Настольно-печатные игры для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека

Настольно-печатные игры для ДОУ. Средний дошкольный возраст

Угадай дерево

Дидактическая задача: Дифференцировать деревья по их основным признакам: стволу, листьям.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность.

Игровое действие: Рассмотреть и назвать сходство или отличие деревьев и листьев.

Дидактический материал: карточки с изображением деревьев, листьев.

Ход игры

Воспитатель раздает детям карточки с изображением клена и березы. Воспитатель предлагает детям правильно назвать карточки.

Дети называют, сравнивают деревья, выявляют сходство и различие.

- Клен и береза - это деревья. У них есть корни, один ствол, много веточек и листья.

- У клена ствол темный, а у березы белый. У клена листочек похож на ладошку, а у березы края листочка резные.

С какого дерева листок?

Дидактическая задача: Дифференцировать отличительные черты листьев клена, березы, рябины и т.д.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Говорить четко и внятно. Отвечать на вопрос Полным ответом.

Игровое действие: Узнать и назвать листок, соответствующий Дереву.

Дидактический материал: карточки с изображением листьев: березы, дуба, клена, рябины.

Ход игры

Воспитатель раздает детям листочки разной формы, а дети определяют, с какого они дерева.

- Этот лист с березы, поэтому он называется березовый.

- Этот лист с дуба, поэтому он называется дубовый.

- Этот лист с рябины, поэтому он называется рябиновый и т.д.

Третий лишний

Дидактическая задача: Дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Откладывать в сторону карточку с изображением животного, которое лишнее.

Игровое действие: Найти на карточке лишнее животное и отложить его в сторону.

Дидактический материал: карточки с изображением домашних и диких животных.

Ход игры

Детям раздаются карточки с изображением животных. Дети должны определить, какое животное лишнее.

- Барашек, корова — это домашние животные. Они живут рядом с человеком. Лиса — это дикое животное, она живет в лесу. Лиса - лишнее животное. И т.д.

Четвертый лишний

Дидактическая задача: Дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.

Игровые правила: Накрыть фишкой только то животное, которое на карточке лишнее.

Игровое действие: Найти на карточке лишнее животное и закрыть его фишкой.

Дидактический материал: карточки для игры «Четвертый лишний» по количеству детей. Фишки.

Ход игры

Дети сидят за столом. Перед ними лежат карточки, разделенные на четыре клеточки. В трех клеточках изображены дикие или домашние животные. В четвертой клеточке изображен фрукт или овощ. Дети должны найти лишний предмет и закрыть его фишкой.

Воспитатель перед началом игры объясняет правила игры:

- Перед вами лежат карточки. Что изображено на этих карточках? (ответы детей)

- Если животные живут с человеком, как мы называем таких животных? (домашними)

- Если животные живут в лесу, как таких животных мы называем? (дикими)

- Посмотрите внимательно на карточку и закройте фишкой лишний предмет.

От грядки до обеденного стола

Дидактическая задача: Закрепить у детей знания обобщающих понятий: овощи, фрукты, плоды, семена.

Игровые правила: Отвечать на вопросы, соблюдая очередность. Слушать ответы сверстников и помогать при необходимости.

Игровое действие: Воспитатель читает текст и по ходу выкладывает картину действий на магнитной доске. По ходу рассказа задает детям вопросы.

Дидактический материал: карточки для магнитной доски: овощи, фрукты, плоды и т.д.

Ход игры

Воспитатель по ходу своего рассказа выкладывает сюжетные картинки и задает детям вопросы:

- Наступила осень. Вышли люди в поле, на грядки и стали собирать урожай. Что можно собрать на грядках? (дети отвечают, а воспитатель выкладывает: картофель, помидоры, огурцы, кабачки, редис и т.д.)

- Вышли люди в сад и начали собирать с деревьев урожай. Что можно собрать с деревьев? (яблоки, вишню, сливы, груши и т.д.)

- Часть урожая люди съели. А часть урожая решили сохранить на долгую зиму. Взяли овощи: помидоры и огурцы. Помыли их теплой водой. Уложили в стеклянные банки, посолили, залили кипятком и закрыли крышками. Что можно сказать об этих овощах, что с ними сделали? (законсервировали овощи, поставили в погреб)

- Взяли картофель и ссыпали в овощехранилище.

- Взяли фрукты: яблоки, груши. Помыли их теплой водой. Затем порезали на дольки и стали сушить. Когда яблоки и груши совсем высохли, сложили в мешочек и положили в сухое место. Как мы называем такие фрукты? (сухофрукты)

- Наступит зима. Достанет мама из погреба соленых огурчиков и помидорчиков. Достанет сухих фруктов, вскипятит компот и все опять вспомнят о лете. Почему?

- Как еще можно сохранить овощи и фрукты на зиму?

