Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Творческое рассказывание
Занятие по развитию речи в детском саду для старших дошкольников ДОУ
Тема: Творческое рассказывание. «Сочиняем стихи».
Цель: развивать интерес к поэтическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов; воспитывать бережное отношение к книгам.
Ход занятия
В гости к ребятам приходит Незнайка (очень печальный).
- Незнайка, почему ты такой грустный?
- Да вот книжка вся рассыпалась.
- Незнайка, как же это могло произойти?
- Не знаю...
- Ты, наверное, с книжкой плохо обращался?
- Не знаю... А как это?
- Ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой. (Неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на переплете, вырывать страницы, замулевывать листы карандашом и фломастером, слюнявить пальцы, разбрасывать книги небрежно и т. д.)
- Подумаешь, я всего-то посмотрел в книге картинки. А книга у меня самая ерундовая. Так... стишки какие-то...
- Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, стихи для детей. Вот, послушайте, ребята, какие замечательные стихи в Незнайкиной книге.
Лошадка
Я люблю свою лошадку, 
Причешу ей шерстку гладко, 
Гребешком приглажу хвостик 
И верхом поеду в гости.
(А. Барто)
Мяч
Мой веселый, звонкий мяч, 
Ты куда помчался вскачь? 
Желтый, красный, голубой – 
Не угнаться за тобой!
(С. Маршак)
Матрешка
У меня матрешка есть – 
Новая игрушка, 
В желтом сарафанчике 
Славная толстушка.
(3. Медведева)
Дождик
Дождик, дождик, поливай! 
Будет хлеба каравай! 
Будут булки, будут сушки, 
Будут вкусные ватрушки!
(Е. Трутнева)
Воспитатель спрашивает у детей, понравились ли им стихи в Незнайкиной книжке.
- Кто знает, чем отличаются стихи от рассказов и сказок? (Ответы детей).
- Правильно, в стихах есть ритм, рифма.
- Чтобы ты, Незнайка, хорошо усвоил, что такое рифма, поиграй с ребятами в увлекательную игру «Кузовок». Правила игры очень просты. Ребята будут передавать друг другу кузовок и складывать в него все, что заканчивается на -ок. Начинает ведущий: «Я положу в кузовок клубок».
- А я - платок.
- А я - замок.
- А я - сапожок.
- А я - башмачок.
- А я - чулок.
- А я - утюжок.
- А я - колобок.
- А я - бачок и т.д.
Для рифмовки слов можно предлагать самые разнообразные созвучия: «-ка», «-ул», «-ом», «-ши» и т. д.
- А теперь послушайте стихотворение Д.Чиарди:
Удивительные птицы
На улице прохожего 
Увидел я вчера, 
Он ящик нес, на ящике 
Написано: «Игра». 
Я два квартала шел за ним, 
Поверьте, я не вру, 
И, наконец, спросил его:
- А как играть в игру? 
Он улыбнулся вежливо, 
Потом мне отвечал:
- Уверен, что такой игры 
Еще ты не встречал. 
Две птицы удивительных 
Есть в ящике моем.
И, если хочешь, то с тобой 
Сыграем мы вдвоем. 
А чтобы мы могли начать, 
Запомнить должен ты, 
Что у несхожих этих птиц 
Похожие хвосты. 
Поймать таких смешных пичуг – 
Весьма нелегкий труд, 
Недаром люди умные 
Их рифмами зовут.
...И вправду, птицы шустрые 
Из ящика большого 
Вдруг начали вытаскивать 
Наверх за словом слово.
Одна достала слово «гвоздь», 
Другая сразу - «гость» и «трость». 
Одна достала слово «грусть», 
Другая фразу: «Ну и пусть!» 
Одна достала слово «слон», 
Другая - «звон» и «телефон».
- Теперь, - сказал мне человек, - 
Пора и нам сыграть. 
Я буду доставать слова, 
Ты должен рифмовать.
Достал он слово «кочка», 
А я ответил: «Бочка», 
И «строчка», и «сорочка», 
И сразу «два листочка». 
И на прощанье «точка».
Мы с ним играли целый час 
Похожими словами. 
Теперь мы покидаем вас, 
И вы играйте сами!
