Огоньки в лагере. Примеры

«Огоньки» в летнем лагере. Идеи для вожатого

«Огонек» — это особая форма общения, позволяющая каждому участнику не только высказаться, раскрыться для окружающих, но и научиться слушать и понимать других. Основная общая задача «Огоньков» — анализ коллективной совместной деятельности, развитие умения распределять в коллективе содержание и объем работы, вступать в партнерские отношения.

В организации вечерних «Огоньков» очень важно, чтобы с первых дней пребывания в лагере «Огонек» был не формальным мероприятием, напоминающим классное собрание, а местом задушевного общения. Поэтому недопустимо и путать его с массовкой, вечеринкой, с тем, что мы называем развлечением. Но это совсем не значит, что на «Огоньке» нет места песням, смешным историям и веселым шуткам. Главное — создавать теплое задушевное общение.

Позиция педагога-организатора при этом должна быть исключительно тактичной. Он стремится (и требует от остальных) не перебивать говорящего, даже если тот, по общему мнению, в корне неправ. Необходимо следить за тем, чтобы более активные ребята не «забивали» застенчивых или легко теряющихся в беседе участников дискуссии. Совершенно недопустимы «обязаловка», «вытягивание» высказываний и мнений.

А как быть с незрелыми, поверхностными, аморальными и тому подобными суждениями участников «Огоньков»? Пусть дети выскажутся, но последнее слово в таком случае обязательно должно быть за педагогом-организатором. Завершая разговор, он должен подвергнуть убедительной критике соответствующие высказывания, но ни в коем случае не переходя при этом «наличность». Он против такой-то позиции, но не против такого-то конкретного лица. Ведь обиженный или осмеянный ребенок после такого «Огонька» лишь — в пику оппонентам — укоренится в своей неправоте.

«Огонек», если он удался, становится незабываемым и заметно сплачивает группу в дальнейшем. Он имеет не только очевидный нравственный, воспитательный, но и психологический смысл, ибо общение на духовном уровне всем хорошо известно как вернейший способ облегчить, высветлить и укрепить душу человека.

♦ В первые дни «Огоньки» могут быть достаточно продолжительными, но не затянутыми: 40-60 мин в зависимости от возраста. При этом основное содержание — рефлексия дня — занимает не более 15-25 мин. Педагог-организатор рассказывает об истории лагеря (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно окрашенным, хорошо, если в рассказе будут какие-то воспоминания, шутки, сведения о природных и географических, исторических особенностях месторасположения лагеря), поет вечерние песни.

Если в отряде старших подростков есть ребята, умеющие играть на гитаре или знающие хорошие «тихие» песни, то гитара и право «запева» передаются по кругу (хорошо, когда песня возникает сама собой, например, какие-то песни педагог может запеть исходя из контекста общего разговора).

Довольно распространенная педагогическая ошибка — длинная речь педагога в анализе дня, в которой он поучает всех остальных. Поскольку у подростков в оргпериод «фестивальное» настроение, то речь педагога останется невоспринятой, а он сам получит негативную оценку. Важно, чтобы педагог в этих первых диалогах получил «обратную связь», способствовал укреплению у ребят веры в лучшее.

Первые «Огоньки» могут различаться по форме организации. Так, можно предложить разговор «Письмо домой», «Письмо другу», «Телефонный разговор », рассказ-эстафету «Что было бы, если бы вы из сегодняшнего дня перенеслись в день завтрашний», и т.д. Такие формы позволяют снимать оценочное и потребительское отношение к окружающим, концентрировать внимание на собственных ресурсах и возможностях.

Довольно распространенной формой в организационный период стал тематический «Огонек» — «Расскажи мне о себе». Здесь следует помнить, что в первые два дня у ребенка еще не возникает устойчивого желания знакомиться со всеми членами отряда, он выбирает себе «ближайшее окружение». У ребенка еще нет потребности ни говорить о себе, ни слушать других. Следовательно, хорошее вроде бы дело может стать формальным, оттолкнуть стеснительных, замкнутых подростков, сформировать мнение об «Огоньке» как о чем-то скучном.

Схема проведения «Огонька»: настрой (вечерние песни у костра); небольшое вступительное слово ведущего (один из педагогов отряда), в котором он в непринужденной форме говорит о начале смены («Мы вам рады»; «Мы вновь рады встретиться»), о задачах и традициях «Огонька» — «Расскажи мне о себе».

