Час общения в 6 классе

Час общения в 6 классе на тему подросткового фанатизма.

Классный час для 6 класса на тему «Не сотвори себе кумира»

Для шестиклассников характерна безоглядность увлечений, когда любой ситуативный интерес может стать сверхценным, чрезмерным. Подростки становятся активными членами фан-клубов спортивных команд, музыкальных ансамблей, актеров и т. п. Особенно ярко эта безоглядность проявляется в музыкальных пристрастиях подростков.

Обожание кумиров доходит до фанатизма. По замечанию психологов, поклонение массовому кумиру играет очень важную роль при взрослении, способствует общению, повышает самооценку, школьники 11 -16 лет, внимательно следящие за жизнью знаменитостей, наиболее популярны среди сверстников.

В то же время при недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях детское увлечение может перерасти в патологию и даже привести к трагедии.

Поэтому в работе с подростками-фанатами рекомендуют не столько развенчивать кумиров, сколько развивать критическое мышление, стремление к самосовершенствованию, прививать навыки работы над собой. Большую роль играют и положительные примеры для подражания, которые подросток пока не видит и не знает.

Предлагаемый сценарий - это час общения на тему подросткового фанатизма.

Цели: дать детям представление о том, что такое идеал, кумир; развивать критическое мышление; формировать позитивную нравственную оценку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, независимость; способствовать развитию стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию.

Подготовительная paбота:

1. Подготовить трех учеников для формулировки точек зрения в дискуссии.

2. Выбрать 2-3 человек, которые проведут опрос учеников класса (1. Есть ли у вас образец для подражания? 2. Кем вы хотите стать?) и проанализируют результаты.

3. По результатам опроса предложить детям (2-3 человека), у которых кумирами являются не звезды шоу-бизнеса, а родители, близкие и др., рассказать о них.

Оформление: выставить фотографии звезд сцены и спорта.

План классного часа

I. Вступительная беседа «Эти странные "попы"».

II. Словарная работа «Кумиры и фанаты».

III. Мини-лекция «Откуда берутся фанаты?».

IV. Дискуссия «Быть фанатом хорошо - быть фанатом плохо».

V. Воспитывающие ситуации.

1. Пора взросления.

2. Пример для подражания.

VI. Анализ анкет детей «Мой идеал».

VII. Рассказы детей: «Мой идеал».

VIII. Заключительное слово «Не сотвори себе кумира».

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительная беседа «Эти странные "попы"».

Классный руководитель. Сегодняшний разговор мне хочется начать с забавного примера. Один священник в телепередаче рассказал о старушке, которая принципиально не смотрит телевизор, потому что там плохо говорят о священнослужителях.

- Ишь, чего удумали, - приводит священник слова старушки, - то у них поп идол, то поп звезда какой-то! Нечего там смотреть!

Классный руководитель (задает последовательно вопросы).

- Можете ли вы объяснить старушке, кто такие поп-звезды или поп-идолы? (Поп-звезды и поп-идолы-это популярные исполнители, а не священнослужители.)

- Кого можно назвать поп-идолами современности? (Дети перечисляют имена.)

- Как еще называют популярных людей - певцов, актеров, спортсменов? (Кумиры.)

- Есть ли у вас кумиры? (Дети высказываются.)

- Как еще можно назвать человека, который нам кажется совершенством и которому хочется подражать? (Идеал.)

Многие ученые отмечают, что в последнее время среди подростов становится все более популярным увлечение различными кумирами. Хорошо это или плохо? К чему это увлечение может привести? Об этом мы и поговорим сегодня. Тема классного часа: «Не сотвори себе кумира».

II. Словарная работа «Кумиры и фанаты»

Классный руководитель. А как вы понимаете выражение «сотворить кумира»?

(Дети высказываются.)

- Сотворить кумира - значит поклоняться кому-нибудь. Как же можно сотворить кумиров из современных поп-звезд?

(Дети высказываются.)

Покупать диски, ходить на концерты, слушать и смотреть, обсуждать подробности личной жизни, жить и дышать всем, что связано с этой звездой, - вот что такое «сотворить кумира». Кумир, идол, идеал - так называют поклонники предмет своего обожания, того, кому поклоняются и перед кем преклоняются.