- Ну, что, Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами подобрать рифму в стихотворении Д. Хармса «Пирог».
Я захотел устроить бал – 
И я гостей к себе... (позвал). 
Купил муку, купил творог, 
Испек рассыпчатый... (пирог). 
Пирог, ножи и вилки - тут, 
Но что-то гости... (не идут).
Я ждал, пока хватило сил, 
Потом кусочек... (откусил). 
Потом подвинул стул и сел, 
И весь пирог в минуту... (съел). 
Когда же гости подошли, 
То даже крошки... (не нашли).
- Сейчас мы, ребята, еще потренируемся в игре «Подбери рифму» и попробуем сами сочинить стихи.
Игра с мячом
Воспитатель бросает ребенку мяч, говорит слово, ребенок подбирает рифму:
Пень - день; ночь - дочь; кот - рот; палка - галка; печка - свечка; мушка - пушка; мышка - крышка; плошка - кошка и т.д.
Игра «Добавлялки»
Ра-ра-ра - начинается... (игра). 
Ры-ры-ры - у мальчика... (шары). 
Ро-ро-ро - у Маши новое... (ведро). 
Ру-ру-ру - продолжаем мы... (игру). 
Ре-ре-ре - стоит домик на... (горе). 
Ар-ар-ар - кипит наш... (самовар). 
Ор-ор-ор - созрел красный... (помидор). 
Лу-лу-лу - сидит кот в... (углу). 
Ша-ша-ша - мама моет... (малыша). 
Жа-жа-жа - есть иголки у... (ежа). 
Жу-жу-жу - молока дадим... (ежу). 
Са-са-са - в лесу бегает... (лиса). 
Су-су-су - было холодно в... (лесу). 
От-от-от - в болоте спит... (бегемот).
- Незнайка, а ты когда-нибудь пробовал сочинять стихи?
- Да что их там сочинять?! Тяп-ляп - и готово! Подобрал рифму - вот и стишок получился.
- Вот, пожалуйста, слушайте стихи, которые написал знаменитый поэт Незнайка:
Посмотрите, у зайчонка 
Меду - целых два бочонка.
- Незнайка, разве так бывает? (Нет.)
- Ну, ладно, сейчас лучше сочиню:
У пушистой белки 
Три морковки на тарелке.
- Незнайка, ну, ты опять что-то не то сочиняешь.
- Ладно, сейчас постараюсь:
У Маши в кружке 
Квакают лягушки.
- Ребята, можно так сочинять стихи? Это у тебя, Незнайка, перепутаница какая-то получилась. Кроме рифмы и ритма в стихах должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадочными, шуточными. Давайте попробуем все вместе сочинять стихи. И ты, Незнайка, помогай нам, учись.
- Вначале нужно выбрать героя. (На большой палец надевается шапочка-маска.)
Жил-был пальчик.
- Далее нужно рассказать, какой он был и что делал.
Маленький... мальчик.
Он кашу... кушал
И маму... слушал.
- Ребята, что еще мог делать мальчик?
Он ... печь топил, 
Дрова... носил, 
Пол... подметал, 
Бабушку... встречал, 
Папу на работу... провожал.
- Можно рассказать о том, какой он был... (Он был ... вежливый, ... добрый, ... послушный, ... терпеливый, ... неравнодушный.)
- Ребята, и обязательно нужно выразить и отношение к нашему герою.
Хороший был пальчик, 
Маленький мальчик.
(Дети предлагают свои варианты, игра продолжается.)
- Незнайка, ты понял теперь, что стихи писать интересно и очень нелегко. А сколько замечательных поэтов написали стихи для детей! Это А. Бар- то, С. Михалков, К. Чуковский, С. Маршак, Е. Благинина, Э. Успенский, И. Токмакова, В. Берестов, Б. Заходер и др.
Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с такой замечательной книжкой, обещает детям подклеить ее, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой и всю книгу прочитать.
Воспитатель предлагает Незнайке помочь отремонтировать книгу и почитать ее вместе с детьми.
Похожие статьи:
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Рыбы
Занятие по математике в старшей группе детского сада
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Геометрические фигуры
Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему: Животные
Нет комментариев. Ваш будет первым!