Необходимость психологической поддержки и сопровождения школьника
Педагогическая поддержка возможна тогда, когда ребенок постепенно включается в процесс сотрудничества и взаимодействия со своим учителем, родителем. Важно получить согласие ребенка на помощь и поддержку. В отдельных случаях согласие должно быть явным, а иногда может быть и скрытым от ученика, проявляться на уровне его ощущений, мотивов.
Впрочем, искусство поддержки связано с тем, что в ней нет и не может быть ничего заранее предугаданного. Она, как и жизнь, зачастую непредсказуема.
Исходя из целей и задач психолого-педагогического сопровождения, можно выделить следующие содержательные функции.
1. Профилактика школьной неуспеваемости.
Необходимо предупредить отставание тех учащихся, которые не в состоянии освоить содержание образовательных программ.
Уже на этапе подготовки к обучению в школе обращается внимание на готовность ребенка по различным критериям.
Своевременно оказанная психологическая и педагогическая помощь помогает ребенку, записанному в школу, заранее мобилизовать свою эмоциональную, волевую и познавательную активность, настроиться должным образом на преодоление возможных трудностей в обучении, актуализировать необходимые учебные умения.
Такая установка позволяет предупредить возможные трудности первоклассника, связанные с недостаточной готовностью, недостаточным уровнем умения учиться. И наконец, своевременное преодоление трудностей, возникающих по ходу обучения, является профилактикой педагогической дезадаптации, отставания в учебе, неуспеваемости.
❢ Возможность оказания психологической помощи до начала обучения и в ходе
него создает более комфортные условия для учебной деятельности, позволяет своевременно разрешать коммуникативные, организационные и другие проблемы, возникающие в процессе обучения.
2. Пропедевтика — создание положительной установки на школу, учителя и учащихся, с которыми ребенку предстоит учиться.
Стимуляция мотивации к обучению, активизация соответствующих ресурсов (познавательные способности, знания, умения, навыки).
Поддержка личной инициативы и проявлений совместных усилий в групповой работе.
Создание условий для проявления самостоятельности, творчества, индивидуального выбора.
Поддержание особой атмосферы межличностного взаимодействия, построенного на гуманистических принципах.
❢ Предварительная настройка познавательных систем школьников делает их более восприимчивыми к обучению.
3. Психологическое обеспечение программ школьного обучения.
Важно выявить и устранить препятствия, мешающие успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании, чтобы совместно с ребенком выстроить процесс преодоления этих препятствий. Ученик должен приобрести опыт осознанного действия в подобных ситуациях.
На 1-м этапе в приватной беседе выявить проблему ребенка, проговорить ее с самим учеником. Оценить ее с точки зрения значимости для ребенка. Для родителя это этап размышлений и проектирования психологической поддержки.
Чтобы помочь ребенку в беседе, можно использовать прием незаконченного предложения. Предложите ребенку закончить предложения: «Я хочу сказать...», «Моя самая большая трудность сейчас — это...».
На 2-м этапе необходимо выяснить причины трудностей ребенка, их возникновение. Здесь выявляется взгляд на проблему глазами ребенка. Не высказывая оценочных суждений, требуется проявить внимание к проблемам ребенка, внушая уверенность в том, что они могут и должны быть решены.
Задача родителей — поддержать ребенка в любых трудностях, высказать свою готовность помочь ему и по возможности сразу же обозначить первые шаги в этом направлении.
На 3-м этапе вам предстоит договориться с ребенком о совместной работе по преодолению его трудностей. Лучше, если ребенок в письменном виде расскажет о своей готовности лучше учиться. Например, он обязуется получать по предмету хорошие оценки, а для этого будет больше задавать вопросов о правильности своего понимания вопроса. На вопросы будут даны ответы... и т. п.
На 4-м этапе взрослый стимулирует, одобряет действия ребенка. Поощряет его инициативу, помогает в успешности первых самостоятельных шагов.
И наконец, 5-й этап — рефлексия. Успехи и неудачи обсуждаются с ребенком совместно. Особое внимание необходимо проявлять к чувствам и эмоциям ребенка. Важно помочь ему заметить те изменения, которые происходят в нем самом и в отношении к нему.
Здесь мы учимся создавать ситуацию успеха, чтобы школьник, столкнувшийся с трудностями обучения, поверил в свои силы и способности.
4. Создание оптимальных социальных условий для развития личности школьника.
Это функция формирования способности к успешному социальному взаимодействию, социализации и активной адаптации в новом социально-экономическом пространстве.
❢ Все эти действия имеют положительный эмоциональный эффект и направлены на повышение активности школьника в процессе достижения.
Психологическая поддержка — это процесс, который:
• концентрирует внимание взрослого на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
• дает ребенку возможность поверить в себя и свои способности;
• помогает ребенку избежать ошибок;
• поддерживает ребенка при неудачах.
Имеет ли значение стиль общения при осуществлении психологической поддержки?
Да, имеет. Надо обращать внимание и сосредоточиться не на ошибке ребенка, а на позитивной стороне его поступков и их поощрении.
❢ Недопустимы негативные замечания родителей.
Поддерживать ребенка — значит верить в него.
Поддерживать ребенка и тогда, когда ему плохо, и тогда, когда ему хорошо.
Рассматривать поступок ребенка следует не только в целом, но и выделять отдельные, позитивные для ребенка стороны.
Чтобы осуществлять психологическую поддержку, взрослые должны:
• научиться принимать себя;
• достичь самовыражения и уверенности.
❢ Уверенный взрослый может вселять уверенность в ребенка.
Иначе взрослый может разочаровать ребенка, говоря ему:
• «Ты мог бы и постараться»;
• «Ты мог бы и поосторожнее»;
• «Ты должен был смотреть, как делаю это я».
Постоянные упреки («Ты мог бы сделать лучше» и т. п.) приводят к негативному результату: «Какой смысл стараться? Все равно не получится. Я сдаюсь».
И ребенок сдается. К подобным результатам приводят:
• Завышенные требования родителей.
Если родители видели, что ребенок в детском саду самый способный (хорошо прыгает), они ожидают, что и в школе он будет хорошим спортсменом.
• Чрезмерные амбиции ребенка.
Плохо играя в определенной игре — отказывается принимать в ней участие.
Плохо выполняя задание — отказывается вообще его выполнять.
Не в состоянии выделиться в прыжках в высоту — начинает вести себя вызывающе.
Взрослый должен научиться принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.
Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие «Я-концепции» и чувства адекватности ребенка.
Ежедневно повышайте чувство собственной значимости ребенка:
• демонстрируя ему свое удовлетворение от его достижений или усилий;
• поощряя его справляться с различными задачами. Создавайте у ребенка установку «Ты можешь это сделать»;
• учите ребенка ориентироваться в ситуации так, чтобы он сам смог сформировать свой образовательный вопрос и найти пути его решения.
Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, родитель должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. При этом можно сказать:
• «Мне было бы очень приятно наблюдать за твоей работой»;
• «Если что-то выполнено не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком»;
• «Мы все совершаем ошибки. А исправляя их, мы учимся. Ты тоже учишься».
Вскоре родитель научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе.
Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителей и педагогов в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Педагог же обязан дать почувствовать каждому ученику, что он нужный и уважаемый член группы, класса.
Похожие статьи:
Современное определение понятия «готовность к школе». Готовность к школе как свойство системы
Почему ребенку трудно учиться? К чему следует приучать ребенка с самого начала ученической жизни?
Требования, которые предъявляет к ребенку школьная жизнь
Нет комментариев. Ваш будет первым!