Кто что ест?

Дидактическая задача: Уточнять знание детьми названий животных и того, чем они питаются. Развивать наблюдательность и внимание.

Игровые правила: Начинать подбирать карточки по сигналу воспитателя. Выполнять действия, не мешая друг другу.

Игровое действие: Поиск нужных карточек.

Дидактический материал: карточки с изображением животных и того, чем они питаются, по количеству детей.

Ход игры

Перед детьми лежат карточки с изображением животных. Дети подбирают на столе у воспитателя для животных соответствующую картинку: для кошки - молочко в миске, для собачки - косточка, для свинки - кашка, для козочки - травка.

Какое насекомое, назови?

Дидактическая задача: Формировать у детей понятие насекомое. Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза и т.д.

Игровые правила: Начинать свои действия по сигналу воспитателя. Кто первый соберет картинку, называет ее.

Игровое действие: Поиск нужных частей, складывание целой картины.

Дидактический материал: карточки с изображением насекомых по количеству детей.

Ход игры

На столах перед детьми лежат разрезные картинки с изображением насекомых.

Дети должны собрать разрезные картинки, угадать насекомое и назвать его. Если дети затрудняются назвать насекомое, воспитатель помогает, загадывая загадки:

Всех жучков она милей

Спинка красная у ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки  (божья коровка)

 

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют ее...   (стрекоза)

 

На ромашку у ворот опустился вертолет –

Золотистые глаза, кто же это?   (стрекоза)

 

Сок цветов душистых пьет.

Дарит нам и воск и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее...    (пчела)

 

Чок, чок, юк!

Прилетел к нам в сад...    (жучок)

 

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук)

 

Мы крылышки расправим –

Красив на них узор.

Мы кружимся, порхаем –

Какой кругом простор!   (бабочка)

Где чей хвост?

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о частях тела животных.

Игровые правила: брать карточки по очереди и только те, которые подходят к основной картинке.

Игровое действие: Поиск нужных карточек.

Дидактический материал: парные карточки с изображением животных и хвостов этих животных (по количеству детей).

Ход игры

Детям воспитатель раздает карточки с изображением хвостов животных. На столе лежат карточки с изображением животных без хвостов. Дети поочередно берут со стола карточку и подбирают соответствующее животное: волк, лиса, медведь, белка, заяц и т.д.

Найди такой же цветок

Дидактическая задача: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Показывать только тот предмет, который изображен на картинке.

Игровое действие: Брать со стола карточку с изображением цветка и находить цветок на клумбе аналогичный рисунку.

Дидактический материал: предметные картинки с изображением цветов. Макет цветочной поляны с цветами.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором находятся предметные картинки. Дети рассматривают картинки, узнают цветы, называют их. Выбирают картинки с понравившимися цветами и находят на цветочной поляне цветы, аналогичные рисунку, и называют их.

Помоги зеленым друзьям

Дидактическая задача: Упражнять детей в нахождении сюжетных карточек, логически объясняющих ситуацию. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Выкладывать только те карточки, которые подходят по сюжету.

Игровое действие: Брать со стола сюжетную карточку и выкладывать перед собой.

Дидактический материал: сюжетные картинки с изображением ситуаций.

Ход игры

Воспитатель раздает сюжетные карточки. Дети должны подобрать только те, которые соответствуют ситуации.

- Дети водят хороводы вокруг Черемухи и Лесной сирени.

- Дети рисуют букеты сирени и черемухи возле цветущих деревьев.

- Дети поливают и ухаживают за деревьями.

- Дети фотографируются возле цветов и цветущих деревьев.

- Дети поют и играют около Ивушки. И т.д.

Посмотри, отгадай и назови

Дидактическая задача: Формировать у детей представления об основных свойствах посуды: материал изготовления. Дать обобщающее понятие - стеклянная посуда.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Брать только один предмет.

Игровое действие: Взять предмет, назвать его и сказать, из чего он сделан.

Дидактический материал: стеклянные предметы посуды: чашки, ложки, сухарница, блюдца и т.д., кукла Мальвина.

Ход игры

Дети поочередно берут карточки (лучше использовать настоящие предметы) и называют:

- Это ваза из прозрачного стекла.

- Это стакан из прозрачного стекла с цветочками.

- Это флакон для духов из разноцветного стекла.

- Это пузырек для лекарств из темного стекла.

- Это бутылка из цветного стекла. И т.д.

- Как можно все эти предметы назвать одним словом? (эти предметы стеклянные)

Подбери нужную одежду

Дидактическая задача: Упражнять детей в различении зимней и летней одежды. Воспитывать внимание, память и логическое мышление.

Игровые правила: Правильно подобрать одежду для куклы.

Игровое действие: Поиск нужной одежды для куклы.

