рисования

1. Набор цветных карандашей (12 цветов)

2. Набор фломастеров (12 цветов)

3. Гуашь (12 цветов)

4. Круглые кисти (беличьи, колонковые № 10—14)

5. Ёмкость для промывания ворса кисти от краски (0,5 л)

6. Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания (15x15 см)

7. Подставки для кистей

8. Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается родителями в зависимости от желания ребёнка и задач обучения

4-5 лет

Период жизни ребёнка от 4 до 5 лет характеризуется его дальнейшим развитием в рисовании.

Исходная цель деятельности пополняется, развёртывается, из неё вытекает новая цель, и постепенно образуется цепочка взаимосвязанных целей. Это значительно обогащает практическую деятельность детей, всё время поддерживает к ней интерес, способствует появлению новых игровых и творческих планов. Поэтому рисованием увлекается большинство детей. Следовательно, требуется больше изобразительных материалов. Развёртывание и реализация новых целей требуют от детей более развитых и разнообразных умений и навыков.

Рисунки детей четырёх лет специалисты уже относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с умелостью ребёнка. Представления детей о предмете во многом отличаются от самого предмета и отражают не все его качества, а лишь отдельные стороны, иногда те, которые произвели на ребёнка наибольшее впечатление. И эти представления постоянно меняются, преобразуются и обобщаются. Поэтому дети воспроизводят в рисунке не то, что они видели, а то, что они себе представляли, воображали, и для этого они могут использовать разнообразные изобразительные материалы.

Для ребёнка не имеет значения качество раскраски созданного им изображения. Тем не менее детей надо учить технике закрашивания. Это можно сделать не только при закрашивании рисунка, выполненного самостоятельно, но и при использовании специальных трафаретов, альбомов, которые продаются в магазинах. Поэтому начиная с четырёх лет мы вводим их в перечень. Кроме того, в этом возрасте в арсенал средств для рисования могут войти и такие материалы, как сангина, соусы, угольные карандаши, цветные восковые мелки и т. п.

Проведённые психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что:

• к четырём годам у ребёнка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета и оттенки и знать их названия;

• в возрасте 4—5 лет наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению;

• дети в состоянии выражать с помощью цвета своё отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов.

Очевидно, что способность воспринимать цвет имеет для ребёнка этого возраста большое практическое значение. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от своего труда. Но для этого требуется специальное оборудование и материалы (палитры, большое количество белил, чтобы иметь возможность экспериментировать с краской, и т. п.).

Таким образом, очевидно, что изменения в общем психическом развитии ребёнка на пятом году жизни требуют пересмотра перечня материалов и оборудования для рисования.

Примерный набор материалов

1. Набор цветных карандашей (24 цвета)

2. Набор фломастеров (12 цветов)

3. Набор шариковых ручек (4 цвета)

4. Цветные восковые мелки (12 цветов)

5. Гуашь (12 цветов)

6. Гуашь (белила)

7. Палитра

8. Губка для смывания краски с палитры

9. Круглые кисти (беличьи, колонковые № 10—14)

10. Банки для промывания ворса кисти от краски (0,5 л) и споласкивания (0,25 л)

11. Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания (15x15 см)

12. Трафареты, альбомы

5 - 7 лет

В старшем дошкольном возрасте активное стремление ребёнка к целенаправленной продуктивной деятельности получает своё реальное воплощение: ребёнок не только готов, но и может поставить чёткую цель, сделать что-то и добиться результата. При этом получение результата становится для него критерием, на основании которого он может судить сам о себе, о своих возможностях. Если этот результат успешен, ребёнок начинает верить в себя, в свои силы и уверенно берётся за другую, более сложную работу.

В процессе создания изображения старшие дошкольники не только передают окружающую их действительность, но и выражают своё эмоциональное отношение к ней.

Основными средствами для выражения отношения к изображаемому для ребёнка служат линия и цвет. А в качестве специальных выразительных средств ребёнок 5—7 лет может использовать орнамент и симметричные построения, гиперболизацию или преуменьшение отдельных предметов, композицию.

Но для того чтобы так действовать, ребёнку нужны соответствующие изобразительные материалы. Именно поэтому специалисты по обучению детей рисованию обращают внимание взрослых на необходимость давать детям для их художественной деятельности материал хорошего качества, широко использовать цветную бумагу. «Я считаю, — говорил народный художник РСФСР Н. Н. Жуков, — что именно ребятам необходимо давать бумагу и краски хорошего качества. Очень целесообразно давать ребятам для работы цветную бумагу. К примеру, если надо рисовать Африку — раздайте им оранжевую бумагу, и пусть рисуют на ней тушью. Нарисуют пальму и длинную тень — и уже становится жарко. А когда будет задание нарисовать море — дайте зелёно-голубую бумагу и гуашевые белила, и они сделают волны и море, которое движется и живёт. Принесите им чёрную бумагу и дайте задание изобразить ночной город. Когда ребята дотронутся белой краской до бумаги, то на ней как бы сразу зажгутся огоньки, восхищая ребят иллюзией света. Так благодаря цветной бумаге будет сокращён процесс технической работы и значительно усилен эмоционально-творческий момент, который и имеет основное значение для развития в ребёнке увлечения и желания заниматься изобразительным искусством».

Именно поэтому в предлагаемый перечень включены в большом количестве и разнообразные изобразительные материалы.

Примерный набор материалов

1. Набор цветных карандашей (24 цвета)

2. Графитные карандаши (2М—ЗМ)

3. Набор фломастеров (12 цветов)

4. Набор шариковых ручек (6 цветов)

5. Угольный карандаш «Ретушь»

6. Сангина

7. Пастель (24 цвета)

8. Гуашь (12 цветов)

9. Белила цинковые

10. Краска фиолетовая, лазурь, охра, оранжевая светлая, кармин, краплак, разные оттенки зелёного цвета

11. Палитры

Для рисования гуашью могут использоваться палитры разной конструкции (подставки, в которые вставляются 8—10 розеток для краски, и др.), но опыт показывает, что для работы с детьми дошкольного возраста в качестве идеальной палитры подойдёт белая керамическая плитка.

12. Круглые кисти (беличьи, колонковые № 10—14)

13. Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л)

Использование для промывания кистей сразу двух банок разного размера (0,5 л — для промывания кисти «по-чёрному», а 0,25 л — для ополаскивания) позволяет детям в процессе рисования не менять воду.

14. Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании в аппликации (15x15 см)

15. Подставки для кистей

16. Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается родителями в зависимости от задач обучения и интересов детей

Похожие статьи:

Консультация для родителей. Ребенок в автомобиле

Какие книги читать детям 5-7 лет

Консультация для родителей в детском саду «Ребенок и компьютер»

Консультация для родителей. Лекарственные растения вместо таблеток

Ребенок на пороге школы. Консультация для родителей

Нет комментариев. Ваш будет первым!