Классный час в 1 классе на тему: Вежливость

Конспект классного часа для 1 класса

Методическая разработка классного часа в 1 классе. Тема: Праздник вежливых наук (тематический час)

Цели: показать детям, что вежливость - это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении; воспитывать в детях стремление быть полезными обществу.

Ход занятия

I. Сообщение темы и целей мероприятия.

II. Вводная часть.

Учитель. Среди людей существуют разные отношения: добрые, хорошие, нужные, обязательные, уважительные, скверные, злые, унизительные. Наш класс - это коллектив. Самый первый коллектив - это семья, затем группа, класс, школа и, в конечном итоге, страна.

Коллектив - это группа людей, объединенных общей работой, учебой или интересами.

- Какими нравственными нормами общения должны обладать настоящие одноклассники? (Вежливость, тактичность, деликатность, корректность, внимание и чуткость)

III. Основная работ: формирование представлений о нравственно-этических нормах общения.

1. Работа над стихотворением А. Барто.

Учитель. Послушайте стихотворение А. Барто. Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании? Вежлив ли он?

Первый чтец.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном:

Его зовут ... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

 

Второй чтец.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

 

Третий чтец.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

 

Четвертый чтец.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего...»

 

Пятый чтец.

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

 

Шестой чтец.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

 

Седьмой чтец.

Но, может быть, он всем знаком,

И вы встречались с ним где-либо.

Тогда скажите нам о нем,

А мы... мы скажем вам - спасибо!

2. Слова приветствия и прощания.

Учитель. А какие слова приветствия и прощания вы употребляете, ребята? (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый вечер! Добрый день! До свидания! Всего Вам хорошего! Будьте здоровы! Спокойной ночи! Доброй ночи! Счастливого пути! Счастливо оставаться! Час добрый!)

«Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить «доброе утро!» нахмурясь, недовольным голосом?! Почему? (Ответы детей)

Две группы мышей были помещены исследователями в одинаковые условия, но было одно различие: одних ежедневно поглаживали, ласкали, других - нет. Оказалось, что обласканные вырастают крупнее, крепче, смышленее необласканных и даже более устойчивыми к заболеваниям. Так что доброе слово не только кошке, но и мышке приятно.

А что тогда говорить о нас - людях?

Все мы нуждаемся в доброте, понимании, заботе, уважении и улыбке - символе человечности и доброты.

А что обозначает другое хорошее слово - «здравствуйте»? (Ответы детей)

Все эти слова: здравствуйте, доброе утро, добрый день, спокойной ночи - хороши тогда, когда человек человеку, действительно, желает добра, здоровья.

3. Работа над стихотворением «Невежливая вежливость».

- Это почему-то никак не получается у Петруся из стихотворения «Невежливая вежливость».

Первый чтец.

Обещал отцу Петрусь:

- Я за вежливость возьмусь.

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!

Второй чтец.

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит - утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

Третий чтец.

А Петрусь как заорет:

- С добрым утром! Дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, постреленок!

Четвертый чтец.

Вот Петрусь догнал Иринку

Да как дернет за косынку:

- Ты куда, Иринка, стой –

Я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку...

Как невежлива девчонка!

Пятый чтец.

Нес вожатый горку книг,

А Петрусь с ограды - прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

- Извините, добрый вечер!

Шестой чтец.

- Вы, - вожатый закричал, -

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?!

- Где и когда был невежлив Петя?

- Почему стихотворение так называется?

4. Работа с пословицами.

- Добрыми, вежливыми будут и слова благодарности. Народная мудрость говорит:

• Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

• Худое слово и сладким медом не зальешь.

- Объясните, как вы понимаете эти слова.

5. Игра «Хорошо - плохо».

- «Хорошо» - хлопаем в ладоши, «плохо» - топаем ногами.

1) Здороваться при встрече.

2) Толкнуть и не извиниться.

3) Помочь поднять упавшую вещь.

4) Не встать, обращаясь к учителю.

5) Взять билет в автобусе.

6) Не уступить место в транспорте.

7) Сидеть в шапке за столом.

8) Резать - уродовать стволы деревьев.

9) Ломать ветки деревьев и кустов.

10) После отдыха в лесу оставить после себя свалку.

11) Поздравить родных с праздником.

6. Обсуждение ситуаций.

1) А теперь, ребята, давайте решим все вместе такую задачу:

Одна девочка жаловалась возмущенно маме:

- Во дворе мальчишка, такой невежа, зовет меня Танька!

- А ты как его зовешь? - спросила мама.

- Я его вообще никак не зову, - ответила Таня.

- Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

- Скажите, права ли Таня?

2) Как вы поблагодарите маму за вкусный обед?

7. Игра «Стоп - красный свет».

- Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое поведение - поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете - поднимите зеленую карточку.

1) Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная)

2) На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. (Красная)

3) Две девочки в столовой «хлюпают» носами, болтают за столом во время еды. (Красная)

4) Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (Красная)

5) По утрам убираем свою постель. (Зеленая)

6) После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зеленая)

7) Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете. (Красная)

8) Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая)

8. Частушки.

Учитель. Ну, какой праздник без частушек?

Первый ученик.

Тетя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

«Извините, тетя Сима,

Я вам вовсе не батрак!»

Второй ученик.

Коля ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Третий ученик.

В поезд входят три юнната:

- Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут!

Четвертый ученик.

Говорит лентяйке мать:

- Убери свою кровать!

- Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала.

Пятый ученик.

Толя ловко ловит рыбу,

Может лодку смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

IV. Подведение итогов.

- Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами». Дополните рифму.

• Растает даже ледяная глыба от слова теплого ... (спасибо).

• Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (добрый день).

• Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (спасибо).

• Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста).

• И во Франции, и в Дании на прощанье говорят ... (до свидания). Учитель. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее, в этих словах заключены Великие силы.

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашелся: взглянул им в глаза

И робко и тихо «простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже:

- Мы купим другую, есть лучше в продаже.

Простите! Казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

М. Юсупова

V. Заключительное слово учителя.

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть и стыдиться. Народ давно заметил: «Дела сильнее слов».

Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям.

Дети исполняют хором два куплета песни.

Землю обмотали тоненькие нити,

Нити параллелей и волшебных рек.

Совершите чудо, руку протяните.

Надо, чтобы в дружбу верил человек.

Мы не зря мечтали о волшебном чуде.

Пусть планету вертит всемогущий век.

Это так чудесно, если с Вами рядом

Улыбнулся незнакомый хмурый человек.

Учитель. Наше занятие, ребята, окончено. Всего доброго!

Похожие статьи:

Конспект классного часа для 1 класса

Конспект классного часа для 1 класса. Добро и зло

Конспект занятия для 1 класса на тему Здоровый образ жизни

Классный час в 1 классе. Урок-путешествие

Классный час для 1 класса. Птицы и звери

Нет комментариев. Ваш будет первым!