- Как вы думаете, это слова с положительным или отрицательным смыслом?

(Дети высказываются.)

А вот какое толкование дает этим словам В.И. Даль.

Кумир - это скульптурное изображение языческого божества, предмет слепой, бестолковой любви.

Идол - это тоже скульптура, изваяние мнимого божества, истукан, или болван.

Идеал - это мыслимый, воображаемый образец совершенства. Если идеализировать человека, он станет все тем же кумиром и идолом.

- А как называют людей, которые творят себе кумиров? (Фанаты.)

- Что означает слово «фанат»?

(Дети высказываются.)

Слово «фанат», или «фан», - это сокращенное слово «фанатик». В переводе с французского fanaticus означает «исступленный», «неистовый». Фанатик - это человек, до крайней степени приверженный каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимый к любым другим взглядам.

- Можно сказать, что это слово с положительным значением?

(Дети высказываются.)

- Оказывается, слова, обозначающие любимых нами звезд, и сам процесс поклонения им имеют отрицательное значение. Как вы думаете, почему?

- Почему популярных звезд телевидения, сцены, спорта называют «кумир», «идол»?

_ Почему их поклонников называют фанатами?

(Дети высказываются.)

Примерные ответы детей:

- Потому что многие эти звезды мнимые, искусственно созданные с помощью телевидения и рекламы.

- Потому что любовь к ним слепа, бестолкова.

- Потому что им поклоняются, не рассуждая.

- Потому что фанатики исступленно преданы своим кумирам, готовы пойти ради них на все.

Классный руководитель. Почему не следует творить кумиров?

(Дети высказываются.)

III. Мини-лекция «Откуда берутся фанаты?»

Классный руководитель. Откуда берутся фанаты? Кто более всего склонен к фанатизму?

Психологи утверждают, что это впечатлительные, эмоциональные и неуверенные в себе люди. А самые впечатлительные и эмоциональные люди - дети и подростки. Взрослея, они отчуждаются от семьи, ищут себя, стремясь найти и занять свое место в обществе. Поэтому неудивительно, что подростки ищут людей, на которых они хотели бы быть похожими. Найдя кумира, новоиспеченные фаны уходят в себя: им кажется, что их никто не понимает, а эта красавица Бритни Спирс или хулиган Эминем - лучшие люди планеты и только они достойны любви «несчастного подростка». Фанаты собирают диски, фотографии, смотрят видео, заучивают тексты песен и организовывают фан-клубы.

В зависимости от интересов подростка его кумиром могут стать известный спортсмен, гонщик, певец или музыкант. Огромное влияние на выбор кумира оказывают друзья и одноклассники.

В слепом поклонении кумиру некоторые фанаты уходят от реальности, забывая обо всем: учебе, друзьях, родителях. Для них есть одна любовь, заменяющая им любовь к родным и близким. По сути, это очень одинокие люди, потерявшие свое настоящее «я» в темном лесу идолопоклонничества.

Почти у всех подростков фанатизм проходит, повзрослев, люди выбирают себе не кумиров, а образцы для подражания среди реальных людей - родителей, коллег, учителей.

IV. Дискуссия «Быть фанатом хорошо - быть фанатом плохо»

Классный руководитель. Хорошо это или плохо - быть Фанатом? Попробуем разобраться. Рассмотрим две точки зрения. 'Быть фанатом плохо!» - считает (имя, фамилия).

Ученик 1. Я считаю, что быть фанатом и поклоняться кумирам - это очень плохо, это разрушает личность. Кумир, идол - это статуи языческих богов. В древности этим богам приносили жертвы в том числе и человеческие. Современных поп-звезд недаром назвали поп-идолами, кумирами - им тоже приносят жертвы.

Классный руководитель. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

- Какие жертвы приносят поклонники своим звездам-идолам?

- Теряют ли фанаты свою индивидуальность, копируя кумиров? Примерные высказывания детей:

- Жертвуют деньги - покупают плакаты, диски, билеты на концерты, одежду, как у любимых звезд.

- Жертвуют своим временем - часами слушают, смотрят, обсуждают любимых звезд, преследуют их, пишут им письма и т. п.

- Жертвуют даже жизнью - смерть лидера музыкальной группы может вызвать целую эпидемию самоубийств*.