По традиции каждый рассказывает о себе — о том, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, чего он ждет от этой смены; поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня должен высказаться каждый; очередность нашего разговора будет соблюдаться с помощью символа — пера, уголька от костра прошлого отряда и т.п.

Разговор о себе начинает второй педагог: рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, о людях и об идеальных отношениях с людьми), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу.

Примерно через каждые 15-20 мин педагог делает паузы, чтобы разговор не был монотонным, — это вечерние песни, стихи и рассказы ребят из прошлых смен, торжественное вручение наказа (он зачитывается). Чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно придумать в середине «Огонька» какой-то сюжет с движениями, но такими, которые не нарушали бы общего настроя. Завершается «Огонек» словами педагога, в которых он выражает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены, которая «обязательно получится лучше и интереснее всех других, потому что я ни разу не видел, чтобы в одном отряде собрались вместе такие замечательные мальчишки и девчонки». Завершается разговор общей песней.

♦ Задача «Огонька» в основной период — рефлексия относительно деятельности отряда. Обычная продолжительность небольшая — 15-20 мин. В ситуациях кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов «Огонек» может быть более продолжительным.

Помните, что сбор на него всегда должен быть неформальным. Например, педагог на месте проведения «Огонька» затевает какой-либо разговор с детьми (тема может быть самой необычной — о цветопсихологии, о стихах; легенда, случай, рассказ о киногерое или о книге, фантастика и приключения — все это может стать темой рассказа, переходящего в беседу), или с небольшой группой поет песни, или зачитывает какой-то отрывок из книги (особенно в младших отрядах). Затем следует плавно перейти от рассказа и песни к анализу дня. Если общение будет всегда необычным и непринужденным, то оно станет потребностью всех членов отряда.

Кстати, не обязательно, чтобы в основной период постоянно присутствовали такие символы «Огонька», как свеча или костер, их необходимо «беречь» для особых случаев.

♦ Тематический «Огонек» является отрядным делом, и опытные педагоги проводят два-три таких «больших разговора» за смену. И вот здесь как раз важно использовать необычную обстановку. Имейте в виду, что у группы не должно возникнуть чувство, что тема обсуждается, навязываясь «сверху». Педагог как бы невзначай «выруливает» на ключевой вопрос, выбирая подходящий момент. Одна тема естественно порождает другую — таков принцип тематического «Огонька».

В качестве ключевых вопросов могут выступать следующие:

«Отчего мне бывает скучно?»

«Какую музыку я люблю, и почему она мне нравится больше, чем другая?»

«На какого героя фильма или книги мне когда-либо хотелось походить?»

«Каким я представляю себя и каким представляют меня другие (собравшиеся) лет через двадцать?»

«Понимаю ли я своих родителей, бабушек, дедушек? Понимают ли они меня, и если нет, то почему?» «Какой хороший поступок был в моей жизни?» (Имеется в виду «хороший» в представлении ребенка, что бы об этом ни думали другие.)

«Люблю ли я животных, и с какими из них мне приходилось иметь дело?»

«Существует ли человек, которого я ненавижу?» (Не называя, дать его психологический портрет.)

«Какие народные песенки и сказки (любого народа) мне приходилось слышать и чем они мне понравились? »

«Какие люди мне больше нравятся — скромные или бросающиеся в глаза, и почему? »

«Пришлось ли мне пережить разочарование в человеке (называть его не надо) и с чем это было связано?»

«Знаю ли я кого-нибудь из воевавших в минувшей войне пожилых людей? Рассказывали ли они о войне? Что я знаю о войне?»

«В каких местностях страны и в каких странах земного шара мне хотелось бы побывать и почему?» «Какие профессии мне нравятся? Какие не нравятся и почему? »

«Что значит отряд для меня? »

♦ Основной формой организации вечерних «Огоньков» в течение итогового периода является «Живой уголек». Это самый последний разговор. Все собираются у костра, в руках говорящего свеча, горящая ветка. Высказываются последние пожелания, и «живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать. Последний в лагерной смене «Огонек» обычно дополняется традициями прощания.

Его задача — не только подвести итог жизни отряда, но и снять эмоциональное напряжение, связанное с прощанием. После такого вечера детям легче перейти к другому образу жизни, в котором уже не будет отряда и лагерных друзей и подруг.

Похожие статьи:

Мероприятие для школьников 2-3 класса на тему: Рыбалка

Мероприятие для детей в лагере дневного пребывания

Приветствие лагеря

Театрализованная игра представление в лагере. Сценарий

Спортивные конкурсы в летнем лагере. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!