Как научить ребенка правилам общения

Как научить ребенка правилам общения

Как научить ребенка правильно общаться с взрослыми? Как сформировать правила общения у детей?

Родителям необходимо с рождения учить своего ребенка правильно общаться со всеми без исключения взрослыми и детьми. Начинайте приобщать ребенка к культуре общения с пеленок. Пара необходимых ритуалов может быть освоена малышом еще в возрасте до года и взята за основу при построении коммуникации.

Чтобы в сознании ребенка та или иная форма общения зафиксировалась «на позитиве», необходимо работать с ребенком с самого рождения, развивая его интерес к построению различных видов коммуникации и пресекая на корню поползновения к появлению всяческих страхов общения. Поэтому очень важно начиная примерно с полугодовалого возраста обеспечить личный контакт ребенка со всеми людьми, приходящими к вам в дом. Сначала в качестве традиционного приветствия и прощания, сидя у вас на руках, малыш будет весело махать гостям ручкой (а вы — озвучивать «привет!» и, соответственно, «пока!»). Заинтересовавшись «игрой», кроха станет жать руки, слать воздушные поцелуи и вскоре научится достаточно четко выговаривать «пивет» и «пока» самостоятельно. Стеснение перед общением или страх у такого малыша вряд ли появятся впоследствии, ведь у него был достаточно ранний опыт безопасного, веселого времяпрепровождения во время встречи незнакомцев.

Так как общение начинается с мимики (а дружба, как поется в известной песне, «с улыбки»), постарайтесь показать малышу, как вы рады любому пришедшему гостю, встреченному знакомому, даже телефонному звонку. Никогда не замечали, как малыши с серьезным видом «читают газеты», как это делает папа, или ходят с ладошкой у уха, имитируя мамин телефонный разговор с подружкой?! Малыши большие «повторюши». Только к году ребенок начинает осознавать себя как более-менее самостоятельную личность, отдельную от мамы. До этого момента все эмоции мамы ребенок транслирует под копирку.

Встречая незнакомых людей, стимулируйте кроху сначала к мимическому общению-подражанию: пускай улыбается незнакомцам, вскидывая бровки и показывая зубки. На втором году жизни переходите к отработке предметно-действенного общения: пусть кроха обменивается рукопожатиями, приносит гостям тапочки, подает книги, выполняет другие поручения и просьбы. Тогда ближе к трем годам малыш без стеснения будет интересоваться у ваших знакомых их настроением, интересами, захочет обсудить свои детские проблемы, получить совет. В это время наступает период активной речевой коммуникации. И если малыш успешно и своевременно прошел первые два этапа развития навыка (мимический и действенный), то речевая коммуникация будет развиваться быстрее и легче.

Стоит также отметить, что некоторые дети (в особенности склонные к проявлению тревоги) имеют предубеждения против общения с незнакомыми людьми. В этом часто виновны и их родители. Часто мы не замечаем, как начинаем кого-то критиковать, сердиться и ругаться на глазах ребенка или, что еще хуже, травить малыша байками о плохом дяде, злющей соседке, бабе Яге и т. д. Стиль разговора дети начинают копировать еще на доречевом этапе развития. Поэтому постарайтесь настроиться на приветливое и жизнерадостное общение прежде всего сами.

Активно принимайте участие в жизни соседей, беседуйте, задавайте вопросы про их детишек, привлекайте к диалогу свое чадо, давая ему высказаться, наконец, ходите в гости. И ...улыбайтесь. Как-нибудь при случае доверьтесь робкому крохе, скажите, что никакие злые волшебницы и тети не устоят перед его улыбкой. Он вам обязательно поверит, ведь не зря же вы сами посто­янно улыбаетесь!

Как только первый опыт общения в «тепличных» домашних условиях прошел «на отлично», начинайте расширять круг общения ребенка. Когда малыш знаком с базовыми правилами построения коммуникации, ему проще сделать к общению первый шаг. Но все же, согласитесь, общение на площадке, в большом коллективе сверстников и общение с добрым соседом дядей Толей — разные вещи. Если взрослый сам заинтересован в поддержании диалога с карапузом, то одногодки могут не оценить благородного порыва души вашего крохи и ранить, так сказать, в самое сердце, ударив по самолюбию. Стремление к общению может пострадать из-за обиды или испуга: реакции детей часто бывают непредсказуемы.

Если после неудачной попытки малыш начал робеть, подайте ему пример: подружитесь с каким-нибудь маль­чиком или девочкой на площадке. Выберете ребенка, который старше вашего крохи по возрасту. Пятилетние дети очень часто любят опекать малышей: вашему кро­хе будет несложно подружится со «взрослым» другом. Если же малыш не доверяет вашему выбору, сами покажите новоиспеченному товарищу игрушки, начните со­вместную игру и пригласите в ней поучаствовать вашего неопытного карапуза.

Инициируйте веселые забавы, организуйте деятельность маленьких детей, собравшихся на площадке. Договоритесь с родителями других детей: вместе водите хороводы, справляйте дни рождения, другие праздники во дворе (например, прощание с осенью, встречу весны, Новый год).

Тактильный контакт при общении играет важную роль. Стремитесь к тому, чтобы, здороваясь, ваш ребенок давал другому руку, активно угощал других детей (из рук в руки), делился игрушками, передавал предметы, выполнял поручения.

Отработанные до автоматизма базовые навыки построения коммуникации должны стать для ребенка опорой для построения отношений в коллективе детского сада. Воспитатель не будет индивидуально объяснять вашему ребенку, почему идти на прогулку нужно, взявшись за руку с «коллегой», отчего танцуют в паре или почему самая красивая игрушка не принадлежит кому- то одному. К трем годам малыш должен иметь об этом представление.

Похожие статьи:

Нужен ли ребенку детский сад? Почему детский сад необходим ребенку?

Как развивать навыки общения у ребенка

Как научить ребенка правилам личной гигиены

Как подготовить ребенка к посещению детского сада

Как научить ребенка культуре поведения в обществе

Нет комментариев. Ваш будет первым!