Как научить ребенка культуре поведения в обществе

Как научить ребенка культуре поведения в обществе

Правила коллективной культуры общения

Как обучать ребенка правилам общения?

Приходя в детский сад, малыш уже должен быть знаком с культурой поведения в обществе, где необходимо:

■ действовать по инструкции, соблюдать дисциплину;

■ разрешать конфликты, делиться, иметь понятие об «общих вещах»;

■ проявлять инициативу, демонстрировать свои спо­собности, отстаивать свое «я»;

■ удовлетворять собственный познавательный интерес посредством речевой коммуникации;

■ удовлетворять потребность в общении, игре в рамках коллективных занятий.

Способность действовать по инструкции должна отрабатываться не только в рамках ваших индивидуальных интеллектуальных занятий, но и в рамках коллективных игр. Короткие инструкции («возьми яблоко», «отнеси книгу») постепенно должны переходить в более сложные, направленные на взаимодействие («возьми второе (красное) яблоко и угости Ваню», «отнеси толстую (красную) книгу Васе»).

Старайтесь, чтобы понятие «инструкции» не носило односторонний характер, малыш также должен уметь правильно «инструктировать» сверстников и взрослого о своих проблемах, грамотно доводя до них информацию. Иначе воспитатель никогда не узнает, что Вова на прогулке вдруг захотел посетить туалетную комнату, Свете натирает ногу камешек, попавший в сандалик, а Анюте непонятно, каким образом необходимо работать с дидактическим материалом на уроке математического развития. Общение со взрослыми должно постепенно переходить в русло активного взаимодействия.

Первоначально отрабатывайте данный вид коммуникации, действуя в паре «родитель—ребенок». Затем, на несколько минут доверяя присмотр за ребенком маме соседского малыша, вашей хорошей знакомой, крестной малыша. Гуляя на площадке, предупредите ребенка, что отлучитесь в магазин купить сока. При этом покажите крохе, кто за ним будет присматривать в ваше отсутствие, как можно правильно попросить о помощи вашу знакомую, что необходимо сделать, чтобы удовлетворить свои потребности. Конечно, прежде чем оставаться один на один с тетей Люсей, малыш должен хорошо ее знать (что она ваша соседка, мама его друга, например). Даже если вы доверяете ребенка всего на пару минут, прежде убедитесь, что малыш установил «базовый контакт» с вашей знакомой на уровне «здравствуйте— до свидания», смотрит ей в глаза, способен отнести ей игрушку, не стесняясь, попросить ее обратно. Начинайте отрабатывать выполнение вышеперечисленных заданий на мамах всех малышей, с которыми малыш подружился на площадке.

При этом, конечно, вам самим придется немало потрудиться, т. е. наладить отношения с родителями сверстников вашего ребенка. Если, стоя возле песочницы, вы будете все время молчать, общаясь исключительно со своим ребенком, вряд ли малыш «услышит» ваши пожелания расширить круг общения. Общение должно происходить максимально естественно для малыша, т. е. вытекать из вашего повседневного стиля взаимодействия с окружающими.

Знакомясь, учите ребенка представлять себя и вас одновременно: «Меня зовут Вася, а это моя мама.... Как тебя зовут, где твоя мама?». Мотивируйте ребенка демонстрировать свои успехи не только другим детям, но и их родителям: «Света, смотри, какая башенка у меня получилась, тетя Аня, посмотрите!». Привлекайте родителей других детей, собравшихся на площадке, к активным подвижным играм с детьми, вождению хороводов.

Первое время ребенок может общаться ко взрослым на «ты», не стоит сразу осаждать стремление ребенка к общению, подождите, пока его интерес к построению коммуникации окрепнет настолько, чтобы воспринимать вашу критику и предложения изменить формат общения.

Таким образом, круг общения ребенка постепенно расширится, причем естественным путем. Это очень важный опыт для начинающего воспитанника детского сада, поскольку в стенах образовательного учреждения ему придется самостоятельно находить общий язык с различными взрослыми: двумя воспитателями, нянечкой, учителем музыки, физической культуры, другими пе­дагогами, родителями одногруппников, медперсоналом.

Однако очень часто встречаются ситуации, когда малыши стесняются напрямую обратиться к воспитателю с вопросом, просьбой или пожеланием. Они просят родителей донести их желания до воспитателя или воздерживаются от его удовлетворения. При этом, конечно, ощущая дискомфорт, связанный с нереализованностью потребностей. Общаясь в кругу детей, малыш должен приобрести знания не только о культуре общения (как правильно приветствовать друг друга, прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», формулировать просьбы), но и о спо­собе разрешения конфликтных ситуаций. В этом ключе малыш должен познакомиться с таким понятием, как «по очереди». Это очень важная категория, поскольку часто, приходя в детский сад, дети первым делом устраивают истерику, требуя отобрать у сверстника вожделенную игрушку. Если все общее, трудно объяснить, почему эта кукла сейчас у другого ребенка. Нельзя! — говорит воспитатель. Но разве это аргумент?

Общаясь на площадке с другими детьми, малыш должен приобрести опыт разрешения конфликтов, а также усвоить некоторые правила. В идеале родителям необходимо договариваться между собой, что игрушки в песочнице будут считаться общей собственностью до тех пор, пока малыши не покинут площадку. Поскольку, если объяснить ребенку, что играть можно только своими, принесенными из дома приспособлениями для игры в песке, то собственнические настроения ребенка будут только крепнуть. Получив разрешение поиграть с чужой машинкой, малыш-собственник вряд ли захочет с ней расстаться. Если согласия между родителями нет и ваше «коммунистические» настроения не нашли поддержки, выход один: сразу объявить малышу, что его игрушки общие, но ему можно пользоваться чужими, только получив разрешение у хозяина. Несправедливо, скажете вы. Напротив. Ваш малыш вовремя избавится от комплекса собственника, который сможет ему навре­дить впоследствии. Поступив в детский садик, ваш маленький дипломат не будет мучиться ревностью к любимой игрушке, считая ее своей. Разве это не благо?

А чтобы развить у крохи навыки построения конструктивного диалога с другими детьми, необходимо увлечь ребят общей игрой. В игре малыши сблизятся. Освоившись, они легче общаются друг с другом, проявляют инициативу, освобождаются от коммуникативных барьеров.

Похожие статьи:

Как подготовить ребенка к посещению детского сада

Как научить ребенка правилам личной гигиены

Нужен ли ребенку детский сад? Почему детский сад необходим ребенку?

Как научить ребенка правилам общения

Как развивать навыки общения у ребенка

Нет комментариев. Ваш будет первым!