Когда необходимо начинать подготовку ребенка к посещению детского сада?
Подготовка к важным переломным моментам в нашей жизни всегда занимает достаточно длительное время. Это особенно актуально, когда мы говорим о важных процессах, которые происходят в жизни наших детей. Свои маленькие шажки по жизни наши крохи должны совершать своевременно, плавно, без рывков и трагедий, оставляющих отпечаток на неокрепшей детской психике.
Именно поэтому крайне важно родителям ответственно подойти к такому событию, как поступление ребенка в детский сад. Ведь от успешности адаптации малыша зависят такие важные вещи, как гармоничность развития, успешность обучения, коммуникации и т. д.
Вовремя пройдя грамотно организованную адаптацию в коллективе, малыш будет наслаждается общением со сверстниками, наращивая опыт коммуникации с различными (а не только с «хорошими») мальчиками и девочками, воспитателями. Вживаясь в новую для себя роль ученика, малыш испытает радость обучения новым навыкам, групповой работы. Будет активно участвовать в жизни коллектива, инициируя совместную деятельность с другими детьми, игры и т. д. Другими словами, коллектив детского сада станет для него той платформой, на которой будут раскрываться способности и таланты ребенка, а значит, малыш и в дальнейшем будет легко и непринужденно двигаться по жизни вперед. При этом, конечно, для ребенка по-прежнему будет важна родительская оценка, тепло и внимание к его интересам.
Нельзя забывать, что вся дальнейшая жизнь наших детей — хотим мы этого или нет — будет проходить в обществе, ограниченная, с одной стороны, социальными рамками, а с другой — их возможностями в этих рамках лавировать. Поэтому очень важно помочь ребенку, поэтапно, пошагово решая вопрос, приспособиться к требованиям коллективной этики, начиная с раннего возраста.
Малыш должен вовремя и самостоятельно найти свое место в коллективе сверстников и научиться достойно представлять себя в нем, приемлемыми способами отстаивая свою индивидуальность.
В трехлетнем возрасте, когда малыши начинают остро нуждаться в личном пространстве, самоопределении, самостоятельности, переход на новый этап взаимодействия с родителями и окружающими людьми становится естественной задачей его развития. В это время стоит немного помочь крохе, объясняя, как правильно организовать это взаимодействие, чтобы общение приносило радость. Именно радость от удовлетворения своих новых потребностей должен испытать каждый ребенок, поступающий в детский сад.
Если же малыш попадает в коллектив в стрессовом состоянии и тратит всю энергию на переживания, связанные с оторванностью от мамы, привычного круга общения, говорить о раскрытии способностей ребенка в стенах детского учреждения не приходится. В состоянии эмоционального неблагополучия ребенок вряд ли сможет найти свое место в коллективе, усваивать инструкции, новые правила, справляться с программой развития. Но главное, если ребенок не ощущает в себе собственного личностного потенциала (придаток мамы — не есть самостоятельная личность), его самооценка может быть искажена.
При этом малыш будет терпеть неудачи в отстаивании своего мнения, своей значимости, своего права на действия, суждения.
Малыш может ни с того ни сего вдруг стать агрессивным, конфликтным или угрюмым, замкнутым. Даже если по истечении времени патологическая симптоматика сгладится, печальный жизненный опыт наложит свой отпечаток на отношения, которые будут складываться в дальнейшей жизни ребенка: в школе, институте, на месте работы, в личных отношениях. Часто родителям впоследствии приходится прибегать к помощи детского психолога. Без помощи профессионала мамам и папам редко удается справиться с последствиями детской травмы. Детская психика — вещь очень тонкая. О сохранении ее здоровья необходимо заботиться с раннего возраста.
Примерно за год до поступления в младшую группу ваш малыш должен постепенно знакомиться с элементарными правилами поведения, культурой общения в коллективе, с коллективными инструкциями, а возможно, и новым для себя распорядком дня.
Необходимо всячески потенцировать, поощрять стремление ребенка к общению со сверстниками и взрослыми, увлекая кроху забавами, которые предусматривают наличие в игре партнера, соперника, собеседника. Кроме того, рекомендуется начать активно расширять сферу самообслуживания ребенка, приучая к самостоятельности и уделяя внимание навыкам гигиены, безопасной жизнедеятельности. Ведь в младшей группе у малыша не будет персональной няньки. Навыки самообслуживания необходимо отработать с ребенком как можно раньше, чтобы при необходимости ваш малыш смог позаботиться о своем благополучии и о здоровье самостоятельно, без помощи воспитателя.
Нам психолог говорил, что любые изменения в жизни ребенка, особенно в это время, это стресс. Поэтому нужно его нервам помогать.. Давать витамины специальные, больше времени проводить вместе, общаться, разговаривать.. Мы с такими мерами в садиковскую среду влились без проблем, никаких истерик не было)) адаптацию прошли успешно))
Я считаю, что самое главное-обеспечить нормальный иммунитет ребенку. Это главная подготовка. Мы с весны, как вообще вся эта эпопея началась, стали давать витамины и закаливаться по утрам начали. Ни разу ещё за это время не болели, что не может не радовать. И в садике хвалят.