- Подражая своему кумиру, человек живет его жизнью, а не своей, теряет свою уникальность.

Классный руководитель. А теперь послушаем другую точку зрения: «Быть фанатом хорошо!» - так считает (имя, фамилия).

Ученик 2. А я считаю, что быть фанатом даже полезно. Ведь это хорошо, когда у человека есть стимул, когда он по-настоящему чем-то увлекается, это увлечение расширяет кругозор, помогает в общении, может помочь в выборе профессии. Многие фанаты сами начинают писать музыку, стихи, заниматься живописью, а значит, раскрывают свои таланты.

Классный руководитель. Кто хочет поддержать эту точку зрения? Может быть, приведете примеры того, как увлечение кумиром привело к бурному развитию собственных талантов? (Дети высказываются.)

- Мы выслушали крайние точки зрения. Кто же прав? А может быть, истина посередине? Фанатизм может привести к разрушению личности, а может стать стимулом развития. Или тогда это будет уже не фанатизм?

Примерные высказывания детей:

- Слепое подражание кумирам - это фанатизм. А если человек сознательно выбирает, что брать у кумира, а что не брать, это уже не фанатизм, ведь тогда человек начинает критически относиться к кумиру.

- Не обязательно ведь подражать идеалу внешне, можно развивать в себе те качества и способности, которые сильны в твоем кумире, которые помогли ему добиться известности.

Классный руководитель. Если это увлечение становится манией, навязчивой идеей, закрывает собой все остальные стороны жизни, начинается разрушение личности, человек становится ограниченным. Фанатизм - этот отказ от собственной индивидуальности.

С другой стороны, по мнению психологов, поклонение кумирам даже полезно для подростков, это признак стремления к совершенству, к настоящей любви. Это можно рассматривать как репетицию настоящих чувств, умения думать о другом человеке.

Подростком быть очень трудно - каждый день приходится доказывать всем и самому себе, что ты уже не ребенок. Некоторые психологи считают, что подростковый фанатизм помогает взрослеть. Но, конечно, во всем должна быть мера.

V. Воспитывающие ситуации

1. Пора взросления

Классный руководитель. Приходит время, человек становится взрослым и прощается со своими кумирами. Вот какое письмо нашла я недавно на сайте, где общаются фанаты Гарри Поттера.

...Ура! Сегодня у меня самый большой праздник за долгих дурацких 4 года. У моего сознания выросли крылья, и я чувствую, что начинается что-то новое.

11 января, в 1:03 по московскому времени, я лежала и не могла заснуть, и вдруг, словно яркая вспышка, в мозгу вспыхнула мысль: «Мне это не надо!» Мне не нужен этот мир. Мир вашего Гарри Поттера!

Одиннадцатилетним ребенком я с восторгом пялилась в монитор, проходя эту завораживающую модную игрушку «Гарри Поттер и философский камень». Потом фильм, тонны журналов с фотографиями Дэниэля Рэдклиффа, плакаты, вырезки, десятки часов в Интернете, общение с такими же фанами - ну и к чему я пришла? Я отдала прекрасные годы своей жизни на магический мираж, который не давал мне отдыха ни днем ни ночью. Какие-то детские мечты и надежды, будто тебя загипнотизировали... Я отдала этому миру четыре года жизни и ничего не получила взамен! И вот именно сегодня ночью все показалось таким глупым, таким пустым и детским, бессмысленным и бесполезным!

Посмотрите на себя со стороны: вы собираете их фотки и грезите об их любви. Вы считаете их самыми красивыми и умными и не мыслите без них Жизни. Это наваждение, от которого нужно избавиться. Возможно, кто-то получает удовольствие от поклонения своим кумирам. Но запомните, придет такой день, когда вы, как та бабка, останетесь у разбитого корыта. В жизни вы можете оказаться ничем. Просто в свое время вы не воплотили свои мечты и таланты в реальной жизни.

Я желаю вам удачи. Вы все люди очень умные, начитанные, с большой фантазией и доброй душой. Не гробьте себя в мире Гарри Поттера. Живите в реальной жизни и не верьте в магию. Ее просто нет. Всегда ваша - и подпись.

Классный руководитель (задает вопросы).

