Необходимость психологической поддержки и сопровождения школьника

Необходимость психологической поддержки и сопровождения школьника

Педагогическая поддержка возможна тогда, когда ребенок постепенно включается в процесс сотрудничества и взаимодействия со своим учителем, родителем. Важно получить согласие ребенка на помощь и поддержку. В отдельных случаях согласие должно быть явным, а иногда может быть и скрытым от ученика, проявляться на уровне его ощущений, мотивов.

Впрочем, искусство поддержки связано с тем, что в ней нет и не может быть ничего заранее предугаданного. Она, как и жизнь, зачастую непредсказуема.

Исходя из целей и задач психолого-педагогического сопровождения, можно выделить следующие содержательные функции.

1. Профилактика школьной неуспеваемости.

Необходимо предупредить отставание тех учащихся, которые не в состоянии освоить содержание образовательных программ.

Уже на этапе подготовки к обучению в школе обращается внимание на готовность ребенка по различным критериям.

Своевременно оказанная психологическая и педагогическая помощь помогает ребенку, записанному в школу, заранее мобилизовать свою эмоциональную, волевую и познавательную активность, настроиться должным образом на преодоление возможных трудностей в обучении, актуализировать необходимые учебные умения.

Такая установка позволяет предупредить возможные трудности первоклассника, связанные с недостаточной готовностью, недостаточным уровнем умения учиться. И наконец, своевременное преодоление трудностей, возникающих по ходу обучения, является профилактикой педагогической дезадаптации, отставания в учебе, неуспеваемости.

❢ Возможность оказания психологической помощи до начала обучения и в ходе

него создает более комфортные условия для учебной деятельности, позволяет своевременно разрешать коммуникативные, организационные и другие проблемы, возникающие в процессе обучения.

2. Пропедевтика — создание положительной установки на школу, учителя и учащихся, с которыми ребенку предстоит учиться.

Стимуляция мотивации к обучению, активизация соответствующих ресурсов (познавательные способности, знания, умения, навыки).

Поддержка личной инициативы и проявлений совместных усилий в групповой работе.

Создание условий для проявления самостоятельности, творчества, индивидуального выбора.

Поддержание особой атмосферы межличностного взаимодействия, построенного на гуманистических принципах.

❢ Предварительная настройка познавательных систем школьников делает их более восприимчивыми к обучению.

3. Психологическое обеспечение программ школьного обучения.

Важно выявить и устранить препятствия, мешающие успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании, чтобы совместно с ребенком выстроить процесс преодоления этих препятствий. Ученик должен приобрести опыт осознанного действия в подобных ситуациях.

На 1-м этапе в приватной беседе выявить проблему ребенка, проговорить ее с самим учеником. Оценить ее с точки зрения значимости для ребенка. Для родителя это этап размышлений и проектирования психологической поддержки.

Чтобы помочь ребенку в беседе, можно использовать прием незаконченного предложения. Предложите ребенку закончить предложения: «Я хочу сказать...», «Моя самая большая трудность сейчас — это...».

На 2-м этапе необходимо выяснить причины трудностей ребенка, их возникновение. Здесь выявляется взгляд на проблему глазами ребенка. Не высказывая оценочных суждений, требуется проявить внимание к проблемам ребенка, внушая уверенность в том, что они могут и должны быть решены.

Задача родителей — поддержать ребенка в любых трудностях, высказать свою готовность помочь ему и по возможности сразу же обо­значить первые шаги в этом направлении.

На 3-м этапе вам предстоит договориться с ребенком о совместной работе по преодолению его трудностей. Лучше, если ребенок в письменном виде расскажет о своей готовности лучше учиться. Например, он обязуется получать по предмету хорошие оценки, а для этого будет больше задавать вопросов о правильности своего понимания вопроса. На вопросы будут даны ответы... и т. п.

На 4-м этапе взрослый стимулирует, одобряет действия ребенка. Поощряет его инициативу, помогает в успешности первых самостоятельных шагов.