Дидактический материал: силуэты кукол и кукольной одежды по количеству детей. Картины зимнего и летнего пейзажа.

Ход игры

На столе перед детьми лежат силуэты кукол и зимней и летней одежды. Воспитатель поочередно показывает картинку летнего и зимнего времени года. Дети должны подобрать куклам соответствующую одежду.

Кто наши помощники?

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о бытовых предметах, облегчающих труд взрослых. Воспитывать интерес к механическим предметам, желание самим трудиться.

Игровые правила: Выкладывать на магнитной доске только одну карточку и дать объяснение назначению этого предмета.

Игровое действие: Поиск нужных карточек.

Дидактический материал: карточки с изображением бытовых приборов: пылесос, стиральная машина, утюг, гладильная доска и т.д.

Ход игры

Дети поочередно берут со стола карточку с изображением бытового предмета, прикрепляют к магнитной доске с пояснениями.

- Пылесос наш помощник. Он помогает нам убирать мусор с пола.

- Стиральная машина наша помощница. Она помогает нам стирать белье.

- Утюг наш помощник. Он помогает нам гладить белье.

- Гладильная доска наша помощница. На гладильной доске мы гладим постиранное белье. И т.д.

Соберем ракету

Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из отдельных деталей. Развивать конструкторские способности. Воспитывать внимание, память и логическое мышление.

Игровые правила: Правильно подобрать и сложить детали ракеты.

Игровое действие: Поиск нужной позиции отдельных деталей ракеты. Выполнение конструирования только по чертежу-образцу.

Дидактический материал: образцы-чертежи ракеты. Конструктор на каждого ребенка.

Ход игры

Дети собирают из конструктора ракету по образцу.

Воспитатель сообщает детям, что это образец-чертеж ракеты.

- Мы с вами будем конструкторами. Конструкторы сначала рассматривают свой чертеж, а потом конструируют ракету.

Отгадай и назови

Дидактическая задача: Упражнять детей в отгадывании загадок. Воспитывать внимание, память и логическое мышление.

Игровые правила: Правильно подобрать предмет.

Игровое действие: Поиск нужного предмета. Выполнение задания только по сигналу воспитателя.

Дидактический материал: сундучок с карточками-ответами на загадки.

Ход игры

Воспитатель читает загадку, а дети должны найти ответ в сундучке.

Режем, режем, вырезаем,

Маме шить мы помогаем.   (Ножницы)

 

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.   (Иголка с ниткой)

 

Целый день сегодня

Шью.

Я одела всю семью.

Погоди немного, мишка, -

Будут и тебе штанишки.

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему штанишки.

Назови скорей, кто я?

Ну, конечно же...   (швея)

 

Ты найдешь меня на стройке,

Непоседа я и бойкий.

Головой весь день киваю,

Гвозди в доски забиваю.  (Молоток)

 

Бьют Ермилку по затылку,

Ну а он не плачет,

Только носик в доску прячет!   (Гвоздь)

 

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела, дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.   (Пила)

 

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Кто же это делает

Окна и полы?

Топором и молотком

Без сучка, задоринки.

Для ребят у нас в саду

Смастерил он столики!   (Плотник)

На чём поедем

Дидактическая задача: Упражнять детей в назывании видов воздушного, водного и наземного транспорта: самолет, поезд, пароход.

Игровые правила: Показывать соответствующую карточку только по сигналу воспитателя.

Игровое действие: По ходу выкладывания воспитателем картины на магнитной доске дети находят нужные карточки.

Дидактический материал: карточки с изображением транспорта по количеству детей.

Ход игры

По ходу рассказа воспитатель выставляет на магнитной доске картину.

Решили Мишутка, Тигренок и Лягушка-Квакушка приехать в гости к детям. Выбрали себе транспорт и поехали. А вот какой транспорт выбрали они, мы догадаемся, если загадки отгадаем.

- Где живет Лягушка-Квакушка? (на болоте)

Вышла Лягушка-Квакушка со своего болота и видит - перед ней большая река.

По реке плывет дом,

Даже окна есть в нем.

Люди в домик забежали –

Лягушку-Квакушку с собой взяли.

- На чем приехала к нам Лягушка-Квакушка? (на пароходе. Дети показывают соответствующую карточку)

-Кто на пароходе самый главный? Кто управляет пароходом? (капитан)

Тигренок живет очень далеко: за морями, за горами. На машине долго ехать, на пароходе не доплыть, а к ребятам в гости так хочется. И он решил выбрать вот какой транспорт:

Это птица, птица-небылица.

Внутри нее народ сидит,

Меж собою говорит,

А в это время птица-небылица

По небу летит.