- Кто пишет это письмо, к кому обращается? (Бывшая фанатка-к фанатам Гарри Поттера.)

- Это письмо-прощание. С чем прощается автор? (Прощается с кумиром, с детством, с наваждением, с магией, с мечтами, с глупостью, с пустотой и т. п.)

- Сколько лет отдала эта девочка своему увлечению? (4 года.)

- С какого возраста она стала поклоняться своему кумиру? (С 11 лет.)

- Почему она называет эти годы дурацкими? (Они были прожиты впустую, игры, плакаты, журналы, общение с фанатами вместо того, чтобы развивать свои таланты.)

- Как она характеризует эти 4 года? (Глупые, пустые, детские, бессмысленные, бесполезные.)

- Какие слова письма говорят о том, что увлечение девочки приняло вид навязчивой идеи, мании? («Будтозагипнотизировали», «магический мираж», «нет покоя ни днем ни ночью», «завораживающая игрушка»...)

- Какое открытие она сделала в эту ночь? (Она поняла, что этот кумир ей не нужен.)

- Какое новое ощущение испытала она, освободившись от привязанности? (Праздник, выросли крылья, начинается что-то новое.)

- О чем жалеет эта бывшая фанатка? (О том, что впустую потратила 4 года жизни, за это время могла бы воплотить свои мечты и таланты в реальной жизни.)

- Какой совет дает она своим бывшим единомышленникам? (Живите в реальной жизни и не верьте в магию, нужно избавиться от наваждения.)

- Что значит «останетесь у разбитого корыта»? (Повзрослев, поймете, что этот кумир мнимый, что ничему хорошему у него не научились, ничего полезного от него не взяли и т. п.)

- Если бы эта девочка обращалась именно к вам, вы бы приняли ее советы?

(Дети высказываются.)

2. Пример для подражания

Классный руководитель. Судя по опросам психологов, большинство подростков находят своих кумиров на экране телевизора. Поэтому образцами для подражания становятся музыканты, телеведущие, спортсмены, другие представители шоу-бизнеса.

Но если оторваться от экрана и посмотреть вокруг, то можно найти героев рядом с собой.

Вот о каком примере для подражания рассказывает корреспондент ростовской газеты. (Читает.)

У Саши была хорошая дружная семья, где царили любовь и согласие. Но в 8 лет он лишился матери, а в 12 - отца. Один, никому не нужный, он мог бы пуститься в разгульную, вольную жизнь. Но Сашка был против этого:

- Бродяжничать, ночевать по подвалам - это запросто, только от этого человек начинает лениться, расслабляется, а значит, перестает быть человеком.

Переехал жить к тете в село. Там в 12 лет впервые пошел на работу - попросился помощником на стройку - выносил мусор, подавал раствор.

Потом мальчик попал в детский дом. Но там ему не понравилось - халява. А мальчишка уже привык зарабатывать. Когда детский дом выехал в лагерь на море, он не резвился на пляже, а искал работу - был грузчиком, помощником тракториста, распутывал сети у рыбаков, коптил и продавал рыбу на пляже. Купил мотоцикл. На следующий год категорически отказался ехать в лагерь на море. Попросил директора устроить его на работу. Директор помогла парню найти место в автомастерской. Там сейчас Сашка и трудится. Зарабатывает 100 рублей в день, деньги откладывает, каждую свободную минуту проводит возле своего мотоцикла.

- Этой осенью я планирую поступить в училище. Хочу стать автомехаником. Мне техника ближе, - говорит Саша. - А после учебы буду искать хорошую работу. Я уже знаю, чего хочу, и буду добиваться своей цели. Правда, ждать придется, пока 21 год не исполнится.

В 21 год Александр Николаевич хочет пойти работать водителем автобуса в Ростове.

- Если постараться, автобус со временем можно выкупить, потом еще поработать, купить еще один и так далее, - уверен парень. А там можно и семью заводить, дом строить.

Была у него девушка, да стала встречаться с другим. Сашка считает, что предательства нельзя прощать никому. Ни другу, ни любимой девушке. Друг, по его мнению, познается в горести, девушка - в верности. Ну а вообще главное в жизни - не лениться и слушать то, что тебе говорит начальство.

