Свидетельство о публикации бесплатно

Конспект классного часа для 9 класса

Классный час – 9 класс

Классный час «Семь чудес России. Храм Христа Спасителя»

Информационно-познавательный классный час в форме виртуальной экскурсии в храм Христа Спасителя

Взрыв храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России.

Владимир Солоухин

Цели: углубить знания детей об истории российской культуры; формировать положительное отношение к таким качествам, как любознательность, пытливость; способствовать формированию эстетического чувства; воспитывать уважение к отечественной культуре; воспитывать художественный вкус; побуждать детей к расширению своего кругозора, к изучению культуры России.

Форма проведения: виртуальная экскурсия.

Подготовительная работа: назначить группу экскурсоводов (6 детей), распределить материалы выступлений.

Оформление: фотографии храма, советские антирелигиозные плакаты.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Виртуальная экскурсия.

1. Как был построен храм?

2. История разрушения.

3. Реквием по разрушенному храму.

4. Возрождение храма.

III. Интерактивная беседа.

IV. Заключительное слово.

Ход классного часа

Вступительное слово

Классный руководитель. Ребята, все вы знаете о семи чудесах света. Это самые великие сооружения древнего мира, в числе которых египетские пирамиды, статуя Зева, храм Артемиды. Представьте себе, что вас попросили составить список семи чудес России.

По каким признакам вы бы отбирали российские достопримечательности?

Примерные ответы детей:

- Древность, масштабность, грандиозность сооружения.

- Важность для истории, для государства.

- Различные чудесные истории, связанные с этим памятником.

- Ценность для веры, религии народа.

- То, насколько этот памятник известен за границей.

- Сколько туристов привлекает к себе этот памятник.

Классный руководитель. Какие памятники вы бы включили в число семи чудес России? (Дети отвечают.)

Долгое время наш народ был оторван от своей истории и культуры. Огромное количество памятников было стерто с лица земли. Но они сохранились в фотографиях, картинах, в литературных описаниях. По всей России сейчас восстанавливаются десятки тысяч памятников. Многие из них можно смело включить в состав семи чудес России. Об одном из таких чудес мы узнаем сегодня в ходе виртуальной (воображаемой) экскурсии. Цель нашего маршрута - Москва, храм Христа Спасителя. Передаю слово экскурсоводам.

II. Виртуальная экскурсия

Как был построен храм?

Экскурсовод 1. Храм Христа Спасителя был построен по проекту архитектора Константина Тона в благодарность за спасение России от наполеоновского нашествия.

Экскурсовод 2. Храм Христа Спасителя - это храм-памятник. Он возведен в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Это монументальное сооружение возводилось в течение 44 лет и было завершено в 1883 г.

Экскурсовод 1. Храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви. В нем могут поместиться 10 ООО человек. Сверху храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной.

Экскурсовод 2. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 м (на 1,5 м выше, чем Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге).

Экскурсовод 1. Диаметр главного купола равен 29,87 м. Толщина наружных стен здания равна была 3,2 м, внутренних - 1,4 м.

Экскурсовод 2. Роспись внутри храма занимает около 22 ООО м2, из которых около 9000 м2 позолочены.

Экскурсовод 1. Как Исаакиевский собор называют музеем минералов, так и храм Христа Спасителя можно назвать таким музеем: для пола и стен, где не было росписей, использовались темно- зеленый Лабрадор, добываемый в Киевской губернии, шокинский порфир, добываемый в Олонецкой губернии, и итальянский мрамор пяти сортов. 12 колонн из полудрагоценного камня яшмы украшали порталы храма.

Экскурсовод 2. Над росписью стен работали знаменитые живописцы: Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин и другие известные художники.

Экскурсовод 1. Сразу же после освящения, в 1883 г., храм Христа Спасителя стал центром культурной жизни Москвы. Тут исполнялись произведения П.И. Чайковского, выступал знаменитый бас Федор Шаляпин. В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи.

Экскурсовод 2. В 1912 г. в сквере возле храма соорудили памятник Александру II! - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора A.M. Опекушина.

История разрушения

Экскурсовод 3. После революции началось оголтелое наступление на религию. По всей стране закрывались и разрушались храмы, церковное имущество разграблялось, уничтожались святыни.

Священников расстреливали, ссылали. Во время показательных мероприятий сжигали на кострах церковные книги, иконы, утварь. Безбожным большевистским властям не давал покоя грандиозный храм в центре столицы. Это колоссальное сооружение всем напоминало о величии Бога и о ничтожестве земных вождей. Поэтому храм Христа Спасителя было решено уничтожить. На его месте большевики планировали возвести свой храм - Дворец Советов, который должен был стать памятником Ленину.

По замыслу авторов, им должна была стать гигантская «вавилонская башня», увенчанная колоссальной статуей Ленина - все вместе высотой 415 м! Это было бы самое высокое сооружение в мире.

Экскурсовод 4. С такими грандиозными планами большевики приступили к разборке храма Христа Спасителя. Но работа продвигалась медленно. И тогда храм просто взорвали. На месте великолепного памятника осталась груда обломков. Разбирать эти обломки москвичам пришлось полтора года!

Мрамором из храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 г. раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий... Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма. Потом ее залили водой, и появился бассейн «Москва» как памятник поруганию и забвению отечественной славы и культуры. Тогда в Москве и появилась поговорка: «Сперва был храм, потом - хлам, а теперь - срам». И все же уничтоженный в 1931 г. храм продолжал жить - в фотографиях, картинах, книгах, в сердцах православный русских людей.