- Что это за птица-небылица? (самолет. Дети показывают соответствующую карточку)

- Что есть у самолета и нет у машины? (крылья)

- Кто на самолете самый главный? Кто управляет самолетом? (летчик)

Лягушка-Квакушка плывет на пароходе. Тигренок летит на самолете. А где же Мишутка?

- Где живет Мишутка? (в лесу)

- Правильно, ребята.

Вышел Мишутка из леса и видит:

Возле леса лестница лежит,

Дом на лестнице стоит.

Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок!

Взял один братец Мишутку, да и привез к детям в детский сад. Мишутка даже и не понял, на чем он приехал.

- Что это за братцы? (вагончики)

- Так на чем приехал Мишутка в гости к ребятам? (на поезде. Дети показывают соответствующую карточку)

После того, как дети отгадали загадки, появляются Мишутка, Тигренок и Лягушка-Квакушка.

Собери картинку

Дидактическая задача: Упражнять детей в узнавании и назывании отдельных частей транспорта. Развивать воображение, мелкую моторику, память, терпение, трудолюбие.

Игровые правила: Начинать действие по сигналу воспитателя, соблюдать очередность.

Игровое действие: Поиск нужной части и составление целой картинки.

Дидактический материал: разрезная картина с изображением ракеты из 6-8 частей.

Ход игры

Дети собирают картинку с помощью воспитателя.

- Ребята, вы хотите узнать, на чем мы с вами сегодня отправимся в путешествие? (воспитатель читает загадку)

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд... (ракета)

— Сначала будет выкладывать Андрюша. Неси свою часть картины. Посмотри, что на ней изображено? Как мы ее должны расположить?

- Теперь принесет свою часть картины Наташа. И т.д.

Преврати самокат в машину

Дидактическая задача: Упражнять в составлении целого из отдельных частей. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.

Игровые правила: Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.

Игровое действие: Поиск нужных деталей.

Дидактический материал: разрезные детали для самоката и машины. Перекладина, колеса, руль, кузов, кабина.

Ход игры

На столах у детей разрезные детали самоката, кабина, кузов. Воспитатель показывает картинку с изображением самоката. Дети самостоятельно выкладывают самокат. Далее педагог предлагает превратить самокат в машину. Дети должны на самокате установить кабину и кузов самостоятельно.

Выложи светофор

Дидактическая задача: Упражнять в составлении целого из отдельных частей. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.

Игровые правила: Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.

Игровое действие: Поиск нужных деталей, составление цветного круга и последовательное выкладывание предмета - светофор.

Дидактический материал: разрезные детали цветных кругов: желтые, зеленые, красные.

Ход игры

Дети собирают цветные детали кругов и выкладывают последовательно, изображая светофор.

Собери чертеж

Дидактическая задача: Упражнять в составлении целого из отдельных частей. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.

Игровые правила: Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.

Игровое действие: Поиск нужных деталей чертежа.

Дидактический материал: разрезные детали чертежа пожарной машины из пяти частей.

Ход игры

Дети все вместе собирают разрезные картинки.

- Чертеж какой машины мы собрали? (чертеж пожарной машины.

- Как вы догадались, что это пожарная машина? (машина красного цвета, номер телефона «01»)

Собери чертеж

Дидактическая задача: Упражнять в составлении целого предмета из отдельных частей. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.

Игровые правила: Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.

Игровое действие: Поиск нужных деталей чертежа.

Дидактический материал: разрезные детали чертежа лунохода из пяти-шести частей.

Ход игры

Дети на столе собирают отдельные детали чертежа. Затем из большого конструктора собирают луноход.

Разложи правильно

Дидактическая задача: Упражнять в классификации транспорта по видам: воздушный, наземный, водный. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.

Игровые правила: Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.

Игровое действие: Поиск нужного круга для транспорта. Весь транспорт разложить на три группы.

Дидактический материал: карточки с изображением видов транспорта: воздушный, наземный, водный.

Ход игры

Дети выполняют указание воспитателя и дифференцируют транспорт по месту передвижения: воздушный, наземный и водный.

- Разложите карточки с изображением транспорта на три группы.

- Саша, назови транспорт первой группы (второй, третьей)

- Как можно назвать одним словом транспорт первой, второй, третьей группы? (воздушный, водный, наземный)

- Какого транспорта у вас на столе больше: воздушного, водного или наземного? (наземного транспорта больше)

- Где передвигается наземный транспорт? (наземный транспорт передвигается по земле)

- Что должно быть на земле для передвижения наземного транспорта? (для передвижения наземного транспорта на земле должны быть дороги)

Похожие статьи:

Конспект театрализованной игры «Зоопарк» в средней группе ДОУ

Дидактические игры на развитие речи в средней группе

Сюжетно-ролевые игры в больницу в средней группе

Интересные развивающие игры с ребенком 3-5 лет дома

Игры для детей 3-5 лет в детском саду

Нет комментариев. Ваш будет первым!