- Надо ставить перед собой реальные цели и достигать их. И так, потихонечку, идти выше, - учит меня напоследок 15-летний пацан, который стал кумиром для всех своих сверстников в интернате.

- Вдохновил ли вас пример этого подростка?

- Этот мальчик в 12 лет остался сиротой. Как бы могла сложиться его судьба?

- Почему он упорно старался найти работу?

- Есть ли у него мечта?

- Есть ли у него жизненные правила и принципы?

- Почему корреспондент называет его в конце заметки Александр Николаевич?

- Можно ли назвать Сашу взрослым человеком?

- Как вы думаете, станет ли он создавать себе кумиров?

- Как вы думаете, с кого брал пример Саша, строя свою жизнь?

(Дети высказываются.)

VI. Анализ анкет детей «Мой идеал»

Классный руководитель. Человек постоянно стремится к идеалу. О того, какой идеал ты для себя выберешь, может зависеть вся жизнь.

Каковы идеалы современных подростков? Готовясь к сегодняшнему разговору, мы провели опрос ребят нашего класса: есть ли у них образец для подражания и кем они хотели бы стать?

С результатами опроса вас познакомит (имя, фамилия).

Ученик 3. Вот какие получились результаты... (Рассказывает.) На кого ты хочешь быть похож?

Примерная схема рассказа (без указания количества детей):

Каждый второй в нашем классе выбрал в качестве образца для подражания звезд шоу-бизнеса, немало таких, которые хотят быть похожими на вымышленных героев, суперменов типа человека-паука, на актеров, спортсменов, на Гарри Поттера.

Каждый третий указал в качестве идеала члена своей семьи: папу, маму, бабушку, дедушку, брата.

Только единицы выбрали образцом для подражания полицейского и десантника.

И ни один не выбрал своим героем непобедимого полководца, ученого, миротворца, жертвенного человека с высокими идеалами.

Большинство девочек мечтают стать актрисами и танцовщицами, модельерами, стилистами и дизайнерами. Есть такие, кто видит себя экономистами, врачами, юристами, психологами, учителями, программистами и даже дипломатами, журналистами. Лишь одна девочка написала, что мечтает стать человеком с большой буквы.

Мальчики желают быть спортсменами, юристами, просто известными и знаменитыми, олигархами, президентом, бизнесменами, единицы хотят стать: поваром, полицейским, переводчиком и т. п.

К сожалению, забыли наши ребята о таких профессиях, как инженер, строитель, летчик, космонавт, писатель, капитан корабля, ученый, полководец, путешественник, хлебороб, агроном, и многих

других профессиях, которые дают возможность прославиться и быть успешным в жизни.

VII. Рассказы детей: «Мой идеал»

Классный руководитель. Образец для подражания, идеал, человек или герой, на которого будешь равняться в жизни, - у кого он есть? Расскажите о нем.

- Чем вас привлекает этот человек?

- Чему вы хотите у него научиться? (Дети поднимают руки, рассказывают.)

VIII. Заключительное слово «Не сотвори себе кумира»

Классный руководитель. Вернемся к теме нашего классного часа. Кто знает, откуда взята эта фраза? (Из Библии. В Ветхом Завете это одна из заповедей, по которым должен был жить народ.)

Смысл этой заповеди в том, что не следует поклоняться и подражать кому-либо слепо, как язычник поклоняется идолу. Кумир опасен тем, что человек начинает относиться к нему, как к Богу. Идол заслоняет собой Живого Бога. Поклоняться кумиру - значит, отказаться от Бога в самом себе, отказаться и от себя, потерять голову.

Не сотвори себе кумира - так звучит известный призыв иметь чистую совесть, свободный и смелый ум. Зачем казаться чьей-то тенью, когда можешь быть личностью?

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Дал ли вам сегодняшний разговор пищу для размышлений?

- Какие истории запомнились?

- Чьи высказывания понравились?

- Довольны ли вы своим участием в классном часе? (Дети высказываются.)

Похожие статьи:

Интеллектуальная игра для 6 класса

Классный час «О коллекционировании и коллекциях», 6 класс

Классный час дискуссия для 5-6 класса

Классный час на «День защиты детей», 5-6 класс

Классный час 5-6 класс. Олимпийские игры

Нет комментариев. Ваш будет первым!