Реквием по разрушенному храму

Экскурсовод 5. Разрушение храма Христа Спасителя многие русские люди восприняли как личную трагедию. Для них это было символом разрушения и погибели России. Об этом говорится и в стихотворении, которое написал Николай Арнольд, потомок писателя Сергея Аксакова. Он прожил долгую жизнь, скончался в Москве в 1969 г. и не увидел возрожденного храма... (Читает стихотворение.)

Храму Христа Спасителя в Москве

Прощай, хранитель русской славы –

Великолепный Храм Христа,

Наш великан золотоглавый,

Что над столицею блистал.

По гениальной мысли Тона

Ты был в величии - простой.

Твоя гигантская корона

Горела солнцем над Москвой!

С тобой умолкли отголоски

Великого Бородина.

Исчезли мраморные доски

И с ними славных имена.

Кутузов и Барклай-де-Толли,

Граф Витгенштейн, Багратион...

Не мог сломить на бранном поле

Вас даже сам Наполеон.

Давыдов, Фигнер и Сеславин,

Тучков, Раевский, Богоут...

Кто вам по храбрости был равен?

Пускай подобных назовут!

Над этой гордостью московской

Трудилось много мастеров:

Нефф, Верещагин, Кочановский,

Толстой, Бруни и Васнецов.

Клодт, Семирадский, Ромазанов,

Маковский, Марков - это те,

Что расписали образами

Храм в несказанной красоте!

Мне жаль художников и зодчих

Сорокалетний славный труд,

И помириться мысль не хочет,

Что Храм Спасителя снесут.

Нет ничего для нас святого.

И разве это не позор,

Что шапка золота литого

Легла на плаху под топор?

Прощай, хранитель русской славы –

Великолепный Храм Христа,

Наш великан золотоглавый,

Что над столицею блистал.

Возрождение храма

Экскурсовод б. Русские люди сберегли память о храме Христа Спасителя в своих сердцах. В 90-х годах XX в. началось движение за восстановление храма. Большую роль в этом движении сыграли писатели В.Н. Крупин, В.Г. Распутин, В.А. Солоухин, скульптор В.П. Мокроусов, композитор Г.В. Свиридов. В возрождении храма участвовали десятки тысяч людей: сдавали деньги, выполняли различные работы, украшали храм. В ходе восстановления храма было много чудес, да и само возрождение этой святыни было чудом. В 2000 г. состоялось освящение храма. На следующий день в храме состоялась торжественная канонизация Царской семьи. История храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы царей, православных священнослужителей, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот вознесся из небытия Великий Храм - главный храм русской православной церкви, храм-памятник, храм- мученик - храм Христа Спасителя.

III. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Вот и подошла к концу наша воображаемая экскурсия. Какие впечатления она оставила у вас? Согласны ли вы, что храм Христа Спасителя можно назвать одним из чудес России? И если да, то почему?

Примерные ответы детей:

- Это самый большой православный храм в России, его строили целых полвека!

- Конечно, это чудо, что после полного разрушения храм возродился.

- Наш народ отказался от своей веры, и храм был разрушен, когда вера вернулась, и храм возродился - разве это не чудо?

- Чудом России нужно назвать какой-нибудь древний памятник архитектуры, который сохранился до наших дней. А храм Христа Спасителя - это ведь современное сооружение.

Классный руководитель. А, вообще, нужно ли искать семь чудес России?

Примерные ответы детей:

- Конечно, нужно. Во всех городах и деревнях люди начнут обращать внимание на памятники, может быть, приведут их в порядок.

- Это подтолкнет людей к изучению истории и культуры своего края.

- Какая разница? Это нужно только туристическим компаниям, чтобы заманить клиентов, а простым жителям это ни к чему.

- Наоборот, это очень важно, ведь эти памятники возводили наши предки, которые жили в наших краях. Узнавая о памятниках, мы узнаем и о наших предках, о наших корнях.

- Нужно изучать и приводить в порядок все памятники, а не только «чудеса России».

Классный руководитель. Какие достопримечательности нашего края вы бы включили в число семи чудес света? (Дети называют памятники истории и культуры.)

Приходилось ли вам испытывать потрясение при встрече с памятником отечественной истории и культуры? Была ли при этом гордость за свою страну, свой народ? (Дети кратко отвечают.)

Гордость за свою страну, осознание своего национального достоинства - может быть, именно это и нужно учитывать тем, кто хочет составить список семи чудес России? (Дети высказывают свои мнения.)

IV. Заключительное слово

Классный руководитель. Как дерево не может жить без корней, так и народ не может существовать без своих истоков. Памятники истории и культуры - это то, что связывает нас с прошлым. Сохраняя, восстанавливая памятники, мы сохраняем и восстанавливаем прерванную связь поколений. Восстанавливаем свое национальное достоинство. Вот что сказал об этом русский писатель Владимир Солоухин: «Взрыв храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России».

Литература

Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В., Астафьева-Длугач М.И. Москва. Архитектурный путеводитель. М., 2001.

Похожие статьи:

Информационно-познавательный классный час 9-10 класс

Познавательная программа о музыке, 9 класс

Классный час 9 класс на тему: Вредные привычки

Психологический классный час, 9-10 класс

Тематический классный час 9 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!