И наконец, 5-й этап — рефлексия. Успехи и неудачи обсуждаются с ребенком совместно. Особое внимание необходимо проявлять к чувствам и эмоциям ребенка. Важно помочь ему заметить те изменения, которые происходят в нем самом и в отношении к нему.

Здесь мы учимся создавать ситуацию успеха, чтобы школьник, столкнувшийся с трудностями обучения, поверил в свои силы и способности.

4. Создание оптимальных социальных условий для развития личности школьника.

Это функция формирования способности к успешному социальному взаимодействию, социализации и активной адаптации в новом социально-экономическом пространстве.

❢ Все эти действия имеют положительный эмоциональный эффект и направлены на повышение активности школьника в процессе достижения.

Психологическая поддержка — это процесс, который:

• концентрирует внимание взрослого на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

• дает ребенку возможность поверить в себя и свои способности;

• помогает ребенку избежать ошибок;

• поддерживает ребенка при неудачах.

Имеет ли значение стиль общения при осуществлении психологической поддержки?

Да, имеет. Надо обращать внимание и сосредоточиться не на ошибке ребенка, а на позитивной стороне его поступков и их поощрении.

❢ Недопустимы негативные замечания родителей.

Поддерживать ребенка — значит верить в него.

Поддерживать ребенка и тогда, когда ему плохо, и тогда, когда ему хорошо.

Рассматривать поступок ребенка следует не только в целом, но и выделять отдельные, позитивные для ребенка стороны.

Чтобы осуществлять психологическую поддержку, взрослые должны:

• научиться принимать себя;

• достичь самовыражения и уверенности.

❢ Уверенный взрослый может вселять уверенность в ребенка.

Иначе взрослый может разочаровать ребенка, говоря ему:

• «Ты мог бы и постараться»;

• «Ты мог бы и поосторожнее»;

• «Ты должен был смотреть, как делаю это я».

Постоянные упреки («Ты мог бы сделать лучше» и т. п.) приводят к негативному результату: «Какой смысл стараться? Все равно не получится. Я сдаюсь».

И ребенок сдается. К подобным результатам приводят:

• Завышенные требования родителей.

Если родители видели, что ребенок в детском саду самый способный (хорошо прыгает), они ожидают, что и в школе он будет хо­рошим спортсменом.

• Чрезмерные амбиции ребенка.

Плохо играя в определенной игре — отказывается принимать в ней участие.

Плохо выполняя задание — отказывается вообще его выполнять.

Не в состоянии выделиться в прыжках в высоту — начинает вести себя вызывающе.

Взрослый должен научиться принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учи­тывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие «Я-концепции» и чувства адекватности ребенка.

Ежедневно повышайте чувство собственной значимости ребенка:

• демонстрируя ему свое удовлетворение от его достижений или усилий;

• поощряя его справляться с различными задачами. Создавайте у ребенка установку «Ты можешь это сделать»;

• учите ребенка ориентироваться в ситуации так, чтобы он сам смог сформировать свой образовательный вопрос и найти пути его решения.

Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, родитель должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. При этом можно сказать:

• «Мне было бы очень приятно наблюдать за твоей работой»;

• «Если что-то выполнено не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком»;

• «Мы все совершаем ошибки. А исправляя их, мы учимся. Ты тоже учишься».

Вскоре родитель научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителей и педагогов в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Педагог же обязан дать почувствовать каждому ученику, что он нужный и уважаемый член группы, класса.

Похожие статьи:

Современное определение понятия «готовность к школе». Готовность к школе как свойство системы

Почему ребенку трудно учиться? К чему следует приучать ребенка с самого начала ученической жизни?

Требования, которые предъявляет к ребенку школьная жизнь

Как правильно подготовить ребенка к обучению в школе

Как активизировать мыслительную деятельность ребенка?

Нет комментариев. Ваш будет первым!